Российское государство начинает фиксировать необходимость работы над сохранением культурного кода, который хранят русский язык и великая русская литература как составная часть мировой культуры. Об этом заявил советник министра культуры РФ, первый заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной палаты России Михаил Лермонтов. Он принял участие в дискуссии, состоявшейся в МИА «Россия сегодня» 2 марта. В канун всемирного Дня писателя, отмечаемого 3 марта, Международное информационное агентство провело «круглый стол» на тему: «Влияние русского языка и литературы на развитие мировой культуры». Это стало хорошим поводом напомнить еще раз, что в России нынешний год объявлен Годом литературы по инициативе Президента России В.В. Путина. Выступая на российском литературном собрании, проходившем в Российском университете дружбы народов, глава государства подчеркнул: «Русский язык и литература – это то, что создает большой, многообразный, многонациональный Русский мир и поддерживает его». Проблемы, которые необходимо решать на государственном уровне в связи с Годом литературы, обсуждали за круглым столом его участники: советник министра культуры РФ, первый заместитель председателя Комиссии по культуре Общественной палаты РФ Михаил Лермонтов; ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая; Профессор Московского государственно университета им. М.В. Ломоносова, писатель Михаил Голубков и кандидат педагогических наук Светлана Ремизова.
Возвращаясь к размышлениям Михаила Юрьевича Лермонтова – полного тезки своего знаменитого предка – отметим его образную зарисовку того литературного собрания, о котором уже упоминалось. Оно состоялось в декабре 2013 года. В президиум пригласили потомков великих фамилий – Пушкина, Лермонтова, Толстого. «Нас, с фамилиями наших предков посадили на сцене, но не потому, что мы такие великие. Имена великих предков - свидетельство величия русского языка и принадлежности русской литературы к великой культуре», - рассказал Михаил Лермонтов. «В этом смысле мы возвращаемся к цивилизационным проблемам, которые разворачиваются перед нами, мы наблюдаем цивилизационный макросдивиг – «войну» цивилизаций - он и проходит по таким основам, в которых заложены культурные коды. Хранилищем этих культурных кодов русской цивилизации, которые должны сохраняться, воспроизводиться и представляться в мире, является великая русская литература и наш язык».
По мнению Михаила Лермонтова, настала необходимость вернуть нам осознание этой проблемы в масштабах, в том числе, и Евразийского союза. «Когда мы говорим об экономических интересах, мы понимаем, что гуманитарное сотрудничество должно опережать экономическое сотрудничество, ибо ценности духовные всегда выше экономических», - подчеркнул советник министра культуры РФ и выразил надежду на то, что российскими институтами будут подхвачены такие государственные инициативы. По словам М.Лермонтова, эти тезисы были утверждены в «Основах государственной культурной политики» от 24. 12. 2014 года, а в январе 2015 года вышло поручение Президента России В.В.Путина о реализации этих механизмов. Но документ, «гладкий на бумаге», не так легко и быстро удается реализовывать. В частности, необходимо изменить государственный подход к системе образования в целом. Но над этим бьются и Министерство культуры РФ, и Министерство образования, и Роспечать, и Общественная палата при Президенте России.
Михаил Лермонтов обозначил глубокие проблемы, с которыми столкнулось открытие Года литературы. Пока нет однозначного ответа на вопрос, как сделать так, чтобы русская литература не только в своем наследии проявляла величие, но и в современном измерении дарила людям новые откровения? «Ведь литература – это то, что приходит к авторам через откровение, через осознание этого мира, - сказал М.Лермонтов, - а этот мир и требует осознания». И как научить, вооружить современного молодого человека основам осознания мира, если на данном этапе в системе образования действует формула рыночной экономики – топ-менеджеров и свободных потребителей услуг? До «реформы» образования выпускник средней школы получал аттестат зрелости, а не сертификат о среднем образовании. А аттестат зрелости должен получать каждый гражданин страны на равной основе, но к этому, - по мнению М.Лермонтова, - мы придем еще не скоро. Хотя советник министра культуры РФ считает, что это будет очень скоро востребовано. «Наступление аморального интернационала на нашу цивилизацию беспрецедентно! Оно превышает все военные подготовки и агрессии», - сказал в ходе дискуссии Михаил Юрьевич.
Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая согласилась со своим коллегой в том, что необходимо повышение ответственности за русский язык внутри страны. И, несмотря на то, что идет безжалостное сокращение уроков русского языка в средней и высшей школе, сокращение преподавателей литературы и русского, слияние гуманитарных институтов и факультетов, именно студенты и молодые преподаватели выступили с инициативой «импортозамещения» в языке. В таком проекте выражено желание очищать родной язык от варваризмов. Маргарита Русецкая рассказала, что и на внешнем поле – преподавание русского языка как иностранного – делается немало. Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина создал Интернет-портал, где в свободном доступе представлена всевозможная образовательная литература и произведения русской классики. В прошлом году был дан старт проекту с продвижением русского языка в мире, чтобы вовлекать все большее количество людей, желающих изучать русский язык. Для этого пересматривались многие российские образовательные программы. Было проведено огромное количество мероприятий просветительского характера, направленных на формирование мотивов, стимулов, которые могли бы побудить и обеспечить изучение русского языка. Почему так много внимания на «круглом столе» было уделено обучению русскому языку в Год литературы, Маргарита Русецкая ответила: «Язык позволяет прикоснуться к ментальности народа. Для современного человека мотивация к изучению русского языка лежит в необходимости быть готовым к конкуренции в мире». Кроме того, по мнению М.Русецкой, роль русского языка в жизни каждого человека неоспоримо велика – и для воспитания в семье, и для качественного преподавания в школе, и для повышения квалификации в работе, в профессии. Разработчики новых образовательных программ имеют в виду, что учителя русского языка непременно должны решать задачи по формированию национального самосознания, по воспитанию подрастающего поколения и сохранению национального культурного наследия.
Профессор Московского государственно университета им. М.В. Ломоносова, писатель Михаил Голубков высказал мнение о том, что проблемы в связи с Годом литературы вряд ли будут решены. И вот почему: средняя и высшая школы – институты, где формируется личность, где человек учится черпать из русской литературы те смыслы, которые в ней находятся, не отвечает своим непосредственным целям и задачам. За последние 10 лет вдвое уменьшилось количество часов на изучение литературы в школе. ЕГЭ выхолостил само понятие чтения. Спохватились, решили ввести письменное сочинение при сдаче экзаменов. Но и в это благое, казалось бы, начинание, внесли «ложку дегтя». Темы сочинения никакого отношения к литературе и литературным произведениям не имеют. Тогда какой смысл в сочинении по литературе, - задает вопрос профессор М.Голубков. По мнению Михаила Михайловича, сочинение может быть только по литературе. Учащимся же предлагается несколько тем с опорой на литературные произведения. В этой связи автор написал статью с «говорящим» названием «Сочинение по демагогии». Дав низкую оценку ЕГЭ, который внедрялся насильственным путем, М. Голубков отметил, что ЕГЭ нанес сокрушительный удар по литературе. И в этом смысле большие надежды на Год литературы, в период которого, возможно, полноправное сочинение по литературе вернется в школьные программы. Но чтобы не было «холостого выстрела» в Год литературы, и Год не превратился в количество новых конференций, Михаил Голубков предложил обратиться к опыту 1934 года, когда в стране состоялся Первый съезд союза писателей. «Тогда каждый год был Годом литературы, - подчеркнул М.Голубков. Был создан Литинститут, было создано несколько журналов – «Литературное обозрение», «Литературная учеба». Союз писателей решал многие задачи, в том числе и издательские. По словам Михаила Голубкова, есть сферы, куда нельзя пускать рынок: «Русская литература об этом знает очень хорошо». Именно эта теория объясняет, почему умирают журналы, потому что они не могут быть на самоокупаемости – это не «глянец» с дорогой рекламой. Не может книжный магазин жить на принципах рыночной экономики, полагает писатель М.Голубков.
Михаил Голубков поставил очень серьезную проблему, которая должна быть в поле зрения в Год литературы, а именно: что происходит с русской литературой в странах СНГ? Писатель напомнил, что русский язык - мировой язык – один из пяти языков ООН. В странах СНГ за 20 лет – возникла русская литература на русском языке, о которой мы ничего не знаем. Её создают люди, которые оказались не у себя дома в связи с распадом СССР. Таким образом, появилась национальная литература на русском языке. М.Голубков отметил, что филиалы МГУ им. Ломоносова есть в Астане и Баку. При этом существует целый пласт азербайджанской литературы, которая создается на русском языке. Так вот в период подготовки первого съезда писателей (в СССР) существовали писательские бригады, которые отправлялись в республики с целью инвентаризации литературы. Кроме того, именно в тот период стала формироваться русская переводческая школа во главе с М.Л.Лозинским.
Участники «круглого стола» пришли к мнению, что без государственной политики в гуманитарной сфере невозможно сохранить идентичность всего Русского мира и самого государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs