Премьер-министр Соединённого Королевства Дэвид Кэмерон обвиняет протестующих против масштабного торгового соглашения с США в нагнетании страха и распространении «страшилок» с целью его срыва.
Речь идёт о торговом соглашении под названием «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство» (ТТИП). Критики ТТИП от всех политических партий и движений указывают на его огромную опасность, и никаких «страшилок» при этом никому даже не нужно выдумывать. В январе этого года Еврокомиссия опубликовала своё заключение-ответ по вопросу ТТИП, в котором отмечалось, что из 150 000 опрошенных 97% выступили против него. Респондентами были представители широкой общественности. После этого была подготовлена крупнейшая в истории ЕС петиция, которую подписали 2 миллиона граждан стран-членов ЕС (сейчас количество подписей уже почти 3 млн.), выступивших против ТТИП. Оба документа были отвергнуты, поскольку исходили от Европейской гражданской инициативы и призывали провести, хотя бы небольшие общественные слушания. Затем в апреле тысячи протестующих во всех странах ЕС вышли на улицы, поскольку чиновники Еврокомиссии, назначаемые на свои должности, а не избираемые гражданами ЕС, продолжили игнорировать обеспокоенность граждан. В июне члены Европарламента от многих партий, выступающих против ТТИП, присоединились к акции протеста Партии независимости Соединённого Королевства против ТТИП, которое выразилось в виде вставания в ходе заседаний, выкрикивания слоганов, «стучания» каблуками по полу и хлопанья в ладоши. Европарламентарии планировали выразить свою первую официальную позицию по вопросу ТТИП впервые с начала переговорного процесса по этому вопросу два года назад, однако заседание превратилось в хаос (см. видео). После этого председатель закрыл заседание.
Тем временем Дэвид Кэмерон настойчиво пытался «вызвать к барьеру» противников ТТИП, намеревавшихся заблокировать его ратификацию. Кэмерон обвинил их в выдумывании беспочвенных «страшилок», одновременно призывая руководство субъектов экономической деятельности принять меры по блокированию нападок со стороны оппонентов левого толка и предупредил, что Британия «будет сожалеть, если мы упустим такую возможность» открыть рынки по обе стороны Атлантики. Кэмерон всё реже прислушивается к мнению широкой общественности или членов парламента, избранных общественностью, и без сомнения задействует все свои возможности, чтобы пролоббировать соглашение по ТТИП и, таким образом, избавиться от клейма некомпетентности, полученного им от своих генералов и администрации президента США из-за своей политики по Сирии.
В Париже и Берлине ситуация противоположная: Франция и Германия хотят исключить из текста соглашения о ТТИП положение о Механизме разрешения споров между государством и частным инвестором. Это кардинально меняет правила игры. Государственный секретарь по внешней торговле, продвижению туризма и делам французских граждан за рубежом при Министерстве иностранных дел и международного развития Франции Матиас Фекл в своём комментарии Интернет-ресурсу EurActiv France отметил, что он «никогда не позволит частным судебным инстанциям, находящимся на обеспечении транснациональных компаний, навязывать правила суверенным государствам, особенно в таких сферах, как здравоохранение и экология». Это было в январе. Девять месяцев спустя Франция подтвердила свою «январскую» позицию и сделала серьёзный шаг в этом направлении. Интернет-ресурс EurActiv France сообщает, что в своём интервью изданию Sud-Ouest Матиас Фекл пригрозил «призвать к полному прекращению» переговоров по ТТИП, если текст соглашения не претерпит изменений. США не демонстрируют желание изменять какие-либо основные пункты соглашения, которые вызвали вопросы. В своём комментарии Фекл отметил, что «полное отсутствие прозрачности» в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству – это «демократическая проблема». Фекл призвал США продемонстрировать в ходе переговорного процесса с ЕС «принцип взаимности»: «По сравнению с нами, европейцами, американские конгрессмены имеют доступ к значительно большему количеству документов»,- заявил Фекл. В Германии граждане уже начинают выражать свою позицию, а из США поступают сообщения о появлении настроений против соглашения по ТТИП: «Вполне вероятно, что США будут намереваться заключить данное соглашение в ближайшие два года только для того, чтобы столкнуться с ситуацией, когда правительства стран-членов ЕС не желают идти на риск конфликта со своими избирателями». Матиас Фекл объяснил, что с самого начала переговорный процесс по ТТИП в 2013 г. «ведётся при полном отсутствии прозрачности», и что Франция «до сих пор не получила от американской стороны ни одного серьёзного предложения».
Есть вероятность, что причины столь поразительной реакции отторжения со стороны общественности были сформированы ещё год назад. Депутат Европарламента Жан Арти, ранее занимавший пост министра экономики и финансов Франции, 10 апреля 2014 г. опубликовал во французском издании Le Figaro передовую статью под названием «7 объективных причин выступить против трансатлантического соглашения». Признаков того, что с тех пор ситуация изменилась, нет, ровно как и намёков на то, что президент США Обама работает над изменениями основных требований. В своей статье Арти указал, против каких положений трансатлантического соглашения [ТТИП]:
-
Третейский суд для споров между суверенными государствами и частными компаниями. Такая процедура полностью противоречит моему пониманию идеи суверенитета государства. …
-
Сомнение в системе ЕС по определению происхождения товаров. Американская сторона предлагает создать реестр субъектов хозяйственной деятельности, который не будет иметь юридической силы, причем данный реестр будет исключительно для вин и крепких алкогольных напитков. Подобная реформа «убьёт» многих местных европейских производителей, стоимость и ценность продукции которых зиждется на их сертифицированном происхождении.
-
Подписание соглашения с государством, санкционирующим масштабную и системную слежку за моими согражданами-европейцами и представителями европейского бизнеса. До тех пор, пока данное торговое соглашение не защищает персональные данные граждан ЕС и США, подписывать его нельзя.
-
Ратификация предложения США о создании единого трансатлантического финансового пространства, которое всеми силами отказывается подчиняться единому финансовому регуляторному механизму; кроме того, США не намерены отказываться от практики дискриминации американскими финансовыми рынками финансовых услуг ЕС.
-
Соглашение ставит под сомнение систему здравоохранения ЕС. Мы не желаем, чтобы наших животных лечили гормонами, а также не желаем употреблять в пищу продукты питания на основе ГМО (в том числе и семена) или мясо на основе химической дезактивации (очистки); мы не желаем, чтобы в корме для животных присутствовали антибиотики, не применяющиеся в лечебных целях.
-
Подписание соглашения, если оно не включает окончание монетарного демпинга [количественного смягчения, порождающего валютные войны] со стороны США. После отмены «золотого стандарта» [привязке доллара к золоту] и переходу к системе «плавающих» валютных курсов американский доллар стал и национальной валютой США, и главным средством формирования золотовалютных резервов всех стран мира. За счёт этого Федеральная резервная система США регулярно практикует монетарный демпинг, увеличивая объём доступной денежной массы в американских долларах для упрощения экспорта США. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой «финансовое оружие» США имеет эффект, сопоставимый с таможенными пошлинами [барьерами] для других стран.
-
Соглашение позволит гигантам IT-индустрии США (Google, Amazon или Netflix) уничтожить зарождающийся рынок IT-услуг в ЕС. Американские гиганты – непревзойдённые мастера оптимизации налогов, что превратит Европу в «цифровую колонию».
В настоящий момент Франция рассматривает «все возможности, включая прямой срыв переговоров», отмечает министр торговли Франции. Обеспокоенность влиянием ТТИП объединила очень разные группы: от французских фермеров до немецких специалистов конституционного права и политиков, как правого, так и левого толка.
10 октября напротив центрального ж/д вокзала в Берлине ожидается акция протеста против аналогичного соглашения между ЕС и Канадой – Комплексного экономического и торгового соглашения (CETA); организаторы акции планируют собрать
50000 демонстрантов. Данная акция входит в план мероприятий «Международные дни действий», рассчитанный на целую неделю; мероприятия направлены против торговых соглашений, лоббирующих корпоративные интересы. На сегодняшний день две трети немцев выступают против указанных торговых соглашений, в связи с чем акции протеста ожидаются массовыми. Европейская общественность, уже активно выступающая против ТТИП, также не согласна с американскими бомбардировками на Ближнем Востоке, из-за которых сотни беженцев наводнили Европу. Европейские лидеры вынуждены пересмотреть своё отношение к США и союз с этой державой. Премьер Британии Дэвид Кэмерон уже нарушил основные принципы демократии у себя на родине, направив наземные подразделения специального назначения и Королевские военно-воздушные силы для операций в Сирии. Разумеется, он привык поддерживать всё, что разрушает демократию, не важно, на родине или за границей.
Практически все СМИ в западных странах, призывающих к отставке Асада (в том числе и в Великобритании), проигнорировали отчёт уважаемой международной исследовательской Интернет-компании YouGov, в котором было сказано, что
55% сирийцев хотят, чтобы Асад остался. Дэвид Кэмерон на последних парламентских выборах получил на треть меньше голосов, чем Асад в рамках исследования YouGov. Результатом постоянного давления США и агрессивные заявления их европейских «союзников», на территории которых в ближайший год ожидается прибытие миллионов беженцев, начать бомбардировки, стал рост числа европейских граждан, сомневающихся в разумности поступков избранных ими лидеров. Всё это лишь усилило опасения европейцев относительно секретных торговых соглашений с США, таких как ТТИП; всё это не только наделяет европейцев силой, но и заставляет европейских лидеров пересмотреть приоритеты.
Создаётся впечатление, что Америка забыла, что у Европы есть свои собственные проблемы: экономический кризис, не прекращающийся с 2008 г., угроза выхода Греции из еврозоны, безопасность и рост угрозы терроризма, гуманитарный кризис, вспыхнувший на границах ЕС из-за наплыва многочисленных беженцев, и угроза политического единства. Политики отмечают, что на лицо явная неспособность политических кругов объединить усилия для решения основных вопросов, что вполне может привести к распаду ЕС. В связи с этим подписание соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве более не является императивом европейской повестки.
Оригинал статьи: http://truepublica.org.uk/united-kingdom/ttip-negotiations-fall-apart-as-eu-big-hitters-abandons-us/
Комментарий подготовил Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, независимый международный обозреватель
По мере эскалации геополитического противостояния концепций однополярного и многополярного мира всё отчётливее вырисовывается геостратегия главного поборника однополярности (США) в отношении ключевого с точки зрения теории геополитики региона – Евразии. Речь идет о «стратегии анаконды» – «удушении» Евразии через контроль ее основных регионов: военно-политический клин на Ближнем Востоке (а сейчас и действия террористических группировок) и две экономические «клешни» в виде Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, о котором идет речь в предлагаемой статье.
Внимание привлекает спешка, с которой Вашингтон стремится заключить данные соглашения. С одной стороны, это объясняется окончанием последнего срока президентства Барака Обамы, который намерен оставить после себя «геополитическое и экономические наследие», компенсировав тем самым провалы во внешней и внутренней политике. Тем не менее, это поверхностная причина. Глубинной причиной такой спешки является стремительный выход Евразии из орбиты влияния США: речь идет не только о позиции России, Китая и Ирана, но и о Европейском Союзе, почти все члены которого присоединились к китайскому инвестиционному проекту «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций». Таким образом, с точки зрения геополитики, подписание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства будет ещё одной, если не окончательной, попыткой взять под контроль Европу, в частности ее континентальный блок – Францию и Германию, что при наличии проамериканского (и крайне русофобского) балто-черноморского пояса («Межморье») окончательно заблокирует любые самостоятельные шаги ЕС в вопросах внешней политики (особенно это важно в контексте недавнего заявления Главы Еврокомиссии Юнкера о том, что США не вправе диктовать ЕС, как относиться к России).
Тем не менее, поскольку политика есть самое концентрированное выражение экономики, важно отметить, что подписанием Транстихоокеанского и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства США преследуют и конкретную экономическую цель – шанс реиндустриализировать свою экономику, поскольку афера со сланцевым газом как «фактором изменения правил игры» оказалась мыльным пузырем: США не смогли не только стать нетто-экспортёром сжиженного природного газа (СПГ), но и покрыть собственные потребности в газе, о чем свидетельствуют недавние поставки СПГ из Норвегии в США. Это означает, что «реиндустриализация» пройдет за счет ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона. Интересующее нас Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство представляет угрозу производственному сектору экономики Европы, особенно IT-индустрии и нефтехимии, о чем еще в 2012 г. власти ФРГ предупреждали немецкие промышленники. Сейчас, когда события в мире заставляют Европу начинать проявлять самостоятельность в принятии решений, активную позицию стали проявлять и граждане Европы, призывающие свои власти помнить о том, что они избраны для защиты интересов Европейских суверенных государств и Европы в целом, а не интересов транснациональных корпораций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs