Заседание Комитета СФ по международным делам
В Совете Федерации 15 октября состоялся «круглый стол» на тему «Создание объективного международного образа России через реализацию государственных программ Российской Федерации».
Речь идет о важнейшей теме для любого государства, а в нынешних геополитических условиях для России в контексте Сирии и Украины она не просто актуальна, а решающая. Образ России демонизируется, не смотря на то, что наша страна не является участником ни сирийского конфликта, ни украинского. Позволила себе отбить охоту у агрессора обстреливать территории Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Вежливо вернула в «родную гавань» завоеванный славными предками Крым, Севастополь. Теперь ещё и возглавила борьбу против угрозы терроризма, охватившей весь мир! А ведь недавно была «послушной», одурманенная в 90-е годы либеральными «реформами», обобранная, подавленная, управляемая, «похлопываемая по плечу», так во всём устраивала Запад.
Россия, возрождая свое былое экономическое и политическое величие, очищает свой образ – образ одной из ведущих стран в геополитике. Решить эту задачу наиболее эффективно, а значит и быстро, необходимо, прежде всего, посредством государственных программ, ибо они на бюджете государства. В каждой из них – свой немалый потенциал. О том, как он используется во благо имиджа России, шла речь, а фактически это был частичный отчет представителей федеральных министерств за «круглым столом» в Комитете Совета Федерации по международным делам. Председатель Комитета Константин Косачев напомнил участникам заседания, что данный «круглый стол», а он стал первым по данной теме – это реализация важнейшей миссии Федерального Собрания Совета Федерации по парламентскому контролю деятельности органов исполнительной власти.
«Усилия наших противников направлены на разрушение образа России, на его дискредитацию, а успехи России, прежде всего, воспринимаются как имиджевые удары по нашим оппонентам», - сказал К.Косачев.
Тема «круглого стола» применительно к государственным программам важна еще и потому, - пояснил К.Косачев, - что госпрограммы следует рассматривать как часть программы действий Президента РФ В.В.Путина, и в частности, его предвыборной программы. «Исполнение этих государственных программ, очевидно, будет означать несомненный успех, а неисполнение – как существенная потеря. Понятно, что они будут во всех плоскостях и в имиджевой части – тоже», - отметил К.Косачев.
Председатель профильного комитета подчеркнул, что «государственные программы на сегодня – это ключевые документы, которыми должны руководствоваться федеральные ведомства при выполнении бюджета». Несмотря на то, что отдельной государственной программы с условным названием «Имидж России» не существует, тема имеет для нашей страны стратегическое значение. В этой связи К.Косачев привел цитату Президента РФ В.Путина в ответ на один из вопросов представителя предприятий перерабатывающей промышленности – вопрос был о необходимости вести работу по созданию благоприятного имиджа России на Западе: «Целенаправленная работа должна вестись, но не это главное. А самое главное – изменение структуры российской экономики, цивилизация нашего бизнеса, укрепление демократии – это самое главное, и это будет находить соответствующий отклик у внешних партнеров». В этом и суть состоявшегося 15 октября в Совете Федерации «круглого стола».
Важная статистика: прямые имиджевые составляющие присутствуют в 25-ти государственных программах, - это чуть больше половины всех государственных программ. Конкретную измеряемую форму имеют 160 ожидаемых либо заявленных результатов реализации госпрограмм, их подпрограмм и федеральных целевых программ. (из выступления К.Косачёва)
Имиджевые аспекты в той или иной степени содержатся в госпрограммах большинства министерств и ведомств. Но по-настоящему глубоко, как того требует проблема, это специфическое измерение государственной политики в различных сферах пока не находило должной оценки и не получало системного анализа. От Совета Федерации в дискуссии приняли участие первый заместитель Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Мамедов, члены Комитета СФ по международным делам Рафаил Зинуров и Ольга Тимофеева. Другие участники представляли федеральные министерства Российской Федерации, таких, как МИД, Минэкономразвития, МВД, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство промышленности и торговли, Министерство культуры, Министерство энергетики, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и другие, за исключением Министерства природы, хотя его представители были приглашены к обсуждению.
Начнем с Министерства иностранных дел России, которое последовательно выстраивает позитивный образ нашей страны в мире – об этом свидетельствуют безусловные и ошеломляющие успехи российской дипломатии, они у всех и на виду, и на слуху. Безупречный Сергей Лавров, непобедимый Виталий Чуркин, неуязвимый Владимир Чижов и список достойных российских дипломатов можно продолжать, - с честью парируют удары, наносимые по имиджу России со всех сторон. Присутствовавший на заседании «круглого стола» от МИД России директор департамента, Генеральный секретарь МИД России Павел Кузнецов отметил: «Нынешняя последовательная и твердая внешнеполитическая линия России способствует дальнейшему повышению авторитета нашей страны на международной арене. За последний год Россия продемонстрировала всему миру, что умеет держать удар. За Россией начинают признавать роль равноправного и самостоятельного субъекта международных отношений, без учета интересов которого невозможно решить ни одну крупную мировую проблему». По его словам, непосредственно на имидж России работает информационное сопровождение внешней политики страны. Реализация информационной компоненты госпрограммы стала важной частью деятельности МИД по продвижению российских внешнеполитических интересов за рубежом. В ответ на агрессивную антироссийскую информационную кампанию в Министерстве развернута системная работа по разъяснению российской политики и доведению до зарубежной общественности правдивой картины развития международной обстановки. Кроме того, на имидж России работает и Россотрудничество, деятельность которого развернута в 79 странах мира через российские центры науки и культуры. Особое внимание уделяется отношению к захоронениям соотечественников. Важное направление для имиджа страны – направляемая гуманитарная помощь другим государствам: в прошлом году Россия направила через международные организации 120 миллионов долларов на преодоление последствий гуманитарных кризисов в различных регионах мира.
Обескуражило выступление представителя Минэкономиразвития РФ - Сергея Власова – вр.и.о директора Департамента бюджетного планирования и государственных программ Министерства экономического развития. При всем уважении к должностному лицу, кратко его выступление можно было бы охарактеризовать - «начал «за здравие», - закончил «за упокой». Единственный приведенный показатель в цифрах – это место России в рейтинге Всемирного банка за 2012-ый и за 2014-ый годы: соответственно 120-е место и 62-ое. Ударная начальная фраза выступления звучала тускло: «создание условий для привлечения инвестиций в экономику и создание благоприятной конкурентной среды». Из перечня государственных программ по своему Министерству С.Власов выдели две с имиджевыми компонентами. «Первая из них ставит задачу создания благоприятного предпринимательского климата, повышение инновационной активности бизнеса, создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в российскую экономику, - перечислил представитель Министерства экономразвития РФ. - Основным показателем успешности в данном случае является место в рейтинге Всемирного банка». А вот дословно расшифрованные слова С.Власова (по теме имидж России в государственных программах): «…течение свободного перемещения ресурсов позволит нам на более приоритетных направлениях создать те точки экономического роста, которые необходимы сейчас для России. Финансовая поддержка России также реализовывается и будет реализовываться. Будем стараться увеличивать объемы финансирования, потому что необходимо поддерживать экспортеров, привлекать потенциальных потребителей отечественной продукции за счет существующих механизмов, льготного кредитования». Далее – «…в рамках данного закона планируется разрабатывать стратегические документы верхнего уровня - это стратегический прогноз, стратегия социально-экономического развития. Мне кажется, что многие госпрограммы потребуют корректировки с точки зрения выстраивания какой-то некоей иерархии показателей в жесткой увязанности, потому что без четкого понимания, как мы понимаем приоритеты верхнего уровня, наверное, все-таки низкой будет эффективность государственных программ. Поэтому в рамках стратегической реализации стратегического закона мы также будем корректировать показатели, совершенствовать их, выстраивать их и ориентироваться именно на приоритетных направлениях». Хотелось бы узнать – о чем речь? «Круглый стол» - это дискуссионная площадка, куда выносят не отчеты только, а позиции, видение проблем, рассматривают «болевые точки» и решают, как поступать дальше на государственном уровне. Имидж России через две государственные программы, названия которых невнятно назвал С.Власов, не просматривается иначе, как через рейтинг (минувших дней) Всемирного банка.
Подчеркнем, что во вступительном слове Константин Косачев поставил задачу перед участниками «круглого стола» - представить, какие показатели и индикаторы с имиджевым содержанием были достигнуты либо изменились в результате реализации госпрограмм.
В противовес аморфному докладу врио Директора Департамента Минэкономразвития прозвучало выступление начальника ФКУ НИЦ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Ильнура Батыршина. Он показал, насколько ярким может быть международный имидж России, когда дело касается межгосударственного сотрудничества в антинаркотической сфере. Задача постоянно усложняется тем, что наркотики часто производятся в одной стране переправляются в другие государства через третьи страны и т.д., поэтому очень важно выстроить надежное взаимодействие в этой сфере. Россия ведет широкомасштабные операции в антинаркотической сфере со многими государствами мира. На регулярной основе такие операции проводятся со странами ОДКБ, но география постоянно расширяется, т.е. на основе ОДКБ к операции подключаются сопредельные государства Азии, Ближнего Востока, Китай, Пакистан, до 2014 года они проводились и совместно с США. Летом 2015 года проходила антинаркотическая операция, в результате которой была ликвидирована транснациональная преступная организация, куда входили около 10 тысяч наркодилеров из 47 стран. Россия выступила не только как страна, которая борется с проблемой на своей территории, но и помогает в этом другим государствам.
По словам Ильнура Батыршина, на имидж России влияет и уровень подготовки высококвалифицированных кадров. «Нами подготовлено более 3 тысяч наркополицейских для 35 государств и в настоящее время в Латинской Америке строится специализированный тренинговый центр по подготовке сотрудников правоохранительных органов для региона», - рассказал Ильнур Батыршин. Если в странах Латинской Америки такой жест со стороны России был воспринят позитивно, то северных соседей по континенту он насторожил. Важный вопрос – формирование международной антинаркотической политики. Как сообщил представитель И.Батыршин, в апреле 2016 года планируется специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков. В её рамках готовится серьезная дискуссия по поводу структуры международного контроля над наркотиками. Батыршин рассказал, что, в частности, нарколобби продвигает легализацию наркотиков, и в этой связи теми, кто заинтересован в этой идее, на протяжении ряда лет проводится масса мероприятий, форумов и встреч. В противовес этой позиции Россия проводит антинаркотические форумы с ведущими странами мира. В 2013 году в такой конференции в Москве приняли участие представители более 100 стран, и выступил Президент России В.Путин. В прошлом году в Москве прошли две министерские антинаркотические конференции, на которых были сформулированы ключевые предложения по формированию международной антинаркотической политики. В этом году по инициативе ФСК России в Республике Гамбия была проведена первая антинаркотическая конференция, открывшая российско-африканский антинаркотический диалог. Тема наркотиков продвигается на саммитах БРИКС, ШОС, СНГ.
Интересный факт рассказал начальник ФКУ НИЦ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Ильнур Батыршин. В 2014 году, когда Крым и Севастополь были включены в состав России, произошла коллизия, привлекшая внимание международной общественности – были пресечены вредные для здоровья государственные программы. До этого в регионе ( юрисдикция Украины) действовала программа, согласно которой наркоманам за государственный счет выдавался наркотик метадон, который, якобы «отвращает их от уличной преступности». Но, как пояснил И.Батыршин, в действительности этот наркотик гораздо более токсичен, чем героин. Люди, которые вступали в эти программы, жили всего от трех до пяти лет, после чего у них отказывали все внутренние органы. После вступления Севастополя и Крыма в состав Российской Федерации действие этих программ было предотвращено, а пострадавшие прошли реабилитацию в российских центрах. Странно, что в ряде стран получила распространение критика такими действиями России.
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ представляла Екатерина Занозина – директор Департамента государственной политики в области информатизации органов власти. Этому Министерству есть, что сказать о работе на позитивный имидж России в мире. Е.Занозина сообщила, что по данным международного Союза электросвязи, уровень доступа России к сети Интернет соответствует уровню развитых стран. К одному из важных направлений деятельности Министерства, влияющих на имидж России в мировом сообществе, Е.Занозина отнесла обеспечение бесперебойного предоставления услуг связи во время ведущих мероприятий международного масштаба, таких как Олимпиады, паралимпийские игры, Чемпионаты мира. Предмет гордости Министерства – деятельность телекомпании «RT», она была запущена в декабре 2005 года. Сегодня RT -это три круглосуточных телеканала, которые вещают из Москвы в более чем сто стран мира на английском, арабском, испанском языках. Это 700 миллионов пользователей в мире. Е.Занозина отметила, что 10.10. 2014 года «RT» был включен в национальную телесеть Аргентины, это произошло в ходе телемоста в прямом эфире при участии президентов России и Аргентины. «Государственные программы – своего рода витрина государственной политики России, - отметила Е.Занозина, относя свои слова ко всем выступлениям участников «круглого стола», который организовал в Совете Федерации Комитет по международным делам.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs