Избрание президентом Польши представителя консервативной партии «Право и справедливость» Анджея Дуды, и наметившаяся разобщенность в составе Вышеградской четвёрки (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) заставляет украинские власти задумываться над перспективами сотрудничества Украины с выше указанными государствами.
Киев надеется на политическую, и не только, поддержку Варшавы своей позиции по донбасскому вопросу. Варшава намерена реализовать амбициозные планы по усилению своё влияния в ЕС и НАТО. Одновременно с этим, польское правительство ратует за усиление присутствия Североатлантического альянса в Восточной Европе, рассматривая усиление НАТО как усиление Польши.
Киев благосклонно воспринимает реанимацию давнего проекта Междуморья, уходящего корнями в прошлое Речи Посполитой, и предусматривающего создание антироссийского блока государств на пространстве между Балтикой м Черным морем (1).
Для успешной реализации данного проекта должны быть сведены к минимуму польско-немецкие противоречия. В условиях миграционного кризиса в ЕС, позиции Германии по данному вопросу, таких противоречий вряд ли удастся избежать. Берлин готов вложить в решение проблемы размещения мигрантов и беженцев 6 млрд. Евро (2).
Страны Вышеградской четвёрки настроены иначе. Венгрия категорически отказывается подчиняться диктату Брюсселя по распределению мигрантов. В унисон с Будапештом звучит голос Братиславы и Праги. До президентства А. Дуды Польша была единственным членом Вышеградской группы, поддержавшей, а не опротестовавшей действия Брюсселя. Какую позицию займёт Варшава сейчас, покажет время.
Вышеградская группа склонна, скорее, объединить усилия для разрешения миграционного кризиса, чем заниматься дружной поддержкой Киева. Проблема мигрантов для них более актуальна, и уже есть первые примеры сотрудничества в этой области: 50 чешских полицейских командированы в Венгрию для совместной охраны границ (3). Примеров совместных попыток членов Вышеградской группы удержать от паления в бездну политико-экономического хаоса киевский режим не наблюдается.
Это не значит, что Вышеградская группа не обеспокоена происходящим на Украине. Это значит, что каждая из стран этой группы придерживается нюансированного подхода к украинскому кризису. Наиболее конфронтационным характером отличаются венгерско-украинские отношения. Причина: ассимиляционная политика Киева по отношению к венгерскому меньшинству на Закарпатье, защита которого является приоритетом внешней политики Будапешта.
Украина заинтересована в модернизации энергетической инфраструктуры совместно с Вышеградской группой, в привлечении инвестиций, создании совместных предприятий и реализации проектов в сфере образования. Но для эффективного решения таких вопросов необходимо оздоровление венгерско-украинских отношений (4). Пока Киев не нашёл приемлемый для себя вариант решения. Все упирается в противоречие, которое представляет собой политика Киева по подавлению этнического многообразия внутри страны, при одновременном желании мать хорошие отношения с исторической родиной этих меньшинств.
Киев желает расширения «нормандского формата» переговоров по Донбассу, и надеется достичь желаемого с помощью Польши. Как известно, за расширение данного формата выступил президент Польши, и эта инициатива входит в комплекс озвученных им других внешнеполитических мер, как то укрепление контактов с государствами Балто-Черномроского региона, и размещение дополнительных контингентов НАТО в Центрально-Восточной Европе (1).
Успех на данном направлении будет зависеть от того, насколько далеко готова зайти Варшава в деле ухудшения польско-германских о ношений. Усиление контингента НАТО в Европе равнозначно усилению в Европе позиций Соединённых Штатов, чему Германия исподволь противится. Учитывая экономическую зависимость Польши от Германии, Варшава не решится на кардинальный слом отношений с Берлином. Ожидается коррекция германского вектора польской политики, а не его радикальная смена. Эта коррекция заключается в попытках Варшавы снизить германское влияние в трансатлантических институтах и ЕС, с опорой на США и Великобританию.
Успехи Украины на пути сотрудничества с Вышеградской группой будут скромными. Киёв не обладает экономическим необходимым потенциалом, с опорой на который он мог бы представлять приоритетный интерес для своих соседей. Экономические проекты с соседями будут носить дискретный характер, и не оздоровят украинскую экономику.
Главным адвокатом Киева на международной арене традиционно выступит Варшава. Остаётся подождать, найдут ли Польша и Украина взаимоприемлемое решение в таких щекотливых вопросах, как деятельность ОУН-УПА в 1920-1940 гг. «Право и справедливость»,с Ярославом Качинским во главе, провозгласила курс на противодействие попыткам Киева сделать героев из союзников фюрера в лице ОУН-УПА.
Наиболее вероятный вариант будущих польско-украинских орошений – это активизация усилий Варшавы по противодействию пропаганде украинского национализма на Западной Украине, при одновременной поддержке режима Порошенко в международных вопросах, как то гипотетическое членство Украины в НАТО, развитие отношений с западными странами в военно-политической области.
Польша заинтересована в снижении националистического накала в приграничных украинских регионах, когда-то входивших в состав польского государства, и в усилении это начала на территории остальной Украины, где доминирует не польско-католическая, а русско-православная культура. Надеяться на содействие в этом других членов Вышеградской четвёрки, особенно Венгрии, занявшей принципиальную позицию в этом вопросе, Варшаве, как и Киеву, не приходится.
1) http://www.niss.gov.ua/articles/1912/
2) http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150907_merkel_germany_migrants_plans
4) http://www.niss.gov.ua/articles/1861/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs