Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас принял участие в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, в ходе которого было рассмотрено дело о проверке конституционности ряда законоположений о принципах организации местного самоуправления в РФ.
В качестве заявителей выступила группа депутатов Государственной Думы. В ходе слушаний отмечалось, что в мае 2014 года был принят закон, определивший в качестве главного направления нового этапа муниципальной реформы существенное расширение прав регионов по определению моделей местного самоуправления. Согласно правовому акту, теперь регион вправе установить одну или несколько таких моделей из федерального перечня, причем как в отношении всех муниципальных образований, так и отдельных их групп или же для конкретного муниципалитета.
Кроме того, представительные органы муниципальных районов и городских округов (где применяется двухуровневое самоуправление) по решению субъекта Федерации могут формироваться путем делегирования выборных лиц нижестоящего уровня. Также регион самостоятельно определяет способ замещения должности главы муниципального образования как в городах и районах, так и на уровне поселений. Например, реализуя предоставленные полномочия, законодатель Иркутской области предусмотрел для Иркутска - как областного центра - избрание главы города представительным органом из своего состава Законодательного собрания взамен прямых выборов.
По мнению заявителей, при новом регулировании не исключена ситуация, при которой в представительный орган муниципального района, формирующийся по системе делегирования, будут входить лица, не имеющие мандата от самого населения, а именно – главы поселений, избранные представительными органами поселений по итогам конкурсного отбора. В частности, считают они, спорное положение закона Иркутской области является примером того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом Федерации для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти. Тем самым население Иркутска, с точки зрения заявителей, было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра, считают они.
Исходя из этого, заявители попросили проверить эти законоположения на соответствие Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 12, 32 (часть 2), 130 (часть 2), 131 (часть 1) и 133.
По словам Андрея Клишаса, действующее регулирование не направлено на ограничение самостоятельности местного самоуправления, права граждан на осуществление местного самоуправления. «В то же время, если в правоприменительной практике допускается искажение воли федерального законодателя, то это не исключает возможности при совершенствовании правового регулирования установить дополнительные гарантии реализации конституционного права на местное самоуправление», - подчеркнул парламентарий.
«С учетом изложенного, на наш взгляд, нет оснований утверждать, что оспариваемые в рассматриваемом аспекте положения частей 4, 5 и 5(1) статьи 35, частей 2 и 3 (1) статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также части 1(1) статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» не соответствуют статьям 3, 12, 32, 130, 131 и 133 Конституции Российской Федерации», - заключил Андрей Клишас.
ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs