Три уникальные иконы в Историческом музее

16:49 03.03.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Собрание древнерусской живописи Государственного исторического музея (ГИМ) в Москве пополнили три уникальные иконы. Как пояснил на презентации этих памятников русской иконописи директор музея Алексей Левыкин, эти три иконы были отобраны для реставрации по нескольким причинам: поскольку представляют собой безусловную художественную ценность, а также в силу того, что столь сложная реставрация для музея являлась не по силам дорогостоящей. Помочь Государственному Историческому хранилищу ценностей вызвались такие корпорации как ЛУКойл и Северсталь, тем более повод для отбора данных памятников культуры также мотивировал на благотворительность. В 2014 году – период, в который проходила реставрация – Россия отмечала 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского и, кроме того, икона северного письма представляет собой исключительную ценность. Но об этом – чуть позднее.    

Итак, первая икона, о которой пойдет речь – поясное изображение Святого Сергия Радонежского, украшенная драгоценным басменным окладом. Причем оклад имеет дату – 1630 год. Однако икона, как пояснила заведующая Отделом древнерусской живописи Исторического музея Людмила Тарасенко, видимо, была вложена в этот оклад, поскольку реставраторы утверждают, что она более позднего письма – второй половины 17 или первой половины 18 века.  Оклад дополнен цатой с изображением Деисуса - Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. Цата (др.-рус. «цята», цѧта от лат. centus — «мелкая монета») – это элемент в форме перевернутого вниз полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, составляет часть оклада.

 

По словам Людмилы Тарасенко, оклад выполнен очень талантливым ювелиром. «Когда сняли оклад, - рассказала Людмила Тарасенко, - то увидели, что фон иконы покрыт олифой и закрашен. Это говорит о том, что икона имела очень сложную судьбу. У нас не так много датированных памятников 17 века. Для этого времени характерно непростое очищение и реставрация фрагментов оклада». Серебряный оклад состоит из многочисленных мельчайших фрагментов, и все они прекрасно отреставрированы. Поэтому ценность иконы ещё и в ювелирно сработанном окладе, высоком мастерстве своего времени.  Сотрудники музея отмечают и такой важный факт: икона поступила в музей из коллекции знаменитого реставратора-исследователя, иконописца и коллекционера русской иконописи Григория Осиповича Чирикова из села Мстёра Владимирской области. До революции Григорий Осипович вместе с братом владел иконописной мастерской в Москве. Он был экспертом по древней живописи Императорской археологической комиссии. Сам реставрировал древние фрески в монастырях Пскова и Новгорода, в Киевской духовной академии.

Напомним, что Отдел древнерусской живописи начал формироваться еще при жизни создателя Исторического музея - графе Алексее Сергеевиче Уварове (1828 – 1884) – видном ученом, археологе, общественном деятеле, сыгравшем решающую роль в основании и открытии Российского Исторического музея. Коллекция икон начала складываться в 1880-1890-е годы одновременно с формированием собрания памятников российских древностей Исторического музея. В разное время отдельные памятники из своих собраний подарили музею такие крупные антиквары - коллекционеры, как С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин. В дар музею поступили коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы. На протяжении ряда лет постоянными дарителями икон музею были коллекционеры Ф.М. Челышкин и И.А. Голышев. Несколько произведений преподнес музею генерал-губернатор Москвы, Почетный Председатель РИМ, великий князь Сергей Александрович. Среди дарителей были известный иконописец и коллекционер О.С. Чириков, антиквар П.М.Иванов и многие другие. Дарителями икон были и  сотрудники музея: директор РИМ с 1909 по 1921 г. князь Н.С. Щербатов, старшие хранители А. В. Орешников, В. Н. Щепкин, ученый секретарь музея И.М. Тарабрин. В Историческом музее к концу 19 - началу 20 веков было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи. В настоящее время ГИМ обладает уникальным собранием древнерусской живописи, которое насчитывает более пяти тысяч памятников, и продолжает пополняться. Это одно из крупнейших собраний иконописи в России.

Вторая икона, презентованная в Государственном историческом музее,  представляет собой сюжет «Сергий Радонежский у гробов своих родителей», преподобных Марии и Кирилла. Она относится к первой половине 19 века. Памятники такого типа создавались преимущественно в качестве паломнических реликвий, приобретавшихся в память о посещении Покровского Хотькова монастыря. Эта икона, как рассказали в музее, была внесена в Хотьковский монастырь в качестве дара. При поступлении в ГИМ икона была густо замазана олифой и являла плачевное состояние. Третья икона – Ветхозаветная Троица с избранными святыми и праздниками. «Это целый иконописный трактат, - рассказала Людмила Тарасенко, - здесь представлены основные православные праздники, главные русские почитаемые святыни – Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская». По словам экспертов, эта икона была написана, скорее всего, в уральском регионе, живопись которого обладает своими нюансами. Она во многом формировалась под влиянием русского Севера. Всё это отражено на иконе. То обстоятельство, что икона написана в миниатюрной технике, явилось сложностью в ее реставрации. Поверхностный слой лака и олифы так спаялись с живописью, что убрать их было очень непросто. «Все, что связано с иконографией русских святых, очень актуально для Исторического музея, - подчеркнула Людмила Тарасенко. - Мы делаем выставки разного плана, и часть экспозиций  включает тот период, когда жили эти святые. Иконы 17 и 19 веков – эти иконы могут комментировать и показывать состояние развития иконописи в эти исторические периоды».

Учитывая, что Отдел древнерусской живописи Государственного исторического музея принимает активное участие в российских и зарубежных выставках, эти три уникальные иконы составят украшение и особую ценность любой из них.

Ключевые слова: Москва Выставка

Версия для печати