ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Александр Грушко: «Сегодня мы наблюдаем все признаки большой гибридной операции против России»

11:04 02.07.2015 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«Сегодня мы наблюдаем все признаки большой гибридной операции против России», - заявил Постоянный Представитель РФ при НАТО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Грушко на пресс-конференции в Москве 30 июня. Она состоялась в ходе телемоста Москва-Брюссель в студии МИА «Россия сегодня», где обсуждались итоги брюссельской встречи 24-25 июня министров обороны стран-членов НАТО, и была дана оценка текущему положению дел в отношениях России и североатлантического альянса. Как отметил А. Грушко, «на полях» встречи министров обороны в Брюсселе была проведена и другая - с участниками новой операции НАТО в Афганистане «Решительная поддержка», а также - заседание комиссии Украина-НАТО.

«НАТО переходит в отношениях с Россией от политики партнерства к политике сдерживания» - таков главный итог заседания «силовых» министров альянса в Брюсселе, высказанный Постпредом РФ. «К сожалению, эта политическая линия, которую мы наблюдаем последние полтора года, находит свое закрепление в сфере военного строительства и военного планирования НАТО», - отметил А.Грушко. По мнению высокопоставленного дипломата, «именно так следует оценивать все технические решения, принятые на заседании Россия-НАТО». Было объявлено о начальном этапе оперативной готовности спецсил быстрого реагирования альянса, они, по словам А.Грушко, являются «наконечником» всех сил НАТО, увеличение сил быстрого реагирования с 30 до 40 тысяч, подтверждены планы создания к концу 2015 года шести штабных ячеек в странах Балтики, Польши, Румынии и Болгарии. Также, по сообщению А.Грушко, НАТО изучит возможность создания дополнительных ячеек в странах, среди которых фигурируют Греция, Венгрия и Словакия.

Александр Грушко сказал журналистам: «Главное, в ходе встречи было объявлено, что в американских планах - разместить на территории шести стран 250 единиц тяжелой боевой техники. Боевые танки, самоходные артиллеристские системы и боевые бронированные машины, – это новое качество политической ситуации в Европе». Однако это был ожидаемый результат. Как подчеркнул А.Грушко: «Происходит то, о чем мы и предупреждали. Та политика, которая была объявлена НАТО в качестве ключевого вектора в политике безопасности на обозримую перспективу, - эти решения будут генерировать враждебную политику в отношении России». Отмечая общую атмосферу заседания министров обороны альянса в Брюсселе 24-25 июня, Постпред РФ выделил в выступлениях «трескучую антироссийскую риторику».

Но вернемся к основному тезису о большой гибридной операции против России. Экономическое давление на нашу страну со стороны США и государств Евросоюза сопровождается информационными атаками в крупных  международных СМИ, не говоря о менее масштабных из них. При этом искажается и очерняется политика России.  «Через НАТО мы видим   попытки оказать давление и военными средствами спроецировать силовой потенциал на Российскую Федерацию», - сказал Александр Грушко.

  

Процесс контроля над вооружениями в кризисе

 

Александр Грушко на пресс-конференции отметил, что процесс контроля над вооружениями переживает кризис, и об этом уже бьют тревогу не в одной России. «Те озабоченности, которые видит Россия в связи с процессами деградации инструментов контроля над вооружениями, тревога за судьбу европейской безопасности, наш анализ ситуации в области безопасности получает все больше и больше сторонников», - заявил Постпред РФ в НАТО. Россия настаивает на необходимости вернуться к тем обязательствам, которые закладывались в эпоху преодоления наследственности «холодной войны», когда было провозглашено, что никто не обеспечивает свою безопасность за счет безопасности других. В этой связи главным выводом по итогам заседания министров альянса в Брюсселе стал тезис о том, что обеспечить стратегическую безопасность невозможно наращиванием военной мощи, необходимы политико-дипломатические усилия. Но реальность такова, что расходы на оборону стран НАТО в 16 раз превышают аналогичные затраты в России. «Как можно говорить об инструментах контроля, если НАТО – 28 государств – членов ОБСЕ - занимается ровно противоположным делом: они увеличивают военные расходы, они размещают военные потенциалы у наших рубежей, - отметил Александр Грушко. - Основополагающий  акт – договор РСМД - последний бастион контроля над вооружениями». Постпред России в НАТО констатировал, что  архитектура контроля над вооружениями больше не действует, поскольку НАТО не выполнили документ Стамбульского саммита 1999 года. «У нас не осталось жестких инструментов контроля над вооружениями», - сказал Александр Грушко, - Это всех тревожит». Ситуацию усугубляет и тот факт, который также подчеркнул Постпред РФ в НАТО - пока нет политической готовности у наших партнеров к работе над документом о контроле над вооружениями. «Мы всегда выступали против того, чтобы современная система безопасности строилась на балансе угроз, - напомнил А.Грушко. -  Наоборот, мы работали над инструментами контроля над вооружениями, но сегодня мы видим, что НАТО ложится на совершенно противоположный курс и обеспечивает свою безопасность путем проекции своей силы на Российскую Федерацию». В этой связи Постпред России в альянсе заявил: «В нашем военном планировании мы будем принимать во внимание появление новых потенциалов вдоль наших границ».

 

Заседание комиссии НАТО-Украина

 

Подводя итоги заседания комиссии по Украине, А.Грушко отметил, что «результаты этой встречи не добавили качества к отношениям Украины – НАТО». Помощь альянса Украине будет поступать через пять трастовых фондов, в дополнение к которым будет создан еще один (в сфере разминирования) – шестой. Среди различных заявлений на этом заседании не было призывов по ключевому для сегодняшней ситуации (в области безопасности) вопросу – о положении на Украине. По словам Постпреда РФ, страны НАТО не призывали Украину выполнять Минские соглашения, при этом вина за сложившуюся ситуацию перекладывалась на Россию, которая не является стороной в конфликте; к Киеву не обращались призывы о прекращении огня, об отводе тяжелых вооружений, по-прежнему тиражировались «страшилки» насчет массированных концентраций российских войск у границ с Украиной. «Порой складывается впечатление, что НАТО живет в своем виртуальном мире, самой же ею и созданном, - сказал Александр Грушко. - Натовская линия является деструктивной и она, прежде всего, работает на руку тем, кто мечтает выйти на решение кризиса военным путем».

 

О расширении альянса Черногорией

 

Расширение альянса за счет Черногории А.Грушко назвал негативным шагом как для европейской безопасности, так и для наших отношений с Черногорией, - страной, у которой с Россией близкие исторические связи, человеческие отношения и взаимная переплетенная история. Что стоит за необходимостью расширения альянса Черногорией к декабрю 2015 года? А.Грушко полагает: «Впечатление таково, что НАТО необходимо продемонстрировать свою твердую приверженность политике «открытых дверей» в пику России. Постпред РФ подчеркнул, что основной блок угроз, перед которыми стоит Европа, прежде всего, связан с угрозой с юга, с действиями ИГИЛ и с тем, что «на гигантских просторах Северной Африки и Ближнего Востока разрушены либо деформированы инструменты государственного управления». По мнению Постпреда РФ в НАТО, альянс «искусственно привязывает себя к восточному направлению». «Та генетика, которая закладывалась основателями альянса, дает о себе знать, и вся натовская машина разворачивается к Востоку, то есть возвращается к истокам, - сказал А.Грушко. - Это чрезвычайно опасная тенденция, поскольку речь идет о долговременных трендах». Этот процесс сопровождает информационный фон о якобы агрессивных действиях России, в частности, по отношению к Украине.  Но Постпред России подчеркнул, что военный и военно-политический поворот, о котором было сказано в начале пресс-конференции, был задуман НАТО задолго до украинских событий. Доказательством тому – Минские соглашения, которые худо-бедно, но соблюдаются сторонами. «НАТО не может не видеть, какие усилия предпринимает Российская Федерация для того, чтобы обеспечить Минские соглашения, те решения, которые принимаются альянсом, ни коим образом не связаны с украинским кризисом», - подчеркнул А.Грушко.  Как пояснил Постпред РФ, этот поворот альянса был связан с тем, что для НАТО эпоха «больших операций» прошла, имея в виду Югославию марта 1999 года, Ливию марта 2011 года, иракскую военную кампанию 2003-2011 годов. «Эти операции продемонстрировали абсолютную неприспособленность НАТО к новым условиям безопасности, - прокомментировал А.Грушко. - Не нашли ничего лучшего, чем вернуться к тем условиям безопасности, которые превалировали в эпоху «холодной войны». Завершая ответ на поставленный вопрос, А.Грушко подчеркнул: «Наше отношение к расширению НАТО не изменилось, мы считаем, что ни одна из реальных проблем безопасности за счет расширения альянса, решена не будет».

 

НАТО усиливает ядерную риторику. Почему?  

 

Вопреки основным фундаментальным договоренностям по линии Совета Россия-НАТО (СРН), одним из положений которых является обязательство не размещать дополнительные боевые силы альянса вдоль российских рубежей, нарушено: сегодня НАТО занимается ровно этим. Комментируя ситуацию, А.Грушко отметил, что обе стороны – Россия и НАТО -  активно работали совместно по многим направлениям: по Афганистану, по подготовке кадров для антинаркотических служб, по борьбе с пиратством. «Мы были готовы обмениваться с НАТО оценками угроз с появлением новых террористических группировок для того, чтобы попытаться выйти на способы по спасению граждан, которые могут подвергаться террористическим атакам, - сказал А.Грушко. - К сожалению, этот канал прерван, заморожены все проекты сотрудничества. Если НАТО не пересмотрит такое отношение к перспективам объединения усилий по борьбе с совместными угрозами и вызовами, то перспектива установления отношений с НАТО не просматривается».

 

ОДКБ – НАТО: упущенные возможности

 

Недавно Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа сказал журналистам, что диалога у НАТО с ОДКБ никогда не было и нет. Ту же мысль подтвердил и Постпред России в НАТО: «Я не вижу каких-либо изменений с натовской стороны. Мы исходили из того, что для нашей общей безопасности было бы необходимо найти пути установления хотя бы некоей коммуникации на первом этапе между НАТО и ОДКБ». По словам высокопоставленного дипломата, это не было каким-то изолированным проектом, - напротив. «Это полностью укладывалось в наше видение европейской безопасности, евразийской безопасности, которая сегодня уже не может опираться только на межгосударственные отношения, - подчеркнул А.Грушко. - А на этом пространстве действует большое количество различных факторов, или акторов, как сейчас модно говорить, и нормальное взаимодействие между ними, конечно, это было бы серьезной добавкой безопасности всем членам евроатлантического, евразийского сообщества безопасности». Обе структуры могли бы взаимодействовать по вполне конкретной задаче - стабилизации ситуации в Афганистане. «Очевидно, что ОДКБ, которая играет ключевую роль по безопасности внешних границ (Афганистана) и НАТО, которое в то время находилось в составе сил МССБ (международные силы содействия безопасности) в Афганистане, сложение их усилий в этом направлении могло бы дать дополнительный эффект, который не мог быть достигнут самостоятельно ни НАТО, ни ОДКБ», - пояснил А.Грушко.  Инициативы ОДКБ не были приняты во внимание, поэтому, - сказал А.Грушко, - «у нас нет стимулов, чтобы  продолжать стучаться в дверь». «Если наши партнеры не готовы к этому, мы будем обеспечивать решение наших вопросов самостоятельно», - заявил Постпред РФ в НАТО. А.Грушко напомнил, что ещё Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была предусмотрена архитектура международной безопасности, обязывающая все государства в их качестве, будь то Евросоюз, бывший ЕврАзЭс, НАТО – в какой бы структуре страны не были представлены, - выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы не дублировать усилия друг друга, а действовать согласно принципам, разработанным ОБСЕ в 1999 году в  документе под названием «Платформа безопасности».  

 

РСМД – в чем смысл реанимации?

 

Всё чаще тема о якобы систематическом нарушении Россией Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) муссируется в международных СМИ. А.Грушко выразил мнение, что «ядерная риторика начинает активно использоваться для того, чтобы оправдать возросшую активность НАТО по укреплению восточных рубежей». По его словам, Россия готова рассматривать любые озабоченности, проводить консультации по просьбе американской стороны, но партнеры так и не предъявили фактуру, которая могла бы вызывать озабоченности американской стороны. Что это за озабоченности, Постпред РФ в НАТО пояснил на фактах. Например, размещение в Польше и Румынии объектов по противоракетной обороне. По словам А.Грушко, противоракеты будут размещаться на пусковых установках МК-41, которые могут использоваться для запусков крылатых ракет, в том числе такие же установки находятся на судах «Иджис», которые используются как компонент в глобальной защите США от ракетного нападения. Система «Иджис» способна отслеживать и уничтожать баллистические ракеты, атомные подводные лодки и орбитальные спутники. По планам Пентагона, к 2015 году эта система должна была получить такое развитие, чтобы полностью блокировать возможность российского ответа на ядерный удар НАТО. По словам А.Грушко, в противоракетной обороне США используют ракеты, которые запрещены договором РСМД. Есть у российской стороны вопросы и по использованию беспилотных летательных средств, которые не предусмотрены договором об РСМД. «Мы готовы к такому разговору, но он должен быть деполитизированным и построен на фактах, с учетом озабоченностей друг друга, - сказал А.Грушко. - Рано или поздно НАТО придется оправдывать свои действия на восточном фланге не украинскими событиями».

 

Немного цифр

 

По словам А.Грушко, новая идеология альянса пестуется заявлениями о необходимости парирования угрозы с востока. «Страшилки» о том, что Россия увеличила расходы на вооружение, вкладывает дополнительные средства на военные потенциалы – рассчитаны на неосведомленных. «Никого не может ввести в заблуждение фигура речи об излишней пугливости НАТО», - уточнил А.Грушко. Действительно, в глобальных мировых расходах доля НАТО равна 51-49%, то есть составляет половину мировых расходов. На заседании 24-25 июня в Брюсселе министров обороны стран альянса было подтверждено, что государства блока должны тратить не менее 2% от ВВП на военные нужды, в определенной части – на закупку вооружений. Как уточнил А.Грушко, этот норматив выполняют всего пять членов в альянсе. Совокупные суммы расходов НАТО 2, 4 % от ВВП. Расходы обеспечивает в альянсе в основном США, где по состоянию на 1 января 2015 года этот показатель достигал 3,6 %. «Понимание того, что безопасность невозможно укрепить наращиванием военных мускулов и их игрой вдоль наших рубежей, будет проникать в саму ткань политических отношений и овладевать умами миллионов людей на Западе. Это очевидно», - сказал в заключение Постоянный Представитель России в НАТО, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Александр Грушко.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати