ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

В попытках избежать «украинского сценария» в Кишиневе

15:53 10.09.2015 • Анастасия Казакова, журналист-международник

После рокового 1991 г. бывшие советские республики стали развиваться разновекторно, им пришлось приложить большое количество усилий для формирования новой государственности и политической системы. Тем не менее, говорить об успешности данного процесса в полном смысле слова не приходится – так называемые «цветные революции» и периодические вспышки общественного недовольства в ряде стран СНГ являются тому подтверждением. Однако последствия таких событий могут быть весьма губительны для постсоциалистических государств.

Уже более двадцати лет назад уникальный исторический проект под названием «СССР» прекратил свое существование, оставив после себя новообразованные государства, руководство которых принялись за строительство новых политических режимов и реальностей, а также многомиллионное население с «большими надеждами» на новое и светлое будущее.

Тем не менее, вслед за «цивилизованным разводом»[1] проявились серьезные проблемы на территории теперь уже постсоветского пространства – неурегулированные межэтнические и территориальные конфликты, трудности социально-экономического развития, сепаратизм и необходимость поиска легитимности новой политической власти в новообразованных республиках (в данной работе не рассматриваем страны Прибалтики). До сих пор не везде были найдены пути разрешения данных проблем, что и подтверждают революции в Украине, Грузии, Киргизии, вспышки конфликта в Таджикистане, недавний политический кризис вновь в Украине и накал внутриполитической ситуации в Республике Молдова.

Для осмысления политических трансформаций в постсоветских республиках были организованы научные исследования и предложены периодизации развития, типологии политических режимов, типы которых весьма разнообразны на постсоветском пространстве – жесткие авторитарные режимы (Туркменистан), так называемые «гибридные режимы» 8/9 или «демократии с прилагательными» 11 (например, Россия, Армения).  В дополнение, российский исследователь Б.Макаренко говорит о наличии президентских (Белоруссия) и президентско-парламентских режимов, склонных к авторитаризму (Азербайджан и Казахстан), а также о режимах, в которых ярко проявляется тенденция ослабления президентской власти (Украина и Молдавия)[2]. Однако, несмотря на спектр политических инструментов управления в новообразованных республиках, необходимо отметить о сохранении тех или иных черт политической системы когда-то существовавшего Советского союза (сохранение коммунистической партии в ряде стран, а в Молдове и вовсе – ее возвращение к управлению страной, наличие элементов прежней политической культуры, проявляющейся в символике, типах властных отношений внутри элит и т.п.). Все это не позволяет говорить о наличии принципиально новых политических реальностей в государствах постсоветского пространства.

Действительно достаточно ярко на фоне всех республик СНГ выделяется Республика Молдова, где Партия коммунистов являлась правящей с 2001 по 2009 гг. Сейчас, несмотря на наибольшее количество депутатских мандатов Парламенте, партия находится в оппозиции по отношению к правящей коалиции партий либерального и демократического толка.

Строительство новой политической системы в начале 1990-х гг. было осложнено не только тяжелым экономическим положением, но и внутриполитическим кризисом – вооруженный конфликт в Приднестровье в 1992 г. и, как итог, потеря контроля центрального правительства Республики над теперь уже непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Данный конфликт имел крайне негативное влияние на развитие молодого государства - в результате территориальной утраты произошел развал единого хозяйственного комплекса Молдавии и, более того, весь промышленный потенциал (черная металлургия, электроэнергетика, машиностроение, легкая и пищевая промышленности) бывшей единой страны остался на территории Приднестровья. Молдавия, будучи преимущественно аграрной страной (доля сельского хозяйства в структуре ВВП  равна 28% и 45,7% населения заняты в данной сфере), зависит от развития сельского хозяйства, вносимого значимый вклад в национальный доход. Экономика страны базируется на производстве товаров народного потребления – Молдавия выступает на международном рынке как крупный производитель винограда, продуктов виноделия и других фруктов. Развито также выращивание табака, производство подсолнечника, кукурузы и пшеницы, производство мяса. Однако необходимо отметить, что после прихода к власти Партии коммунистов в 1998 г. стало трудно говорить о наличии ясного внутриполитического курса и программы социально-экономических преобразований. Неспособность руководства страны решать все углубляющийся политический и экономический кризисы постепенно приводят к сокращению ВВП, спаду промышленного производства, падению уровня граждан государства. Как итог – после президентств П. Лучинского и В. Воронина происходят крупные беспорядки в Кишиневе в апреле 2009 г., где главными лозунгами улиц становится требования пересчета голосов после очередных парламентских выборов и смены коммунистического правительства. Нежелание идти на уступки протестующих со стороны власти приводит к еще большей отдаленности правительства от общества и росте недоверия последних по отношению к первым. Таким образом, мы можем наблюдать следующую картину в Республике Молдова на протяжении последних 10-15 лет:

  • Кризис государственной власти: рост недоверия общества к власти. В 2014 г. более 80% молдаван заявили, что страна погрязла в политическом кризисе из-за коррупции и внутриэлитных разборках. ССЫЛКА

  • На фоне углубляющегося экономического кризиса происходит все большая поляризация и маргинализация общества. Главным источником доходов для молдаванского народа по-прежнему являются денежные поступления из-за границы (18% всех располагаемых доходов в 2014 г. и 17,5% в 2013 г.).[3] Более того, согласно данным Национального Бюро Статистики, ежемесячные доходы гражданина Республики Молдова в 2011 г. составили 1440,6 леев при прожиточном минимуме в 1502,8 леев, отсюда вывод о том, что среднестатистический гражданин живет ниже прожиточного уровня.[4] Почти 18% составил отток молодежи в 2010 г.[5] Потеря рабочей силы не сулит стране экономического процветания.

  • Уже упомянутый ухудшающийся экономический кризис. Молдавия после подписания Соглашения об Ассоциации и Соглашения о создании Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли с ЕС[6] фактически потеряла крупный рынок сбыта своей плодоовощной продукции в лице России.  В 2012 г. МВФ определил Молдавию самой бедной страной в Европе (всего 1503 долл. США на душу населения)[7], а ВВП на душу населения по паритету покупательской способности почти в 3 раза меньше, чем в Украине и почти в 5 раз меньше, чем в Румынии[8]. Более того, в 2015 г. ожидается инфляция 9-10%, по сравнению с 4,7% в 2014 г.[9] Ситуацию осложняет и стабильно существующее отрицательное сальдо внешней торговли – в 2014 г. экспорт товаров составил 2339,5 млн. долларов США, а импорт – 5317,0 млн. долларов США.

  • Раскол элит – постоянное соперничество мафиозно-политических кланов, неспособность элит консолидироваться для выработки общей программы развития страны.

  • Наконец, в нынешней ситуации велико значение внешнего фактора, оказывающего достаточно большое влияние на внутреннюю политику страны. Это выражается в стремление Республики Молдовы интегрироваться в европейские институты, что естественным образом подразумевает следование политики ЕС и корректировку внутри- и внешнеполитического курса согласно нормам ЕС.

Как итог – общество теряет доверие к нынешней политической власти, которая, в свою очередь, ради сохранения легитимности и в силу своей слабости намерена использовать силовые методы подавления протестного движения, тем самым обрывая каналы связи с гражданским обществом. Именно это и происходит сейчас в Кишиневе, где уже в результате многотысячной демонстрации протеста у здания правительства установлен палаточный лагерь. Встает вопрос – что ждать дальше и возможно ли предотвратить повторение сценария «украинского Майдана»? Понятно, что в большей степени исход событий зависит от действий нынешнего руководства страны – готов ли будет действующий (пока еще) президент Н. Тимофти самоустраниться от управления страной, пока еще нет крупных жертв и кровопролития. К сожалению, ему стоит признать невозможность далее руководить страной в данный исторический момент, если господин Тимофти в большей степени заботится о будущем Молдавии, а не о политической карьере (как справедливо утверждал У. Черчилль). При таком сценарии далее должны последовать досрочные парламентские выборы и формирование временного правительства (технократов), которое сможет подготовить нормативно-правовую и институциональную платформу для проведения необходимых внутренних реформ. Надо понимать, что Молдавии нужна развитая промышленность (развитие машиностроения, химической отрасли и т.д.), проекты совершенствования методов ведения сельского хозяйства (поскольку именно оно и составляет основные статьи экспорта страны), развитие банковского сектора путем развития финансового сотрудничества, упрощения условий для долгосрочного финансирования предприятий малого и среднего бизнес и создание прозрачности финансовых операций, развитие человеческого капитала. Для проведения такой модернизации необходимы инвестиции,  которые будут возможны при стабилизации ситуации, борьбе с коррупцией и клановостью правящей элиты, проведении политической реформы. Важно также убедить общество в необходимости проведении болезненных реформ, в силу того, что действительно нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. И в самом деле такая дестабилизация и неопределенность на начальном этапе сопровождаются падением уровня жизни. Однако стоит понимать, что не бывает простых ответов на сложные вопросы и болезненный путь реформ рано или поздно нужно начинать – страна с учетом сохранения нынешней ситуации не сможет интегрироваться в ЕС, решить Приднестровский конфликт и стать достойным местом для жизни своих граждан в современное время. Тем не менее, одной из наиболее важных задач является вопрос сотрудничества с Россией, поскольку большая часть производимой продукции с/х реализовывалась именно на российских рынках. Прекращение тесного торгового сотрудничества означают огромные финансовые потери и так для страны с финансовыми трудностями, разорение предприятий и потерю рабочего места для тысяч человек, работающих в этой отрасли. Поэтому серьезной задачей для нового (в перспективе) легитимного руководства станет поиск баланса в торгово-экономических отношениях с Таможенным, Евразийским союзом и Европейским союзом одновременно.

Важно понимать – силового решения внутриполитического кризиса в Молдавии не может быть. Вместо этого необходимы жесткие меры борьбы с коррупцией и новые проекты социально-экономического развития.

 

 

Библиографический список

1)                Зона свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с января 2016 года [Электронный ресурс] / News.ru. – 2015. – 22 мая. – Информационное агентство Newsru.ua , 2007- . – Режим доступа: http://rus.newsru.ua/finance/22may2015/zst_2016.html, свободный. – Загл. с экрана.

2)                Макаренко, Б. Посткоммунистические страны: некоторые итоги трансформации // Полития, 2008. - №3 (50). – С.105-125

3)                Национальная стратегия развития: 7 решений для экономического роста и снижения уровня бедности [Электронный ресурс] / Аналитические материалы. – 2013. – 2 января. – Официальный сайт посольства Республики Молдова в РФ, 2010- . – Режим доступа: http://www.rusia.mfa.md/img/docs/moldova-2020-nat-dev-strategy.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

4)                СНГ должно остаться для цивилизованного развода [Электронный ресурс] / Российская газета. – 2005. – 25 марта. – М. : Российская газета,  2001- . – Режим доступа : http://www.rg.ru/2005/03/25/sng-anons.html, свободный. – Загл. с экрана.

5)                Социально-экономическое положение Республики Молдова в 2014 году [Электронный ресурс] / Национальное Бюро Статистики. – 2014. – 15 ноября. – Национальное Бюро Статистики Республики Молдова, 2006- . – Режим доступа: http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&id=2209&idc=263, свободный. – Загл. с экрана.

6)                Социально-экономическое положение Республики Молдова в 2011 году [Электронный ресурс] / Национальное Бюро Статистики. – 2011. – 10 октября. – Национальное Бюро Статистики Республики Молдова, 2006- . – Режим доступа: http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&id=2209&idc=263, свободный. – Загл. с экрана.

7)                Экономика Молдовы. Чего ждать в 2015 году? [Электронный ресурс] / BusinessClass . – 2015. – 1 января. – BusinessClass, 2015- . – Режим доступа: http://www.businessclass.md/, свободный. – Загл. с экрана.

8)                7 фактов об экономике Молдавии [Электронный ресурс] / Экономика . – 2014. – 3 декабря. – Вести Экномика, 2011- . – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/50190, свободный. – Загл. с экрана.



[1]СНГ должно остаться для цивилизованного развода [Электронный ресурс] / Российская газета. – 2005. – 25 марта. – М. : Российская газета,  2001- . – Режим доступа : http://www.rg.ru/2005/03/25/sng-anons.html, свободный. – Загл. с экрана.

[2]Макаренко, Б. Посткоммунистические страны: некоторые итоги трансформации // Полития, 2008. - №3 (50). – С.105-125

[3]Социально-экономическое положение Республики Молдова в 2014 году [Электронный ресурс] / Национальное Бюро Статистики. – 2014. – 15 ноября. – Национальное Бюро Статистики Республики Молдова, 2006- . – Режим доступа: http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&id=2209&idc=263, свободный. – Загл. с экрана.

[4]Социально-экономическое положение Республики Молдова в 2011 году [Электронный ресурс] / Национальное Бюро Статистики. – 2011. – 10 октября. – Национальное Бюро Статистики Республики Молдова, 2006- . – Режим доступа: http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&id=2209&idc=263, свободный. – Загл. с экрана.

[5]Национальная стратегия развития: 7 решений для экономического роста и снижения уровня бедности [Электронный ресурс] / Аналитические материалы. – 2013. – 2 января. – Официальный сайт посольства Республики Молдова в РФ, 2010- . – Режим доступа: http://www.rusia.mfa.md/img/docs/moldova-2020-nat-dev-strategy.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

[6]Зона свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с января 2016 года [Электронный ресурс] / News.ru. – 2015. – 22 мая. – Информационное агентство Newsru.ua , 2007- . – Режим доступа: http://rus.newsru.ua/finance/22may2015/zst_2016.html, свободный. – Загл. с экрана.

[7]7 фактов об экономике Молдавии [Электронный ресурс] / Экономика . – 2014. – 3 декабря. – Вести Экномика, 2011- . – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/50190, свободный. – Загл. с экрана.

[8] Там же.

[9] Экономика Молдовы. Чего ждать в 2015 году? [Электронный ресурс] / BusinessClass . – 2015. – 1 января. – BusinessClass, 2015- . – Режим доступа: http://www.businessclass.md/, свободный. – Загл. с экрана.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати