В ходе рабочего визита в Республику Куба председатель Комитета Совета Федерации по международным Константин Косачев выступил с лекцией перед профессорско-преподавательским составом и студентами вуза Гаванского университета
Современный мир встревожен рецидивами того, что казалось благополучно забытым еще четверть века назад, когда в Европе рухнула Берлинская стена, а дальше к востоку от нее распался великий Советский Союз.
Однако мы находимся в эту самую минуту в стране, которая является, пожалуй, самым убедительным доказательством того, что далеко не везде ментальность и практики "холодной войны" не только ушли в прошлое, но вообще прерывались за все это время хоть на день. Куба продолжала жить все эти годы в условиях жесткого политического и экономического прессинга – и выстояла! Я слышал, что кубинские власти называли фантастическую цифру: за более чем 50 лет блокады прямой ущерб от санкций США, нанесенных экономике страны, составил более 1 трлн долларов! И вот теперь президент последней мировой сверхдержавы – США - назвал эмбарго в отношении Кубы "политикой, которая не работала". Американская политика – не работала, но стрдали от этой ошибочной политики просты люди здесь, на Кубе!
Если в Европе и в Азии многие считали "холодную войну" завершенной, то в отношении Кубы она так и не прекращалась все эти годы. Однако, актуальные события на Украине, приведшие к самому серьезному политическому кризису в Европе со времен силовой операции НАТО против суверенной Югославии, делают тему моего сегодняшнего выступления - "Закончилась ли "холодная война" между Востоком и Западом?" – важной не только в теоретическом плане. Возможно, нам всем понадобится заново переоценить взгляды на мир за последнюю четверть века.
Судя по всему, различные политические силы и лидеры стран мира совершенно по-разному воспринимали происходящее вокруг. В России мы исходили из того, что "холодная война" завершилась, и завершилась не поражением "плохой" стороны, а выходом сначала СССР, а затем и его правопреемницы России из этого глобального конфликта, который неоправданно отвлекал гигантские денежные и человеческие ресурсы на бессмысленную и опасную гонку вооружений, на идеологическое соревнование антагонистических систем.
В России прошли фундаментальные политические преобразования, однако государственные и национальные интересы во многом сохранились: мы заинтересованы не только в прекращении вражды с прежними противниками, но и в сохранении добрых отношений с теми, кого всегда считали больше чем союзниками – своими добрыми друзьями. В числе таких стран, конечно же, с радостью назову дружественную Кубу. И еще – мы заинтересованы в справедливом мироустройстве, где ни у кого нет монополии на истину, где в равной степени важны национальные интересы каждого народа мира и где действуют единые и одинаковые правила поведения для всех государств вне зависимости от их экономической, политической или военной мощи.
Но такое наше видение ситуации в мире в целом, и в отдельных регионах, включая Европу и Центральную Америку, в частности, похоже, разделяли далеко не все. Не так давно представитель США в Совете Безопасности ООН Саманта Пауэр в пылу полемики сказала российскому постпреду Чуркину: "но вы же проиграли!". Это не просто проговорка – за этим принципиальная позиция, мировоззрение, можно сказать. В то время, как мы считали "холодную войну" завершенной, как бы сказали в спорте, "ввиду неявки одной из сторон", наши прежние оппоненты прочно убеждены, что они победили "нокаутом". А потому требуют и от России, и от других стран, выбравших многие годы назад суверенный путь развития, поведения побежденного – примерно, как от Германии в 1945-м году.
Впрочем, сами действия наших западных визави на протяжении прошедшей четверти века показывают, что они, на самом деле, никогда не были твердо уверены в собственных победных реляциях, озвучиваемых на публику. Большинство их действий – продвижение атлантических структур на Восток Европы, создание новых механизмов для вовлечения в свою сферу влияния бывших республик СССР и стимулирование в них прозападных сил и тенденций, планы по размещению систем стратегической ПРО, противодействие независимому курсу соседних стран здесь, в Центральной и Латинской Америке, и многое другое – все это показывало, что они фактически продолжали линию поведения времен "холодной войны", которая, похоже, в их представлении была "недозавершенной". Возможно, украинские события и должны были довершить то, что казалось "недоделанным" 25 лет назад – не случайно теоретики геополитики, вроде З.Бжезинского, утверждали, что Украина является принципиальным фактором для России: дескать, без Украины Россия уже никогда не сможет стать империей.
Активность наших западных визави в стиле ХХ века на протяжении прошедших 25 лет невольно наводит на размышления, а была ли "холодная война" вообще идеологическим, или все же геополитическим конфликтом? Сколько в ней было идеологии, а сколько банального продвижения под внешне красивыми лозунгами собственных государственных интересов, знакомого еще по прежним векам?
17 декабря прошлого года президент США заявил, что Белый дом намеревается кардинально пересмотреть отношения с Кубой: "Сегодня США меняют отношения с народом Кубы. Мы начнем нормализовать отношения между двумя нашими странами". В этом заявлении показательно то, что Обама однозначно признал – все истоки проблем в двусторонних отношениях, и, соответственно, ключи от их решения все это время были в руках самих США. Не Куба виновна в сохранении конфликтного потенциала, что специально отметил лидер кубинской революции Фидель Кастро в своем открытом письме в январе этого года: "Мы всегда будем защищать сотрудничество и дружбу со всеми народами мира, в том числе и с нашими политическими противниками".
Все эти годы мы в России неизменно выступали за отмену всех торговых ограничений в отношении Кубы, поддерживая позицию наших кубинских друзей в ООН. И сейчасРоссия, конечно же, искренне приветствует наметившуюся нормализацию в американо-кубинских отношениях. Надо понимать, что многие из сделанных шагов (даже если они пока не столь решительны и последовательны, как нам всем хотелось бы) президент Обама делает вопреки мощному внутреннему сопротивлению со стороны республиканского большинства в Конгрессе и влиятельного антикубинского лобби. Поэтому, конечно же, любой прогресс здесь надо поддерживать и беречь. Но мы надеемся, что постепенно, шаг за шагом будут выполнены все без исключения принципиальные и законные требования кубинской стороны.
Речь идет, прежде всего, конечно же, о полном прекращении экономической блокады острова – экономической войны, которую Вашингтон ведет в отношении Острова свободы вот уже боле полувека.
Белый дом должен также исключить Кубу из так называемого списка стран-"доноров терроризма", в который ее в одностороннем порядке без малейших на то оснований поместил государственный департамент США.
Разумеется, США следует без каких-либо условий вернуть Кубе военную базу в Гуантанамо, поскольку на сегодня окончательно исчезли все юридические, политические и исторические основания для ее использования Америкой. И первый шаг на этом пути, давно обещанный Обамой – закрытие позорной американской тюрьмы в Гуантанамо, должен быть сделан незамедлительно и без каких-либо оговорок!
Ввиду предстоящего открытия диппредставительств Кубы и США следует обеспечить четкое выполнение норм международного права, и в частности – положений Венской конвенции о дипломатических и консульских отношениях в качестве основы для отношений между двумя странами, включая актуальный вопрос об обеспечении условий для оказания текущих финансовых услуг Секции интересов Кубы в Вашингтоне.
Конечно, нынешний прогресс в кубино-американских отношениях – это только первый шаг на пути к полной, так сказать, "разрядке напряженности", если использовать термин прошлого века. И надо учитывать, что попытки оказывать давление на Кубу на этом не прекратятся. Отмечу слова президента США, который сказал в декабре, что США идут "по пути улучшения отношений, который будет способствовать переменам на Кубе". То есть цель оказания воздействия на Кубу с целью изменения ее политической системы по-прежнему актуальны, меняется лишь арсенал средств воздействия – с механизмов жесткого давления на инструменты "мягкой силы". Но сам факт, что "лед тронулся" даже в таком застарелом конфликте, конечно же, внушает немалый оптимизм.
Россия, безусловно, твердо стоит на стороне Кубы. К вашей стране у нас в России вообще отношение исторически особенное, в нем всегда было что-то романтическое. Но и безмерное уважение к стране и народу, который смог отстоять свои принципы и свой суверенитет на протяжении десятилетий. Небольшой остров, который оказывает огромное идейное влияние на целый регион планеты – это достойно восхищения. Ваш пример во многом вдохновляет и нас в нынешней ситуации, когда Россию средствами экономического шантажа, блокады и изоляции пытаются принудить к отказу от защиты своих интересов, прав и свобод русских людей в других странах.
В июле прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон, одобренный ранее обеими палатами российского парламента, ратифицировавший соглашение о списании основной части долга Кубы перед Россией. Это – важный стимул к активизации нашего политического и экономического диалога. Нужно не только общаться, но и воплощать наше доброе отношение друг к другу в конкретные дела, полезные простым людям. У нас есть много полей потенциального сотрудничества – в энергетической области, горнорудной промышленности, информационных технологий, здравоохранения, фармацевтики, биотехнологии, энергетики и туризма,
Очень надеюсь на то, что мы, парламентарии обеих стран, со своей стороны всемерно поддержим этот диалог. За последние два года Председатель верхней палаты российского парламента – Совета Федерации Валентина Матвиенко уже дважды (в январе этого года и в мае 2013 г.) посещала Кубу, и каждый раз обнаруживался немалый список тем, по которым мы могли бы оказать реальное содействие связям между двумя странами. По итогам переговоров тогда же было подписано Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации РФ и Национальной Ассамблеей народной власти Республики Куба, и визит делегации Комитета Совета Федерации по международным делам на Кубу – прямое следствие из этого соглашения. А уже после визита были, например, оперативно решены вопросы в области сотрудничества в фармацевтике и образовательных обменов.
Кстати, определение и согласование максимально удобных для кубинской стороны условий учебы в России студентов из вашей страны – одна из важных целей нашего визита. В состав нашей делегации включены руководители соответствующих российских ведомств и университетов с те, чтобы максимально конкретно обговорить все детали приема кубинских студентов в России уже в этом году. С удовольствием могу сообщить, что российской стороной принято решение полностью компенсировать 100 кубинским студентам расходы по проезду в Россию, медицинской страховке, оплате общежития и повышенной стипендии. Это делается нами впервые, и Куба – первая и пока единственная страна, в отношении которой принято такое решение. Призываю им воспользоваться тех, кому интересна Россия и кто заинтересован в получении качественного и конкурентоспособного образования.
Этим конкретным примером я хотел бы еще раз подчеркнуть, что у России и Кубы есть сегодня все возможные каналы и механизмы, чтобы взаимодействовать в оперативном, доверительном и традиционно дружеском формате, как это исторически заведено между нашими народами, сверять свои позиции по актуальным вопросам политики, экономики, социальной, научной и культурной жизни.
Убежден, что именно такие связи заведомо обессмысливают всевозможные санкции, блокады и эмбарго, используемые другими странами в духе "холодной войны". Только наша солидарность и взаимная поддержка могут помочь миру поставить окончательную точку в реликтовых противостояниях ХХ века, которые кто-то пытается сохранить и в новом тысячелетии. Но правда всегда побеждает, как победила Куба, вынудившая могущественную Америку отменить свою полувековую блокаду и признать ее своим провалом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs