Недавний, седьмой по счету Саммит Америк и первый с участием Кубы в Панаме, во время которого состоялась историческая беседа кубинского и американского президентов, продолжает оставаться предметом внимания аналитиков и комментариев международных обозревателей.
Этот саммит оказался примечательным по нескольким причинам. Во-первых, в нем впервые приняла участие социалистическая Куба. Остров по призыву, настоянию всех остальных 32 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и по их требованию к Вашингтону, вернулась во «всеамериканскую семью» и села за один стол переговоров с Соединенными Штатами и Канадой. Но, в то же время, Гавана наотрез отказалась возвратиться в саму Организацию американских государств (ОАГ), под эгидой которой и проходят эти саммиты, начиная с 1994 года. Куба по указке Вашингтона была изгнана из ОАГ в 1962 году. И вот глава Острова Свободы Рауль Кастро вновь оказался в кругу всех руководителей стран Южной и Северной Америк. Именно поэтому к ней в Панаме, где проходил саммит, было особое внимание. И Куба выступала на региональном форуме в качестве фаворита и миротворца, решившегося на нормализацию отношений со своим давним и непримиримым идеологическим оппонентом и противником – США.
Во-вторых, параллельно Саммиту Америк там же в Панаме проходили четыре общественных форума – встреча ректоров университетов Америк, форум гражданского общества, а также форумы молодежи и деловых кругов Западного полушария.
Эти встречи по интересам и убеждениям стали площадками для обсуждения сотен насущных проблем, волнующих сегодня миллионы людей двух Америк. Среди них – доступность всех слоев населения к бесплатному здравоохранению и образованию, бедность, неравенство и несправедливость, безработица среди молодежи, организованная преступность, проблемы охраны окружающей среды, энергетические проблемы и миграции…
Конечно, многие из этих же проблем обсуждаются и главами государств и правительств. Однако все эти обсуждения далеко не всегда заканчивались конструктивными решениями, а уж тем более их реализацией. Многое из продекларированного на всеамериканских форумах так и оставалось на бумаге. Но главное, что давали такие форумы на высшем уровне американцам и их южным соседям, - это богатую информацию из первых рук и обильную пищу для размышлений.
Напомню, что самый первый Саммит Америк под эгидой Организации Американских Государств состоялся в декабре 1994 года в Майами (США). В ходе его работы было принято 59 решений по 23 темам. Декларация принципов, принятая на саммите, провозглашала общее согласие в отношении развития и процветания стран Западного полушария на основе укрепления сообщества демократий. И только одна страна не участвовала. И это была Куба.
Затем саммиты Америк проходили в Боливии (внеочередной, чрезвычайный, 1996), в Чили (1998), в Канаде (2001), в Мексике (внеочередной, чрезвычайный, 2004), в Аргентине (2005), в Тринидаде и Тобаго (2009), и в Колумбии (2012).
И вот теперь – в Панаме. И здесь Куба, благодаря единству Латинской Америки, уже на новом этапе своего развития, активно подключилась к общеамериканским дикскуссиям.
И вот, как говорится, «лед тронулся», Куба впервые приняла участие в этой, уже седьмой по счету, встрече лидеров Южной и Северной Америк на высшем уровне, правда, наотрез отказавшись вернуться в саму Организацию американских государств. Именно поэтому к ней здесь особое внимание. И Куба выступила в Панаме в качестве фаворита и миротворца, пошедшего на нормализацию отношений со своим давним противником – США.
Так, к примеру, оценивая выступление на саммите Рауля Кастро, хозяин форума глава Панамы Хуан Карлос Варела заявил корреспонденту местной газете «Пренса»: «Президент Кубы выступил здесь как бы с двумя речами - одну он приготовил заранее, а другую произнес сердцем, душой, очень эмоционально. И он вложил в эту речь все пережитое, все то, что произошло с его страной за последние годы». Варела отметил также профессиональную работу министра иностранных дел Кубы Бруно Родригеса, с которым познакомился еще будучи министром в правительстве Рикардо Мартинелли. Высоко оценил президент Панамы и личную встречу с Раулем Кастро, который, по его словам, подробно рассказал ему о модернизации кубинского порта Мариэль и его особой экономической зоны развития, о переговорах с США по нормализации отношений, о международном бизнесе и туризме, о совместном поиске решения проблем образования, питьевой воды и безопасности, о том, что сегодня особенно беспокоит граждан Кубы и Панамы, а также и других государств обеих Америк.
…Известно, что американцы особенно любят эффектные жесты и шоу. Но чтобы подготовить этот жест с исключением Гаваны из пособников террористов, они сначала произвольно внесли Кубу в свой черный список их спонсоров, а теперь президент Барак Обама «блеснул» этим козырем справедливости на виду у всей Латинской Америки, которая уже давно дружно осуждает США за агрессивную санкционную политику и против той же Кубы, и против Венесуэлы, и против всех, других независимых государств, которые выступают за равноправные, взаимоуважительные отношения с Вашингтоном. Недаром же советник президента Барака Обамы по внешнеполитическим вопросам Бен Родс признал, что «вместо изоляции Кубы, США получили обратный эффект, изолировав себя на американском континенте». И это вынужденное признание очень точно отражает реальное отношение латиноамериканцев к имперским амбициям и поведению Вашингтона.
Анализируя прошедший саммит, его кубинское содержание, многие обозреватели объясняют поведение США, разочарованием Белого дома провалом полувекового торгово-экономического и финансового давления на Кубу, неэффективностью потраченных средств и сил. Но не только. И может быть даже больше - его стремлением сблизиться с Островом и внедриться на его территорию экономически, а одновременно и идеологически. Цель остается прежней – размывание и ликвидация существующего на Кубе режима. Да, американский бизнес интересует кубинский рынок, который может приносить новые доходы. Идеологам, политтехнологам в США нужна победа над альтернативным путем развития. Они стремятся доказать, что «нет таких крепостей, которые не могут взять американцы». Как гласит русская поговорка, не мытьем, так катаньем. Другая цель, как видят ее аналитики, - это успокоить латиноамериканское сообщество, которое давно требует от Соединенных Штатов снятия антикубинской блокады и прекращения агрессивных выпадов против Острова, который ценят и уважают во всем «третьем мире» за отзывчивость и солидарность. На фоне Кубы США быстро приобретают имидж «империи зла», под лозунгом защиты демократии удушающей свободу и независимость неугодных стран и народов. И такой образ все больше мешает американцам продвигать на континенте, да и в других регионах мира свои эгоистические интересы. Пришло время приукрасить имидж хотя бы в отношении Кубы. Хотя, конечно, можно заставить себя поверить в искренность Вашингтона и с надеждой взглянуть на попытки президента Барака Обамы вести с Гаваной равноправный и взаимоуважительный диалог, который, несомненно, вместе с самой Кубой и всей Латинской Америкой приветствует и Россия.
…Западная пресса (а за ней и некоторые наши СМИ) преподнесли как некую сенсацию привстречное рукопожатие Барака Обамы и Рауля Кастро на нынешнем Саммите Америк, намеренно или по невежеству «забыв» о том, что первое их рукопожатие произошло еще 10 декабря 2013 года в Йоханнесбурге, где президенты неформально встретились на церемонии прощания с ушедшим из жизни первым чернокожим руководителем ЮАР и борцом с апартеидом Нельсоном Манделой.
Тогда представители администрации президента США после мероприятия оправдывались, что рукопожатие и короткий разговор между лидерами двух стран не были запланированы и носили неофициальный характер.
Но и это было «не первое рукопожатие лидеров двух враждующих стран за последние полвека», как сообщали многие СМИ. Может быть, это и мелочь, но в 2000-м году президент США Билл Клинтон пожал руку Фиделю Кастро на саммите ООН. Но, согласитесь, такой доброхотный знак и символ доброжелательности, как рукопожатие двух враждующих сторон, хотя и сигнал многообещающий, но все-таки еще не означающий истинного и искреннего примирения. Да и возможно ли примирение таких противоположностей как Куба и США? Скорее – это первый шажок к диалогу, к разрядке напряженности, которая в случае с США и Кубой больше напоминает «игру на выбывание». Кто кого в этой игре переиграет, покажет время. Но именно в этом случае противоположности не сходятся. Но и они, как выяснилось, обречены на диалог.
Несмотря на набирающий ход процесс нормализации отношений с Кубой, между сторонами сохраняются разночтения и противоречия по многим политическим вопросам. Это отмечает в своих выступлениях на кубинскую тему и президент США Барак Обама. Американцы не довольны однопартийной системой на острове и «жестким отношением» кубинских властей к диссидентам. Да и вообще Вашингтону не нравится социализм, претит идея равенства и осуждение американских имперских амбиций. Но, тем не менее, Обама пообещал сделать все от него зависящее, чтобы вычеркнуть Кубу из списка стран-спонсоров терроризма.
Да, свое-то слово Обама сдержал, подписал документ об отмене решения Вашингтона от 1982 года и передал его в конгресс. Но как теперь поступит этот американский парламентский орган, который в своем республиканском большинстве не желает нормализации с Кубой?
Почти все латиноамериканские лидеры затронули на саммите и вопрос «отмены исполнительного указа США против Венесуэлы». Многие из них решительно осудили указ президента Барака Обамы, объявившего Венесуэлу «чрезвычайной угрозой» для Соединенных Штатов. И заявили о необходимости отмены североамериканского указа. Такая же позиция прозвучала и в латиноамериканских региональных организациях - УНАСУР, МЕРКОСУР и СЕЛАК. А потом появилась информация, что у же в последний час пребывания в Панаме в коротком разговоре с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и сам Барак Обама якобы признал, что Венесуэла в общем-то и не является для США угрозой.
Кстати сказать, совсем недавно и российский министр иностранных дел Сергей Лавров тоже недвусмысленно высказался по этому поводу. Он это сделал в Москве во время недавней пресс-конференции после переговоров со своим чилийским коллегой Эральдо Муньосом, на которой и мне довелось присутствовать.
«Хотел бы также выразить поддержку усилиям, которые предпринимает руководство Венесуэлы при содействии своих соседей по региону в целях нормализации обстановки в стране, - сказал российский министр Сергей Лавров. - На данном этапе важную роль сыграла солидарность с Венесуэлой, проявленная членами УНАСУР и Боливарианского альянса для народов Америки (АЛБА) перед лицом аррогантных решений США «назначить» эту страну угрозой для своей внешней политики, что, безусловно, помогло разрядить напряженность в отношениях между Вашингтоном и Каракасом. Мы это приветствуем. Обсудили тему в том числе, под углом ее звучания в ходе межамериканского саммита. Поддерживаем группу стран УНАСУР, которые предложили свои добрые услуги, чтобы помочь нормализовать ситуацию в Венесуэле и обеспечить политический процесс в рамках действующей конституции».
Многие острые межамериканские темы наболевшим рефреном
Звучали до саммита, прозвучали на саммите и продолжают звучать после саммита. Например, Аргентина, поддержав на высшем всеамериканском форуме Кубу в ее диалоге с Вашингтоном, красноречиво обратила внимание участников встречи и на свое больное место - вопрос о Мальвинских островах. Страна
не изменила свою позицию по этому важнейшему для нее вопросу. Президент Кристина Фернандес де Киршнер повторила, что ее правительство «надеется на юридические осуждения тех, кто узурпирует и крадет то, что является частью природных ресурсов Аргентины», имея в виду разведку нефти Великобританией на оспариваемых с ней Мальвинских (Фолклендских) островах.
…«Для нашей страны было честью провести саммит, считает президент Панамы Хуан Карлос Варела. - Мы не претендовали на единогласие, оно невозможно, но мы претендовали на то, чтобы установить мосты». Главное же, чего удалось достичь на саммите, по мнению президента Варелы, - это «искреннего диалога».
Кстати сказать, для Панамы Саммит Америк – форум глав 35 государств обеих Америк, в целом, прошел весьма позитивно. Это признают многие политики и аналитики в этой стране. (Правда в Латинской Америке эту встречу предпочитают называть не по-английски «саммитом», а испанским словом «кумбре» (“cumbre”).
И прежде всего, от высокого форума выиграл имидж Панамы. А представители туристической отрасли утверждают, что их прибыли от проведения саммита за короткое время превысили 100 миллионов долларов. В течение недели республику посетило более 15 тысяч иностранных гостей. Среди них были участники как непосредственно саммита, так и параллельных общественных форумов. Я уж не говорю о туристах и предпринимателях. К тому же одновременно в Панаме проходил кинофестиваль, который тоже принял немало гостей.
В республике, как и во всей Латинской Америке, обозреватели дружно отмечают, что седьмой Саммит Америк стал успешным, И Панама приложила для этого все усилия. А после межамериканского форума на высшем уровне его участники должны начать упорную работу во имя единой и дружной Латинской Америки, за мирную и равноправную Америку. И, конечно же, продолжить борьбу против бедности, за более справедливое распределение национальных богатств, за ускоренное и устойчивое развитие своих стран, за реализацию социальных проектов.
По словам президента Панамы, следующий Саммит Америк пройдет в 2018 году в Перу. Такое предложение внес сам глава этой страны Ольянта Умала. И его предложение было принято.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs