Европа с неким изумлением и с безусловным вниманием наблюдает метаморфозы суверенитета Украины.
При худшем варианте развития событий Европа может наблюдать на примере Украины варианты своего будущего, которые в этой модели проигрываются в реальном времени и с невероятной при этом скоростью. Вот Украина самостоятельная, пусть подверженная внешним влияниям страна, которая выстраивает не бесспорную, но все же приносящую определенные плоды «многовекторную внешнюю политику», вот она скатывается в революцию не сумев выдержать внутреннюю дискуссию о внешнеполитическом курсе страны, в уличные протесты с жертвами, потом бегство президента и вооруженный конфликт на юго-востоке... Разрушена и потеряна значительная часть промышленности, олигархи создают частные армии и начинают новый передел, государство теряет монополию на применение силы, а иногда делает это и сознательно, используя незаконные вооруженные формирования как средство политической борьбы и давления даже в сфере внешней политики – как это произошло с блокадой Крыма Меджлисом и Правым сектором. Страна на грани дефолта, сокращение ресурсов ведет к падению доходов населения, обостряется политическая борьба олигархов, ужесточается экономическая конкуренция между ними. Страна становится фактически протекторатом, так как ресурсов разрешить социально-экономический кризис, преодолеть политический кризис, продолжать войну (у этой позиции тоже есть сторонники) на Юго-востоке - нет.
Потеря суверенитета имеет заметные внешнеполитические признаки, однако не менее важны и внутриполитические факторы:
-
Зависимость бюджета Украины от внешней экономической помощи. При этом никакой речи о масштабных планах экономической помощи, по аналогии с «планом Маршалла» нет. Нет потому, что нет реформ, нет правил игры для крупного бизнеса, который оказался в новых социально-политических условиях. Как результат, он не видит горизонт и скорее действует на сохранение и защиту своих позиций в условиях экономического кризиса, потери мощностей и активов на Юго-Востоке (для ряда финансово-промышленных групп) и перед лицом роста внутренней конкуренции между бизнес-группами, которая грозит перейти в формат рейдерских захватов или национализации. Государству все тяжелее нести социальную нагрузку, уже сейчас без внешних вливаний в бюджет он этой нагрузки не выдержит. За внешней финансовой помощью неизбежно идет и внешний социально-политический и экономический диктат.
-
Понятие «защита интересов» приобретает всепроникающий характер. Каждый бизнесмен защищает свой бизнес – скрывая налоги, приобретая покровителей, имеющих власть или силовой ресурс. Частные армии олигархов - свершившийся факт современной украинской истории. Подчинение государственных силовых структур той или иной группе влияния - тоже реальность. При этом силовики имеют и «свою игру» (это касается как министерского уровня, так и местных начальников). Наконец, фактор гражданской войны на Юго-востоке, кроме причинно-следственной связи с описанными выше позициями, породил касту вернувшихся с войны, многие из которых не вошли в частные армии, не имели работы до АТО и не видят перспективы в будущем. Такие возвращенцы примыкают к криминальным кругам, либо создают свои группы. Внешнее проявление этого процесса можно было видеть на примере известных событий в Мукачево (https://interaffairs.ru/news/show/13481). Однако это все факты, а суть в том, что государство теряет монополию на насилие. Возможность применения силы принадлежит теперь различным группам влияния.
-
Потеря государством контроля над территорией – завершающий элемент. Крым изначально выведен за скобки.Юго-Восток не удается вернуть под контроль с помощью АТО, что изначально было невозможно, а иногда создается впечатление, что и не планировалось – судя по действиям направленным на разрушение объектов инфраструктуры. Остается переговорный процесс (Минские, а теперь и Парижские договоренности), который, наконец, усилиями России и европейцев начал приносить плоды в виде реального перемирия. Однако самое существенное – потеря контроля над территорией относится не только к Юго-Востоку, но и к ряду областей Украины. О Закарпатье уже вспоминали - бойцы «Правого сектора» вознамерились заиметь свою долю в контрабандном потоке через эту область, их ищут до сих пор… Последние события – конфликт в Волынской области милиции и добытчиков янтаря, отстаивающих свое право на незаконную добычу (http://fakty.ictv.ua/ru/index/read-news/id/1562130). Остается вспомнить попытку создания «суверенного губернаторства» в Днепропетровской области олигархом Игорем Коломойским.
Описанные выше факторы (причем это не полный перечень) заставляют сомневаться, что Украина является интегрированным государством. Государственная власть – несостоятельна: она не в состоянии контролировать ни элиты, ни силовиков, не в состоянии проводить реформы экономические и социальные. Потому что нельзя реформировать то, что не контролируешь.
Рецепт ухода от «несостоятельного государства» прост, но именно поэтому, трудноосуществим: контроль государством всех силовых групп и структур, достижение договоренностей о поддержке всеми политическими силами согласованного курса, экономические реформы, контроль территории не в воображаемых, а в реальных границах, на основе Парижских договоренностей по итогам встречи лидеров стран «нормандской четверки».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs