Уважаемые дамы и господа,
Мы провели очень полезные доверительные переговоры, которые, по нашей общей оценке, заслуживают позитивного отражения на пресс-конференции.
У нас традиционно дружественные отношения. Нас объединяет близость или совпадение подходов по ключевым проблемам современного мира.
Уделили особое внимание развитию двусторонних связей, которые обрели позитивную динамику, прежде всего в торгово-экономической сфере. Особое значение имеет продолжение взаимодействия в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике и в сфере военно-технического сотрудничества. В Ираке активно работают российские экономические операторы, прежде всего ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ряд других компаний, которые вносят весомый вклад в том числе в формирование доходной части иракского бюджета.
Товарооборот между нашими странами приближается к отметке 2 млрд.долл. США. Наше общее мнение – это не только не предел, но стимул для существенного наращивания взаимодействия, поиска перспективных форм приложения совместных усилий. Эти вопросы г-н И.Джаафари в качестве сопредседателя Межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству обсудит завтра с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, российским сопредседателем Комиссии Д.О.Рогозиным.
У нас богатый опыт развития гуманитарных и культурных связей, обменов в сфере образования. Ирак полностью использует стипендии, которые российское государство предоставляет для граждан этой страны. Нам особенно приятно, что с 2012 г. установилась практика ежегодной подготовки иракских кадров в Дипломатической академии МИД России. Завтра г-н Министр посетит Академию и выступит там с лекцией.
И.Джаафари подробно проинформировал о ситуации в Ираке, который отражает террористические атаки. Мы подтвердили солидарность с руководством дружественной нам страны и нашу твердую решимость и далее оказывать Багдаду помощь в целях укрепления обороноспособности перед лицом этой угрозы, обеспечения единства, территориальной целостности и недопустимости вмешательства извне в его внутренние дела.
Подтвердили поддержку усилиям руководства Ирака по продвижению национального диалога и согласия. Г-н Министр подчеркнул, и мы полностью с этим согласны, что для всех стран региона и их искренних друзей главной задачей является борьба с терроризмом.
Под этим углом зрения обменялись оценками о происходящем в Сирии, Йемене. И в том, и другом случае параллельно с наращиванием антитеррористических усилий важно добиваться устойчивого национального диалога.
У нас общее мнение, что положение дел в палестино-израильском урегулировании вызывает серьезную тревогу. Важно не допустить полного разрыва переговорного процесса. Будем стараться помочь достижению этой цели.
Обменялись мнениями о ситуации на переговорах по иранской ядерной программе. Ирак и Россия заинтересованы, чтобы они увенчались успехом в согласованные сроки. Разделяем общее мнение о важности вовлечения Ирана на равноправной основе в переговоры по решению практически всех проблем региона Ближнего Востока и Севера Африки.
В целом убежден, что наши переговоры имеют весьма важное значение для продвижения перспективных проектов в рамках двустороннего сотрудничества во всех областях на благо наших стран, народов и совместных усилий в пользу укрепления региональной стабильности и безопасности.
Вопрос: Почему Россия не участвует в возглавляемой США многонациональной коалиции по борьбе с «Исламским государством» («ИГ»)?
С.В.Лавров: Как я уже сказал, Россия самым активным образом оказывает содействие Ираку в обеспечении и укреплении его обороноспособности перед лицом террористической угрозы со стороны «ИГ».
Что касается многонациональной коалиции, возглавляемой США, в Ираке она работает с чёткого согласия законного иракского правительства. Аналогичной правовой базы в том, что касается ударов коалиции по целям на сирийской территории, не существует. Руководители коалиции заняли откровенно политизированную позицию, считая нелегитимным взаимодействие с сирийским руководством и сирийскими вооружёнными силами в борьбе с «Исламским государством». Считаю такую позицию контрпродуктивной и близорукой.
Совсем недавно Правительство САР было полностью легитимным партнёром международного сообщества, включая США, в совместной работе по ликвидации запасов химического оружия в этой стране, и никто не поднимал тему его легитимности или нелегитимности. Считаю терроризм не меньшей угрозой, чем запасы отравляющих веществ.
Мы готовы продолжать сотрудничество с зарубежными партнёрами в борьбе с международным терроризмом на международно-правовой основе при обеспечении центральной роли ООН и её Совета Безопасности. Предлагаем провести под эгидой СБ ООН всеобъемлющий анализ угроз – прежде всего, террористической и экстремистской – в регионе Ближнего Востока и Севера Африки и выработать общий подход, опирающийся на единые стандарты, чтобы не было парадоксальной ситуации, когда в одном случае все борются против конкретного террористического объединения, а в другом – те же самые экстремисты рассматриваются в качестве партнёров в деле свержения неугодных режимов.
Подчеркну, что главное – наше прямое материальное военно-техническое содействие иракским друзьям. Рассчитываем, что это и есть реальный вклад в успехи по борьбе с терроризмом «на земле», о которых нам рассказал г-н И.Джаафари.
Вопрос: На днях информагентство «Рейтер» опубликовало свидетельства очевидцев крушения в июле 2014 г. малайзийского «Боинга» под Донецком, которые якобы видели запуск ракеты класса «земля-воздух» с территории, контролируемой представителями ополчения. Как Вы можете это прокомментировать? Остаются ли у российской стороны претензии к проведению расследования той авиакатастрофы?
С.В.Лавров: Мы самым внимательным образом следим за всем, что может пролить свет на причины авиакатастрофы и ответственных за это. Призываем объективно, беспристрастно и профессионально рассматривать все без исключения факты, версии. Недопустимо, чтобы кто-то предполагал, что имеет монополию на истину, пока такое расследование не завершится. К сожалению, продолжают иметь место попытки извратить факты, навязать варианты произошедшего, в том числе с откровенно нечистоплотными целями. Кто-то, возможно, заблуждается по иным мотивам.
То, что опубликовано авторитетным и уважаемым агентством «Рейтер», очень похоже на «вброс». Какие-то свидетели, противоречащие друг другу, высказывают забавные для любого специалиста вещи: например, «некая «виляющая» ракета», «отделяющиеся ступени», «синий столб дыма». Судя по этим материалам, свидетели умудрились увидеть крушение самолёта, находясь в 25-ти километрах от места, да ещё и в условиях серьёзной облачности. При этом наши западные коллеги и СМИ почему-то не обращают внимания на многочисленные свидетельские показания, причём не анонимные, а записи на камеры конкретных лиц, которые говорят, что в тот день видели в небе над местом крушения военный истребитель. Свидетель, который работал на одном из военных аэродромов Украины, на камеру заявил, что в тот день один из военных самолётов вылетал на задание и вернулся без одной ракеты. Украинские же власти многократно заявляли, что никаких вылетов военных самолётов в тот день не было. Никто на это не обращает внимания.
Мы уже устали напоминать о вопросах, которые были сформулированы Росавиацией и Министерством обороны России вскоре после катастрофы. По-моему, никто не собирается давать на них ответ. В частности, на вопросы о том, где записи переговоров украинских диспетчеров с бортом «Боинга» и другими самолётами, находившимися в воздушном пространстве над тем районом; где обещанные американцами снимки со спутников и самолётов «АВАКС», которые также работали в тот день в воздухе. Ответов на эти вопросы нет, и, честно говоря, я уже не надеюсь их получить.
Мы добиваемся и будем продолжать настойчиво добиваться изучения всех фактов, рассмотрения всех версий. Будем делать это не для того, чтобы одну из них сделать «победительницей», а для того, чтобы установить истину. Это самое главное. К сожалению, создаётся впечатление, что некоторые наши партнёры заинтересованы в ином: если уж не получается доказать свою правоту, изложенную через несколько дней после катастрофы, то надо всячески затянуть это расследование, а, может быть, и вообще «замотать» его.
Вопрос: В связи с невыполнением Киевом Минских соглашений США намерены ужесточить санкции против России. Не считаете ли Вы целесообразным провести в ближайшее время встречу в формате «нормандской четвёрки» на высшем или высоком уровне?
С.В.Лавров: «Нормандский формат» – важная тема. США в эти дни говорят не только об ужесточении санкций, но и о необходимости «накачивать» вооружения на Украину. Происходит достаточно парадоксальное явление, когда грубое нарушение украинским руководством своих обязательств по Минским договорённостям от 12 февраля приветствуется руководством США. Вчера была информация о телефонном разговоре Вице-президента США Дж.Байдена с Президентом Украины П.А.Порошенко, в ходе которого, как сообщается, американский представитель приветствовал принятый Верховной Радой 17 марта (во вторник) закон. Раз Вашингтон приветствует подрывающие Минские договорённости действия, то остаётся сделать вывод, что США подстрекают Киев к военному решению проблемы. Тем более, что в упомянутом телефонном разговоре между Дж.Байденом и П.А.Порошенко обсуждалось, как сообщается, содействие США в подготовке, тренировке и оснащению национальной гвардии Украины.
Считаем абсолютно недопустимым позволить сорвать Минские договорённости. Нельзя, чтобы их постигла судьба Соглашения от 21 февраля 2014 г, подписанного между В.Ф.Януковичем и оппозицией, засвидетельствованного министрами иностранных дел Германии, Франции и Польши, и «растоптанного» на следующее утро. Нельзя допустить, чтобы Минские договорённости постигла судьба и другого документа – Заявления, принятого в Женеве 17 апреля 2014 г. на уровне министров иностранных дел России, Украины, США и представителей ЕС. Напомню, что в том документе украинская сторона обязалась незамедлительно начать конституционную реформу через общенациональный диалог с участием всех регионов и политических сил. Это было в апреле 2014 г. Скоро исполнится годовщина этого обязательства!
Надеемся, что действия украинского руководства, внесшего в Верховную Раду проект закона, который был принят, по сути, перечеркнув обязательство вести прямой диалог и договариваться с Юго-Востоком Украины, в том числе о выборах и применении закона об особом статусе, не останутся без внимания ФРГ и Франции, чьи лидеры инвестировали свой авторитет в Минские договорённости от 12 февраля.
Назрел разговор в «нормандском формате». Я обратился к министрам иностранных дел Германии и Франции с предложением срочно предпринять совместные шаги по недопущению скатывания ситуации по наклонной плоскости. Нам известно, что соответствующую озабоченность высказывают парламентарии России, Германии, Франции. На данный момент есть общее понимание, что «нормандский формат» на уровне заместителей министров иностранных дел может собраться на следующей неделе. Но учитывая столь острую ситуацию, не исключаю, что уровень может быть и выше.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs