Главы МИД России и Саудовской Аравии – Сергей Лавров и Адель Аль-Джубейр
Министры иностранных дел РФ и Саудовской Аравии обсудили в Москве выход из сирийского кризиса, план Президента России В. Путина по созданию новой коалиции в регионе для борьбы с ИГ и двусторонние контакты.
Московская встреча 11 августа глав МИД Российской Федерации и Саудовской Аравии – Сергея Лаврова и Аделя Аль-Джубейра – стала продолжением дискуссии об урегулировании ситуации на Ближнем Востоке, начатой неделю назад в столице Катара Дохе в трёхстороннем формате - с участием Госсекретаря США Дж. Керри. Российская инициатива о создании международной коалиции стран в регионе Ближнего Востока для борьбы с ИГ – её Сергей Лавров представил в Дохе – была в центре международного блока вопросов, обсуждавшихся в МИД РФ во время рабочего визита Министра иностранных дел Саудовской Аравии в Москву.
«У нас единое мнение о необходимости консолидировать усилия в борьбе с общей угрозой, которую представляет т.н. «Исламское государство» («ИГ») и прочие террористические структуры. Это реальная угроза для России, Саудовской Аравии, других стран региона и за его пределами», - сказал Сергей Лавров по итогам двусторонних переговоров в МИД РФ.
Глава внешнеполитического ведомства РФ напомнил на пресс-конференции о том, что в июне текущего года в рамках Санкт-Петербургского экономического форума Президент России Владимир Путин на встрече с Наследным Принцем Саудовской Аравии, Министром обороны Мухаммедом Бен Сальманом предложил подумать об усилиях по формированию международно-правовой основы для создания коалиции по борьбе с терроризмом в этом регионе.
«Важно только обеспечить, чтобы любые действия в сфере антитеррора, включая действия упомянутой коалиции под американским командованием, соответствовали нормам международного права и были стопроцентно легитимны, как в Ираке, где есть согласие Правительства, так и на сирийской территории, где к этому вопросу нужно так же подходить», - сказал Сергей Лавров.
По словам российского Министра, есть соображения, как «конкретно двигаться к этой цели». Сергей Лавров сообщил, что этот разговор будет продолжен. Делегации обеих стран обсудили обстановку на Ближнем Востоке с учетом развития событий в Сирии, Йемене. Вооруженный конфликт в Йемене и вызванная им надвигающаяся гуманитарная катастрофа в этой стране могут быть урегулированы только политическим путем на основе итогов Конференции по национальному диалогу и резолюции №2216 Совета Безопасности ООН. Обменялись мнениями о происходящем в других «горячих» точках региона, включая Ирак, Ливию. «По этим направлениям у нас также принципиальное совпадение подходов с нашими саудовскими коллегами», - подчеркнул Сергей Лавров. Относительно урегулирования палестино-израильского процесса, Сергей Лавров отметил:
«Мы едины в том, что в основе дальнейших усилий должна оставаться выдвинутая в 2002 году королем Саудовской Аравии Арабская мирная инициатива, и что к деятельности «квартета» международных посредников необходимо активнее привлекать представителей ЛАГ».
Стороны подтвердили общее понимание в необходимости политического решения сирийского кризиса на основе Первого Женевского коммюнике от 30.06.2012 года. Позиции своих стран по данному вопросу министры конкретизировали на пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов. (см. ниже)
Согласно экспертному мнению, рабочий августовский визит в Москву Министра иностранных дел Саудовской Аравии А.Аль-Джубейра лишь подтверждает начатый Королем этой страны Сальманом курс Эр-Рияда на сближение с Москвой. Влияние России, в том числе как члена Совета Безопасности ООН, на процессы, происходящие на Ближнем Востоке, не могли не привлечь ориентированное в своих внешнеполитических предпочтениях на США Саудовское Королевство. В ходе упомянутой встречи в Санкт-Петербурге Президента РФ Владимира Путина и Министра обороны Саудовской Аравии Наследного принца Мухаммеда Бен Сальмана состоялась договоренность о визите в Российскую Федерацию Короля Сальмана.
Король Саудовской Аравии, хранитель двух святынь и глава династии Аль Саудов Салма́н ибн Абду́л-Ази́з Аль Сау́д
«Мы подтвердили приглашение, направленное Президентом России В.В.Путиным в адрес Короля Саудовской Аравии посетить Российскую Федерацию в удобное для него время. Убеждены, что такой визит придаст дополнительный импульс на всех направлениях нашего партнерства с Саудовской Аравией», - сказал на пресс-конференции по итогам переговоров со своим саудовским коллегой Министр Сергей Лавров.
Глава МИД России отметил, что в ходе переговоров в Москве стороны «углубленно проанализировали состояние и перспективы дальнейшего укрепления российско-саудовских отношений». Созданы предпосылки для тесного двустороннего взаимодействия в таких областях, как инвестиции, атомная энергетика, освоение космоса, жилищное строительство, сельское хозяйство, а в перспективе и военное сотрудничество. Еще в июне 2015 года Саудовская Аравия подписала с Российской Федерацией шесть соглашений о сотрудничестве в сфере ядерной энергетики.
Согласно одному из них, которое подписали Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бен Сальман и Президент РФ Владимир Путин, Россия, возможно, будет строить ядерные реакторы в Саудовской Аравии и управлять ими. Ядерная программа Королевства предусматривает строительство от 12 до 18 атомных реакторов к 2040-му году. Первый заказ на первые два реактора Королевство может разместить уже в следующем, 2016 году.
Тогда же в июне в Санкт-Петербурге Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Ибрагими провёл переговоры с Министром энергетики РФ Алексеем Новаком о сотрудничестве наших стран в нефтегазовой отрасли. Было заключено и соглашение по сотрудничеству в области космических исследований и развитию инфраструктуры. Глава МИД Саудовской Аравии Аль-Джубейр сообщил, что Саудовская Аравия «настроена на активизацию отношений с РФ во всех областях, в том числе в военной области». Речь идёт о возможной закупке Саудовской Аравией российских оперативно-тактических комплексов «Искандер».
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» (SS-26)
Совпадение позиций и расхождение по Сирии
Расставляя акценты по сирийской проблематике, министры отметили, что и Россия и Саудовская Аравия поддерживают все принципы Первого Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Речь идет о необходимости сохранения государственных институтов, в том числе и, прежде всего, - сирийской армии.
«При совпадении принципиальных подходов к урегулированию кризиса у нас есть расхождения, одно из которых касается судьбы Президента САР Б. Асада», - отметил Сергей Лавров.
Позиция России заключается в том, что все вопросы урегулирования, включая согласование параметров переходного периода, политических реформ, должны решаться самими сирийцами. Как записано в Женевском коммюнике, эти вопросы должны быть предметом общего согласия между Правительством и всем спектром оппозиционных сил Сирии. «Один из практических результатов сегодняшних переговоров – содействие объединению оппозиции на конструктивной платформе, в которой будет изложено видение оппозиционными силами будущего собственной страны, что позволит более эффективно проводить диалог, который сейчас готовится под эгидой ООН», - сказал глава МИД России на пресс-конференции в Москве 11 августа.
Позицию Саудовской Аравии изложил Министр Адель Аль-Джубейр, отметив, что неизменным условием политического урегулирования сирийского кризиса является отстранение от своего поста Президента АРЕ Башара Асада. Министр СА сослался при этом на текст Женевского Коммюнике от 30.06.2012 года. Но! В тексте коммюнике «Женева-1» нет такого пункта, поэтому нельзя ссылаться на то, чего нет. Напомним: встреча в Женеве была проведена в рамках «Группы действий по Сирии», которая приняла итоговое коммюнике, подписанное руководителями МИД пяти постоянных членов Совбеза ООН, а так же ряда арабских стран. Согласно документу, Дамаску надлежит сформировать правительство национального единства, которое смогло бы разрядить критическую напряженность между властью и оппозицией и послужить основой для необходимых демократических преобразований, предполагающих в перспективе проведение внеочередных выборов, изменение конституции и реформу ключевых министерств.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннан и глава МИД России Сергей Лавров (слева направо). 30 июня 2012 г.
Предлагаем выдержки из двух интервью Министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В интервью от 22.09.2013 года телепрограмме «Воскресное время» на Первом канале Сергей Лавров сказал: «Для этого есть база - Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г., под которым подписались все постоянные члены СБ ООН, ЛАГ, Турция, ЕС, ООН и которое сейчас всеми рассматривается как единственная возможная основа урегулирования». Далее Сергей Лавров рассказывает о попытках западных партнеров предрешить судьбу Башара Асада в этом документе. «Когда согласовывалось Женевское коммюнике, западные партнеры пытались внести в этот документ обязательства всех участников принять резолюцию по Главе 7, потребовать от президента САР Башара Асада уйти из власти, - напомнил Лавров. - В итоге эти требования были отведены. Россия, Китай и ряд других стран понимали абсолютную нереалистичность и одностороннюю зацикленность подобных идей».
И еще одна выдержка из интервью Министра от 25.01.2014 года «В Женевском коммюнике ничего не говорится о том, что кто-то должен уйти, - сказал Серегй Лавров в интервью Программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым». – «В нем говорится о необходимости для самих сирийцев согласовать на основе общеприемлемый состав и параметры переходного периода. И там же подчеркнуто, что при этом необходимо сохранить институты сирийского общества, включая армию и службы безопасности».
Тогда почему Саудовская Аравия настаивает на смещении Башара Асада, который на президентских выборах вновь подтвердил свое лидерство в Сирии и четыре года при народной поддержке и армии удерживает натиск интервентов всех мастей? Убедительный ответ дает известный российский аналитик-востоковед Анатолий Эль-Мюрид в передаче Андрея Фурсова «Пылающий Ближний Восток».
Итак, каков же резон у Саудовской Аравии и Катара в свержении Башара Асада? - Анатолий Эль-Мюрид напомнил, чтос начала ливийских событий востоковед Саид Гафуров высказал предположение, что все события «арабской весны» – это фактически газовая война, передел газового рынка в мировом масштабе. «Если перейти к интересам Катара, Саудовской Аравии, видимо еще и Турции, то можно сказать, что все эти интересы заключены в инфраструктурном положении Сирии, - считает Анатолий Эль-Мюрид. - Есть такая терминология: геополитика – это борьба за ресурсы; геоэкономика – это борьба за пути транспортировки этих ресурсов; геокультура – это борьба за насаждение своей идеологии. Так вот эта война, эта «арабская весна» — она носит по большей части именно геоэкономический характер просто в силу того, что идет перераспределение газовых потоков».
ООН – не инструмент пропаганды
Сергей Лавров отверг обсуждение идеи о добровольном отказе от права вето в случае, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений. (Предложение Франции об этом поддержала недавно Великобритания).
«Право вето закреплено в Уставе ООН без каких-либо условий и оговорок. Уважать это положение Устава обязаны все государства, которые ратифицировали этот важнейший документ международного права», - напомнил Министр Сергей Лавров.
Аргументами Министра в данном случае стали уточнения: кто будет определять критерий массовости? Каким количеством человек она исчисляется? Если 100 человек, то при 99 можно применять право вето, а при 100 – нельзя? В этой связи Сергей Лавров привел недавний пример с резолюцией по Сребреннице, на которую Россия наложила право вето и из-за чего в Совете Безопасности разгорелись дебаты. Западные коллеги по СБ выбрали Сребренницу, как место массовых преступлений исключительно со стороны сербов в Боснии. Глава внешнеполитического ведомства России выразил обеспокоенность участившимися попытками «постоянно провоцировать конфронтацию в СБ путем вбрасывания односторонних резолюций».
«Если называть вещи своими именами, это уже не дипломатия, а стремление сделать СБ ООН инструментом пропаганды. Дипломатия уже и без этого серьезно страдает, ей наносится ущерб из-за того, что наши западные коллеги все больше предпочитают этому инструменту санкционные меры, считая, что так будет проще и эффективнее достигать свои геополитические цели», - заявил Сергей Лавров.
В этой связи глава МИД РФ подчеркнул, что «Россия выступает за возрождение культуры диалога, которая дает реальные результаты, как это было доказано при решении ИЯП, урегулировании различных аспектов химического разоружения Сирии». Министр отметил, что этот путь «менее публично заметен, более трудоемок, но гораздо более эффективен и благотворен для международных отношений в целом, чем постоянная попытка в одностороннем порядке провоцировать какие-то скандалы».
В заключение пресс-конференции Министр иностранных дел Сергей Лавров заверил: «Высоко ценим внимание, которое уделяют развитию отношений с Россией Его Величество Король Сальман, другие высшие саудовские руководители».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs