Изошутка. Мечта американца – банкнота в 1.000.000 долларов.
Рис. styleofmoney.com
Когда-то в США вышел забытый ныне, но популярный в те, 1930-е годы фильм «Судьба солдата в Америке», почему-то получивший в переводе сразу несколько названий: «Судьба солдата в Америке», «Ревущие 1920-е», «Бурные 1920-е», а в оригинале «The Roaring Twenties». Не станем пересказывать интересный сюжет, просто обратим внимание на формулу титула: «судьба» + «в Америке».
И вот сейчас, отталкиваясь от этой формулы, окунемся в поток последних сообщений финансового свойства, поступающих из-за океана. Возможно, эта информация поможет лучше понять логику поведения администрации Белого Дома во внешней политике США – как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира, где американское присутствие, прежде всего, военное, просто не может проецироваться без надежных тылов. Поэтому сегодня – обзор происходящего в американском тылу.
Отметим сразу же: если об этом не говорят на каждом углу, то, во-первых, не надо полагать, что ничего подобного не происходит. А, во-вторых, власти США, возможно, специально не педалируют подобную тематику – ну, действительно, зачем гражданам портить настроение?
Так что, будем цитировать источники и обсуждать. Милое дело…
Даже не знаю, с чего лучше начать из двух фактов:
- лауреатом Нобелевской премии по экономике 2015 года стал профессор Принстонского университета (США) Ангус Дитон, удостоенный награды «за анализ потребления, бедности и благосостояния».
- крупнейший пенсионный фонд США «California Public Employees’ Retirement System» (CalPERS, Система пенсионного обеспечения государственных служащих штата Калифорния) намерен увеличить свои вложения в российские облигации, сообщает агентство Bloomberg.
Вы спросите, а что у этих событий общее? Вот и попробуем разобраться.
Начнем с первого факта, касающегося нового лауреата Нобелевской премии по экономике.
По мнению Шведской королевской академии наук, в работах Ангуса Дитона (Angus Deaton) ещё 30 лет назад разработаны оценки, о которых в пресс-релизе Нобелевского комитета сказано следующее: «Исследования (Дитона – С.Ф.) обнаружили важные подводные камни при сравнении масштабов бедности. Он также показал, как разумное использование данных о домашнем потреблении может пролить свет на такие вопросы, как взаимосвязь между доходом и потреблением калорий, и степени дискриминации по признаку пола в семье».[i]
И с чего вдруг давние исследования проблемы «бедности» в американском обществе получают Нобелевку именно сейчас?
Кто-то возразит, что недавний труд Дитона опубликован в 2013 году, и эта книга называется «The Great Escape: Health, Wealth, and the Origins of Inequality» - «Великий побег: Здоровье, богатство и происхождение неравенства», в которой «великим побегом» автор именует «побег от бедности и болезней». Но премию-то дали за давние исследования. Неужели они становятся актуальными?
Как утверждают в Нобелевском комитете, в работах Дитона доказывалось наличие прямой связи между материальным достатком и ощущением счастья, в смысле «удовлетворенности тем, как протекает ваша жизнь». При этом, согласно выводам авторов, оказалось, что счастливее всего чувствуют себя те из американцев, кто зарабатывает около $75 тыс. в год.
Даже не знаю, как это комментировать…
Нобелевскую премию дали за «открытие», состоящее в том, что «имея доход в 75 тысяч долларов в год человек счастлив, а при доходе ниже этой планки – человек несчастен».
И это – наука? И за это – Нобелевку? Да Вы вчитайтесь:
«Чем сильнее годовой доход переваливает за цифру $75 тыс., тем меньше его обладателя радуют простые человеческие удовольствия: вкусная еда, общение с друзьями и близкими, путешествия. Иными словами, все то, что дает нам ощущение эмоционального комфорта и счастья. Результаты, которые мы получили, еще раз доказали: гармония, в данном случае финансовая, всегда лучше, чем недостаток или переизбыток (!)», – пояснял сам Дитон.
А как насчет инфляции? Или лауреат полагает, что 75 тысяч долларов 30 лет назад с сегодня имеют ту же покупательную способность? Однако…
В общем, мистер Дитон получил Нобелевку за «абалденное» открытие – «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»!
Ну почему я сам не подал вовремя документы в Нобелевский комитет с формулированием этой тривиальной концепции, которая стала квинтэссенцией труда жизни мистера Дитона? Мог бы я тогда рассчитывать на лауреатство?
И дело не в том, насколько важно это элементарное откровение для мировой науки. Важно иное – вопросы «бедности» и «счастья обладания 75 тысячами долларов», похоже, уже становятся в центр внутриполитических проблем в США. Вот, работы Дитона и подсказывают уровень «счастья» для среднего американца с точки зрения сохранения и поддержания стабильности в обществе, вступившем в зону финансовой турбулентности.
И именно потому, что тема «финансы и люди» превращается в Америке из дежурной «Make money!» в алармистскую – «Where is my money?»
О чем речь? Вот о чем. Повторим позицию, обозначенную выше, как «номер два».
Крупнейший пенсионный фонд США «California Public Employees’ Retirement System» (CalPERS – «Система пенсионного обеспечения государственных служащих штата Калифорния») намерен увеличить свои вложения в российские облигации ОФЗ (облигации федерального займа), сообщает агентство Bloomberg.
«Рубль укрепился, и это важно. Доходность по облигациям очень высока. Если текущие тенденции сохранятся, то, я думаю, мы с удовольствием добавим еще российских облигаций в наш портфель», - отмечает старший управляющий инвестиционным портфелем Calpers Майк Розборо.[ii]
И зачем инвесторы из США решились вкладываться в финансовые инструменты страны, экономика которой, как известно в Вашингтоне, «разорвана в клочья»?
Ответ кроется в самой американской экономике, о состояние которой мало, кто говорит на главных телеканалах Америки. Вот – несколько штрихов.
Начнем с состояния пенсионных фондов. Мы здесь недавно писали в материале «Ставка больше, чем жизнь… экономики США» следующее:
«Теперь о тех, кто уже понял свои невеселые (и это мягко сказано) перспективы после сохранения уровня ставки ФРС на уровне 0,25% (решение от 17 сентября с.г.). Прежде всего, это – пенсионные фонды США…
Именно пенсионные фонды США в результате удерживания ставки ФРС на прежнем уровне в обозримой перспективе окажутся неплатежеспособными. Впереди отчетливо замаячила перспектива банкротства! И сейчас для поддержания своей ликвидности фондам необходим более высокий уровень ставки ради исполнения своих обязательств перед десятками миллионов своих вкладчиков-пенсионеров.
А ставка ФРС вверх «не пошла». И это уже – прямой и явный удар по населению, по избирателям, по социальной стабильности».
И вот – первые ласточки. Американский штат Иллинойс задержит выплаты по пенсиям, так как в бюджете штата на них попросту не предусмотрено денег, заявила финансовый управляющий Иллинойса Лесли Гайсслер Манджер.[iii] Она заявила, что вынуждена отменить в ноябре месяце платежи по пенсиям, общей суммой 560 миллионов долларов, и, возможно, задержать выплаты в декабре.
«Нам пришлось выбирать между несколькими плохими вариантами», заявила журналистам Манджер. «В любом случае, мы сейчас совершенно без денег». Штат обязан сначала расплатится с кредиторами, и эти платежи, в отличие от пенсий, будут совершаться аккуратно и в срок. «Выплата кредитов для нас сейчас приоритетнее», пояснила Манджер.
После Иллинойса «к грани подходит» Калифорния, и «California Public Employees’ Retirement System» собрался «в Москву за деньгами»… Сюжет? Сюжет!
Теперь по пунктам истории «О жизни денег в США», о которых обещали в начале статьи.
Внешний долг США достигнет потолка 3 ноября, тогда как минфин США ранее ожидал этого 5 ноября, говорится в письме министра финансов страны Джейкоба Лью, адресованном спикеру палаты представителей Конгресса США Джону Бейнеру и распространенном пресс-службой ведомства: «Основываясь на нашей уточненной и самой последней информации, мы считаем, что чрезвычайные меры будут исчерпаны не позднее вторника, 3 ноября».[iv]
Правительство Соединенных Штатов Америки является полностью несостоятельным. Официальные данные показывают, что размер обязательств, включая долг, льготы и федеральные пенсии, составляет $ 20,7 трлн. Активы правительства составляют чуть более $ 3 трлн, пишут «Вести-Финанс».[v]
В общей сложности, «чистая стоимость правительства» отрицательна. $ 17,7 трлн необеспеченных (!) обязательств – это уровень, который затмевает кризис на рынке недвижимости, который стал причиной мирового кризиса 2008-2009 гг. Если же включить в расчеты собственные оценки правительства по дефициту системы социального обеспечения, то отрицательная чистая стоимость достигнет $ 60 трлн, отмечает международный инвестор и основатель «Sovereign Man» Саймон Блэк.
Это – на открытом поле, и публично.
А вот Федеральная резервная система (ФРС) тихо и кулуарно нарастила долг США на 2,7 трлн долларов. Теперь общий сводный долг США составляет $ 62 трлн – около 350% от ВВП страны[vi]:
По мнению одного из самых уважаемых экономистов США (бывший президент Гарвардского Университета, бывший секретарь Казначейства США и экономический советник президента Обамы) Лоуренса Саммерса, выраженного в статье «The Washington Post»,[vii] экономики Запада практически обречены или на мощный всплеск инфляции или на глобальную рецессию.
Ещё жестче пишет британская «The Guardian»: «Мировой экономический порядок схлопывается, и на этот раз спасения нет».[viii]
Один из самых ярких и точных индикаторов состояния мировой торговли – уровень фрахта судов для океанских перевозок грузов. Сегодня этот показатель, который порой называют «барометром здоровья международной торговли», и который показывает стоимость перевозок сухих грузов по океану, опустился уже до самых низких за последние 30 лет значений.
И вот, на фоне происходящего в США разворачивается система, известная в постсоветской России 1990-х годов. Только не смейтесь – мы всё это уже проходили.
«Stockpile Inc.», стартап из Пало-Альто в Кремниевой долине, Калифорния, выходит на рынок со «свежим» предложением. Начиная с рождественского сезона распродаж, на кассах в сетях супермаркетов «Kmart», «Office Depot», «Safeway» будут вывешены подарочные карты «Stockpile» на покупку акций ведущих американских эмитентов. В программу войдут акции 20 компаний, в т.ч. «Coca-Cola Co.», «Facebook Inc.», «Apple Inc.», «Berkshire Hathaway Inc.» и деривативы на индекс S&P 500 и на «бумажное» золото и серебро.[ix]
Про деривативы мы не раз писали, и здесь просто заметим, что это – не реальные ценности, а лишь сертификаты, на которые в случае кризиса или краха все владельцы получат «дырку от бублика». Этакий «Банк Чара» по-калифорнийски. Фактически, покупатель приобретает, то есть платит наличными (!), но не акцию, а сертификат счета на предъявителя в брокерской конторе «Stockpile», на который акции будут заведены в момент регистрации подарочной карты на сайте брокера.
А Вы помните, как в середине 1990-х, например, в Москве можно было купить массу сертификатов МММ, «Олби», «Хопер-инвест» и т.д.
Вот Калифорния, где живут многие выходцы из России, ступает сегодня на ту же тропу…
Ну, прав же был Остап Бендер, знавший «400 сравнительно честных способа отъема денег».
Пишу так подробно и цифрами и раскладами по американским же оценкам, что картина надвигающегося была видна.
Ну, и как Вам про американский тыл?
Ничего духоподъемного оттуда пока не слышно. Занимаются там сейчас подсчетом долгов; получают Нобелевку за изучение «границы социального счастья»; подумывают о том, как платить свои пенсии за счет российских активов…
Скучные заботы, так зачем их каждый день по местному ТV поминать, народ беспокоить... Лучше уж – для поддержки свирепого имиджа страны с воплями бить себя в грудь, как тот самый Кинг-Конг, дабы напугать окружающих в разных регионах мира. И, ведь, пугаются. Но уже не все, и не слишком. Внешняя политика, военные операции вдали от собственных берегов без надежного тыла, это для Вашингтона – новая реальность.
А разговоры о том, что, мол: «Напрасно клевещите на США – Америка всех вас переживет» - слышал не раз. Однако…
Сейчас разговоров о том, что, мол, «Америка сегодня – самая-самая страна в мире» или «American Dream – forever», уже давно не слыхать. И народ в Майями уже не так рвется, как в конце ХХ века. Кое-что разглядели в той повседневности даже самые верные сторонники пляжей Флориды. Про дороги в Нью-Йорке и местный общепит вообще помолчу…
Витрина благополучия, говорите? – Была-была…
И тут, на фоне происходящего в долларовой колыбели, тихо-тихо где-то в районе Дальневосточном, в городе знаменитом, русско-китайском, по имени Харбин собираются – нет, не джентльмены, а русско-китайские же предприниматели в поисках своего нового пути: прочь из пут долгов, бедности, неплатежей, с которыми связана судьба вездесущего (от слов «везде» и «сущий») доллара.
16 октября с.г. в городе Харбине 35 китайских и российских финансовых организаций объединились в Транснациональный финансовый союз.
Эксперты считают, что создание союза позволит развить сотрудничество между финансовыми организациями двух стран в сферах инвестирования, финансирования и валютных сделок, что даст возможность предоставлять соответствующие услуги предприятиям Китая и России.
В состав союза входят 17 российских банковских организаций, в частности, «Сбербанк» и «Промсвязьбанк», а также 18 китайских банков, в том числе, «Харбинский банк», «Банк Баошан» и «Чунцинский банк».
Союз представляет собой, как сообщает китайское агентство «Синьхуа»,[x] некоммерческую и открытую структуру, нацеленную на усиление трансграничного сотрудничества.
…Неизвестно, смотрели ли участники харбинской встречи фильм «Судьба солдата в Америке», но известно то, что они хорошо оповещены о судьбах американской экономики.
И вот они в Харбине проявились – разные судьбы: здесь - Транснациональный финансовый союз; там - «California Public Employees’ Retirement System» идет в Россию за деньгами, а в Калифорнию возвращается «Хопер-инвест 2.0».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs