ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Комментарий и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» Сегмента высокого уровня Совета по правам человека ООН, Женева, 2 марта 2015 года

22:42 02.03.2015 •

Сегодня в Женеве проходит много мероприятий. Состоялись сессии Конференции по разоружению и Совета ООН по правам человека, в которой участвуют много министров иностранных дел. Сегодня, через пару часов, состоится мероприятие, посвященное поддержке христиан, прежде всего, на Ближнем Востоке. Это российская инициатива, которую поддержали Ливан, Армения, ряд других государств. Министры иностранных дел тоже примут в нем участие.

Состоялись двусторонние встречи с Госсекретарем США Дж.Керри, министрами иностранных дел Ирана М.Дж.Зарифом, Кубы Б.Родригесом, Нидерландов Б.Кундерсом, Верховным комиссаром ООН по правам человека З.Раадом, а также со Спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой. Обсудили весь комплекс проблем, которые сегодня волнуют международное сообщество, конечно же, Украину. На встрече с Госсекретарем США Дж.Керри мы подчеркнули, что при всех нюансах в наших подходах у нас есть общая заинтересованность в полном выполнении Минских договоренностей от 12 февраля с.г., акцентировали необходимость скорейшей консолидации прекращения огня и полного отвода тяжелых вооружений. Я попросил Дж.Керри использовать влияние Вашингтона на Киев, чтобы Правительство Украины в полной мере выполнило эту часть договоренностей. Самое главное, чтобы остальные договоренности, включая проведение амнистии и конституционной реформы, определение особого статуса Донбасса, не остались на бумаге.

По Сирии у нас есть общее понимание с Госсекретарем США Дж.Керри, со Спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой, с нашими иранскими коллегами и арабскими представителями, что Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г. остается наиболее прочной основой для дальнейших усилий. В этом контексте нам необходимо продолжать шаги по созданию условий для возобновления прямых межсирийских переговоров с участием максимального числа оппозиционных групп и правительства в Дамаске.

«Разгул» терроризма оказывает крайне разрушительное воздействие на всю ситуацию не только в Сирии, но и в Ираке, Ливане, Ливии, Йемене и в целом на Ближнем Востоке и Севере Африки. «Исламское государство», «Джабхат-ан-Нусра» и другие террористические группировки создают халифат, привносят на захваченные ими территории законы мракобесия, осуществляют этнические чистки, от которых страдают христиане, мусульмане и представители других религий. Наша позиция принципиальна и не подлежит какому-нибудь изменению – бороться с этой угрозой нужно только сообща, на прочной основе международного права под эгидой ООН и СБ ООН.

Мы также обсудили ряд вопросов, связанных с иранской ядерной программой – об этом шла речь на встрече с Госсекретарем США Дж.Керри и Министром иностранных дел Ирана М.Дж.Зарифом. Констатировали серьезный прогресс, достигнутый на переговорах «шестерки» с Тегераном, и обсудили задачи, которые предстоит решить, чтобы в согласованные сроки достичь результата.

Это основные результаты сегодняшнего дня в Женеве. 

Вопрос: Только что Госсекретарь США Дж.Керри заявил о возможности введения новых санкций в отношении Москвы в случае срыва Минских договоренностей. Было ли такое заявление в действительности? Что Вы ему ответили?

С.В.Лавров: Знаю, что это официальная позиция США, которую они неоднократно озвучивали. Если честно, то сегодня мы с Госсекретарем Дж.Керри это не обсуждали.

Мы говорили о необходимости полного выполнения Минских договоренностей. Я привел конкретные примеры, которые показывают, что ополченцы стремятся четко выполнять подписанные ими документы в Минске 12 февраля с.г., что со стороны правительственных сил Украины наблюдаются колебания, попытки найти предлог, чтобы отложить или «замотать» выполнение других договоренностей, которые связаны уже с политическим процессом. Мы говорили откровенно и не конфронтационно.

Надеюсь, что США поймут необходимость помогать выполнению Комплекса мер, согласованного в Минске, в его полном объеме, потому что только окончательное политическое урегулирование, как это согласовано в Минске, может положить конец этому конфликту.

Вопрос: Что Вы думаете по поводу последнего доклада СПЧ по правам человека на Украине, в котором говорится, что за время конфликта в стране погибло более 6 тыс. человек? Не находите ли Вы, что в докладе имеют место двойные стандарты?

С.В.Лавров: Жертвы украинского конфликта исчисляются тысячами. Это страшно, это трагедия. Статистика важна не сама по себе, а как очередной мощный сигнал всем, кто могут повлиять на ситуацию, о том, что этому необходимо положить конец. Прочное, устойчивое урегулирование может быть достигнуто только через полное выполнение Минских договоренностей.

В докладе Управления Верховного комиссара по правам человека мы обнаружили ряд вопросов, которые, конечно же, требуют прояснения. Например, доклад ссылается на то, что согласно вызывающим доверие сведениям, на Украине находятся российские войска. Напомню, что не так давно не кто иной, как начальник Генштаба вооруженных сил Украины опроверг эти сообщения, сказав, что подразделений российской армии на Украине нет.

Еще один момент, который в этом докладе не стоит упускать из виду, это констатация контрпродуктивности и пагубности недавно принятого решения украинских властей о резком ограничении свободы передвижений между Донбассом и остальной территорией Украины. Это прямо влияет на права человека, положение людей, их повседневную жизнь. Поддерживаем призыв Управления Верховного комиссара ООН по правам человека к срочной отмене этого режима.

Чем больше откровенных дискуссий, основанных на фактах, а не на сообщениях СМИ, опирающихся на сомнительные источники, тем лучше будет для того, чтобы все международное сообщество увидело главную цель – помочь украинцам самим между собой договориться о том, в каком государстве они смогут совместно жить.

Вопрос: На Украине сегодня было вынесено решение СНБУ, которое позволит Киеву обратиться в ООН с просьбой ввести миротворцев на территорию страны. В случае поступления такого обращения, наложит ли Россия на него вето в СБ ООН?

С.В.Лавров: Речь не о том, чтобы обязательно подвергать сомнению любую инициативу Киева, накладывать на нее вето, а о том, что нужна договороспособность всех участников этого конфликта. В Минске 12 февраля с.г. в ходе изнурительных семнадцатичасовых переговоров с участием лидеров России, Германии, Франции и Украины был мучительно согласован комплекс мер по урегулированию украинского кризиса в соответствии с Минскими договоренностями. В нем не упоминается какая-либо иная форма международного присутствия, кроме миссии ОБСЕ. Более того, никакие иные идеи не упоминаются в этом пакете, они вообще не обсуждались на протяжении этих 17 часов. Когда через пару дней после достижения такой тяжелой, но комплексной договоренности, подписанной всеми, вбрасываются новые идеи, невольно возникает вопрос о том, насколько искренни были те, кто выдвигают такие инициативы, пытаясь, сознательно или нет, отвлечь внимание от выполнения того, что было согласовано.

Убежден, что сейчас важно сконцентрироваться на полноценном, всеобъемлющем, добросовестном выполнении документов от 12 февраля с.г.. В них есть признание необходимости серьезно укрепить миссию ОБСЕ, которая должна отслеживать выполнение прекращения огня, обязательств сторон по отводу тяжелых вооружений. Есть обязательства расширить эту миссию, оснастить ее современным оборудованием. Нужно заниматься этими вопросами, иначе создается впечатление, что такими новыми идеями кто-то пытается затянуть выполнение остальных ключевых положений минского пакета, прежде всего, в том, что касается политического процесса.

Вопрос: Сегодня Вы говорили о том, как сложно работать на Украине, журналистам, прежде всего российским, из-за притеснений, которые они там испытывают. Что могло бы международное сообщество и Вы лично предпринять в этой связи? Какими Вы видите механизмы гарантирования прав журналистов выполнять свою работу?

С.В.Лавров: Есть основополагающие документы международных структур, в том числе ООН, ОБСЕ, в которых закреплены права журналистов на донесение правды о происходящих событиях до общественности. Их нужно выполнять.

Происходящее с российскими журналистами на Украине оправдать невозможно. Я уже не говорю о трагедиях, когда некоторые из ваших товарищей поплатились жизнями за стремление работать в зоне боевых действий и доносить правду о происходящем там. Тотальный запрет на работу российских СМИ на Украине «не лезет ни в какие ворота». Рассчитываем, что специально созданный для защиты журналистов институт Представителя ОБСЕ по свободе СМИ будет полностью и добросовестно выполнять свои обязательства.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати