Украина: как превратить хрупкое перемирие в полноценный мир?

15:02 26.02.2015 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


На заседании круглого стола. Слева направо участники круглого стола: Авигдор Эскин, Владимир Зорин, Максим Шевченко, Олег Царёв, Сергей Кара-Мурза.

24 февраля в пресс-центре «Московского Комсомольца» состоялся  круглый стол на тему: «Война или мир: почему нам нужен мир?», посвященный ситуации на Украине. В мероприятии приняли участие известные политики, участники событий на Украине: Председатель Парламента Новороссии Олег Царёв; первый зампредседателя Ассамблеи народов России Владимир Зорин; сопредседатель Ассамблеи народов России Владимир Клименко; журналист, публицист, общественный деятель Максим Шевченко; известный политолог, публицист Сергей Кара-Мурза; израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин; член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель «Союза добровольцев России» Яна Лантратова. Оценку происходящему на Украине и в Новороссии давал русский  правозащитник из Эстонии Сергей Середенко.

Известный политолог и публицист Сергей Кара-Мурза в своем выступлении заметил, что украинский  конфликт, который мы наблюдаем уже больше года, не похож ни на один из известных нам в политической практике. В условиях масштабной атомизации человеческого общества прежние подходы, использовавшиеся в прошлом веке, к которым прибегают по инерции современные аналитики, не дают ожидаемого результата. «Это конфликт ХХI века, и в его условиях апелляция к традиционным ценностям, например, к общим исторических корням, никакого воздействия не имеет», -заметил С.Кара-Мурза. Этот конфликт – продукт тех сложных общественных процессов, которые на протяжении почти четверти века происходили на  постсоветском пространстве. Однако, заметил политолог, до сих пор отсутствует подробный структурный анализ тех процессов, которые привели к конфликту. «Необходимо детальное  разбирательство с конфигурацией украинского кризиса: целями, средствами, социальными группами, принявшими в конфликте активное участие или втянутыми в него, а также подробный анализ изменений в динамике  массового сознания», - заметил аналитик. Однако сложность ситуации, по его словам, состоит в том, что с обеих сторон конфликта нет каких-либо заметных попыток установить полноценный диалог по поводу решения наиболее фундаментальных проблем. Тем самым обе стороны продолжают работать  не на мир, а на войну. Таким образом, тот культурный и  мировоззренческий разрыв, который обозначился в украинском обществе с  начала 1990-х годов, оказался не только не преодолен, а перерос в  труднопреодолимую пропасть. «Для того, чтобы начать урегулирование конфликта, необходимо перестать постоянно подливать масло в огонь», - заявил С.Кара-Мурза.

Председатель парламента Новороссии Олег Царёв обратил внимание журналистского сообщества на двойственность мотивации  возникшего на Украине вооружённого противостояния.  Помимо геополитических причин, продиктованных спецификой российско-американского противостояния на постсоветском пространстве, другая причина для возникновения войны возникла в Киеве в момент отделения Крыма. По мнению О.Царёва,  референдум, который состоялся в Крыму 16 марта 2014 года, очевидно был бы поддержан подавляющим большинством населения на территории, оставшейся в составе Украины.  «С учётом того, что я имел непосредственное отношение к организации референдумов в Донецке и Луганске, я готов заявить, что и в Днепропетровске, и даже во Львове люди проголосовали бы за суверенитет, подразумевая, что он будет означать присоединение к России. Дело в том, что значительная часть населения страны чувствует себя причастными к Русскому миру, ностальгирует по недавнему общему советскому прошлому, не понимая того, что Россия уже несколько изменилась. Особенно сильны эти настроения  на Донбассе. Значительной части населения известно, что в России выше пенсии, заработные платы, ниже цены на энергоносители и необременительны налоги, выше дотации для сельского хозяйства, а также много государственных программ, позволяющих успешно вести бизнес. Пришедшим к власти в ходе переворота в Киеве политикам нужно было что-то противопоставить этим настроениям, которые коренным образом разошлись с идеалами Евромайдана. И Киев пошел по самому простому пути, до предела обострив противоречия с юго-востоком и начав бомбить Донбасс. Война на юго-востоке страны стала для Киева тем аргументом, который удержал Украину от роста пророссийских настроений».

Однако за войну, по словам О.Царёва, Киеву пришлось дорого заплатить: колоссальным падением уровня жизни, обвалом  курса гривны,  но самое главное - почти полным отказом от обеспечения безопасности собственных граждан. Достаточно сказать, что в настоящее время на подконтрольной Киеву территории практически не работает милиция и прокуратура, не ведётся регистрация убийств. Практически полностью прекращен учет оружия. Неудивительно, что при совершении преступлений в различных уголках страны «всплывает» как оружие, захваченное сторонниками Евромайдана в областных управлениях милиции и Службы безопасности Украины, так и вооружение, привезенное военнослужащими из зоны боевых действий в тыловые районы.

 Ситуация в Донецке и Луганске гораздо сложнее, чем на территории Украины.  В результате постоянных артобстрелов гибнут дети, старики, инвалиды. Полное разрушение инфраструктуры привело к тому, что  не работают предприятия, а  люди вынуждены  находиться в подвалах.  За все время конфликта лишь однажды была выплачена пенсия, ещё сложнее обстоит дело с выплатой заработной платы. На почве нарастающей анархии растет авторитет известного олигарха, создателя финансово-промышленной группы «Приват» и нынешнего руководителя Днепропетровской области  Игоря Коломойского, который, по мнению местных обывателей, «не допустил в Днепропетровске войны». (добавим – отдав область на кормление лояльным ему силовым структурам.-А.Т.).

После того, как был проведён референдум о самоопределении Донецкой и Луганской республик, первоочередное внимание здесь стало уделяться экономике. Состоялся визит в Москву, в ходе которого и при участии представителей правительства Российской Федерации решался вопрос о перезапуске всех предприятий для того, чтобы обеспечить рынок сбыта. В течение нескольких месяцев при условии сохранения мира можно было бы, по мнению О.Царёва, поднять уровень жизни регионов в разы – выше, чем по всей Украине. Существовали планы запуска нефтеперегонных и тепловозостроительных заводов. Однако началась война, и обо всех этих планах пришлось забыть. «В процессе этой войны мы разрушаем свои дороги и предприятия, убиваем граждан – да, обманутых, но граждан своей страны. Чем большему разрушению подвергнется инфраструктура, тем тяжелее будет ее восстанавливать. Очевидно, что эту войну необходимо прекращать», - сказал председатель парламента Новороссии.

По словам О.Царёва, у руководства Донецкой и Луганской республик остаются претензии к соглашениям,  подписанным в Минске 11 февраля. Например, в них никак не прописан вопрос о федерализации, хотя предварительно этот вопрос был согласован с украинской стороной. Тогда появилась бы возможность контролировать всю Донецкую и Луганскую область без военных действий и разрушений. Необходимо решить и вопрос о статусе русского языка. В противном случае всегда будет возможен возврат к антирусской идеологии на Украине. Наконец, необходимо согласовывать возвращение к своим семьям не только ополченцев, захваченных в плен, но и громадного количества политических репрессированных. Пока же результатом переговоров является компромисс, в результате которого одинаково не удовлетворены все стороны переговорного процесса.

 

Израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин начал своё выступление с того, что  отверг параллели между Ближним Востоком и Донбассом, используемые иногда в полемическом задоре современными экспертами. «Мир в этом регионе является естественным состоянием. В политической практике нередко происходит так, что военное решение конфликта является единственно возможным. На Донбассе так по определению не должно быть», - заявил он. По словам А.Эскина, одна из причин происходящих на Украине  преступлений – не только покушение на русский язык, но то, что политические руководители страны на государственном уровне  как объявили своими кумирами худших извергов ХХ века. А.Эскин обратил внимание на необходимость денацификации структур украинской власти, не говоря об обществе. «Нацисты есть везде, но нельзя мириться с тем, что  идеология садизма становится господствующей», - жёстко заявил А.Эскин. Ярким примером такой идеологии в действии может служить памятная доска, установленная на здании Национального театра оперы и балета в Киеве. На ней запечатлено имя Дмитрия Мирона  «Орлика» - одного из идеологов ОУН,  коменданта украинской полиции Киева, непосредственно ответственного за преступления в Бабьем Яру в годы нацистской оккупации.

 

Российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко: расценил конфликт на Украине как гражданскую войну. «Трагедия в том, что убивают друг друга на Украине не только представители одного народа, но и одной церкви – по преимуществу Украинской православной церкви Московского патриархата», - сказал он. Шевченко отметил в своём выступлении тот парадокс, что активно выступая против любой позитивной оценки СССР в идеологическом плане, Украина по своей структуре является по существу «сталинским» государством, структурно не изменившись  с 1930-х годов. Принцип унитарного государства, в свою очередь,  обеспечивает преимущества и господство правящим в Киеве элитным группировкам. Еще один парадокс заключается в том, что единственная этническая группа, которая никогда не правила на Украине – это выходцы с Западной Украины (исключением был, пожалуй, первый президент «незалежной» Л. Кравчук, чья семья была родом из Ровненской области). Их постоянно использовали как пушечное мясо для разного рода майданов, а также для поддержки разного рода неонацистской пропаганды с целью запугивания индустриального востока страны.  Трагедия украинского государства в том, что это государство не национальное вообще. Оно не соответствует национальным чаяниям ни одного проживающего на Украине народа – не только русских и украинцев, но и греков, и венгров, и румын, и евреев, и поляков. Во время  президентства  Л.Кучмы на Украине был создан баланс между различными криминально-экономическими группировками, получившими преференции после развала СССР, в первую очередь между «донецкими» и «днепропетровскими». После первой «оранжевой революции», когда этот баланс был нарушен, государство посыпалось, поскольку никаких политических оснований для его существования не было. Выяснилось, что на Украине существует несколько уровней отношения к власти и государству. Политическая жизнь в таком государстве напоминает спектакль, в котором люди живут как бы по договорённости. Апофеозом этого спектакля стало активное поощрение политическими властями  страны раскола в православной церкви, что нашло своё выражение в активной поддержке деятельности так называемой «филаретовской»  Украинской православной церкви Киевского патриархата, появившейся на свет в ходе целого ряда скандалов.  Тем самым местная политическая элита стремилась не допустить консолидации общества  на настоящих гражданских основаниях.

Подобная политика, кажущаяся со стороны нелогичной, проводится в жизнь потому, что экономические интересы украинских политиков и бизнесменов лежат не на Востоке, а на Западе. М.Шевченко привел в пример Рината  Ахметова, крупнейшего бизнесмена Украины, основателя группы «Систем капитал менеджмент», уроженца Донецка (оказывающего, к слову, гуманитарную помощь Донбассу),  который свои основные активы держит в Европе. На Донбассе он производит сырьевые товары, а затем сырье перегоняет в Италию, где производит товары с высоким уровнем рентабельности. Вывод, к которому остается придти любому здравомыслящему человеку, остается один: политические и финансовые группировки, которые управляли Украиной почти двадцать лет, фактически превратили её в колонию, в которой они сами выступают посредниками. Поэтому перед нами, по словам М.Шевченко,  не просто гражданская, а криминальная война. Единственный фактор, который оказался препятствием для этих криминальных групп  – это  сопротивление народа Донбасса.

Ситуация, которая складывается на данный момент на фронте, по словам М.Шевченко, такова: мирные переговоры, состоявшиеся в Минске, дали передышку ополченцам  после кровопролитных дебальцевских боев в районе Дебальцево. Донбасс получил прямое железнодорожное сообщение, заняв важнейший узел в Изварино. Воюют на захваченной технике. Весной нас ждут кровавые события. Результаты переговоров, которые письменно не заверены великими державами, а лишь устно их гарантировали, ни от чего не предохраняют. Европа не хочет гражданской войны, потому что в нее может втянуться Польша, не желающая свержения нынешнего правительства в Киеве. Наконец, ещё одно поражение украинской армии – это угроза переворота в Киеве силами так называемых территориальных (а фактически неонацистских) батальонов. Сейчас это по сути своей бригады, вооруженные тяжелым оружием, и воюющие по идейным соображениям. Каждое из этих неонацистских подразделений может решить ситуацию в столице. Единственным выходом из сложившейся ситуации может стать   отвод украинских войск на границы Донецкой и Луганской областей, создание подлинной демилитаризованной зоны,  и организация постоянно действующих милицейских патрулей в районе границ Донецкой и Луганской народных республик. Последний пункт особенно важен, поскольку сотрудники милиции на территории республик и на территории Украины пока ещё не являются врагами друг другу. На этой демилитаризованной территории можно было бы установить контроль за соблюдением мирных соглашений со стороны  трех мировых держав: России, Франции, Германии. Разговор о статусе республик могут продолжаться десятилетиями, однако бойня прекратится лишь тогда, когда Донбасс будет полностью  свободен. Посильную помощь в поддержании контроля за соблюдением мирных соглашений могла бы оказать ОБСЕ. Европа, по мнению М.Шевченко, значительно больше, чем США, заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта на Украине, поскольку при  его интернационализации, она может оказаться в катастрофическом положении. Кроме того, затягивание конфликта неизбежно привлечет к участию в нем Польши, которая никак не заинтересована в поражении нынешнего политического режима в Киеве.

При этом стоит помнить, что ни ДНР, ни ЛНР никогда не согласятся с тем, что Мариуполь, Славянск, Краматорск, Счастье и ряд других населённых пунктов находятся под властью Киева. В настоящее время по всей территории Украины, особенно её восточных областей, в настоящее время разворачивается диверсионно-террористическая война. Прекратить ее может только полный вывод войск. Есть предположение, что руководство Вооруженных сил Украины готово пойти на такие условия, поскольку солдаты и офицеры украинской армии безмерно устали от войны. Однако остается в силе фактор территориальных батальонов, добиться от которых разоружения будет крайне сложно. В целом же М.Шевченко заявил, что пока оснований верить в прочный мир на Донбассе нет, сами Минские соглашения – «декларация о намерениях», а потому весной противостояние вспыхнет с новой силой.

 

Первый заместитель председателя Ассамблеи народов России Владимир Зорин напомнил собравшимся, что круглый стол проходит в день, когда  в Париже  начинается встреча четырех министров иностранных дел «нормандской четверки», на которой обсуждается соблюдение соглашений, подписанных 11 февраля 2015 года в Минске. Однако ситуацию осложняет отсутствие прямого диалога между Киевом и ДНР и ЛНР. Если обмен военнопленными стал уже привычным, то почти невозможным в нынешних условиях остаётся, например, поиск пропавших без вести и похороны жертв войны. Выступающий подчеркнул необходимость учёта в текущей повестке дня гуманитарной составляющей, а также необходимость задействования в урегулировании конфликта средств народной дипломатии, включая активное участие религиозных организаций.

Член Совета при Президенте России по правам человека, руководитель «Союза добровольцев России» Яна Лантратова в своем выступлении отметила, что  уже год на  Донбассе льется кровь, но подавляющее большинство международных правозащитных организаций старательно делают вид, что этого не замечают. Уже сейчас, по ёё словам, необходимо создавать отряды психологов и педагогов, задачей которых станет реабилитация жителей Донбасса, и прежде всего детей, переживших войну. Кроме того, необходимо продолжить доставку продуктов питания и медикаментов, а тех, кто ослаблен из-за голода и болезней, усугубленных постоянным пребыванием в подвалах – вывозить на лечение в Россию.

Вышедший по скайпу на связь с участниками круглого стола известный правозащитник из Эстонии Сергей Середенко посвятил свое выступление анализу тех шагов, которые были предприняты на пути государственного строительства в Донецкой и Луганской республиках. В Минских соглашениях была дважды повторена мысль о том, что никто из участников конфликта не подвергнется преследованиям. Насколько последовательно будет воплощаться в жизнь этот пункт, сказать пока сложно, но в результате его принятия может быть обнулена вся работа по сбору информации о фактах военных преступлений. По словам С.Середенко, уголовное преследование необходимо еще и для того, чтобы был задан определённый моральный стандарт для оценки событий, происходящих ныне на Украине.

 

Основным направлениям гуманитарного сотрудничества общественных организаций было посвящено выступление сопредседателя Ассамблеи народов России Владимира Клименко. В частности запланировано создание Ассамблеи народов Украины и Ассамблеи народов Донбасса. Приветствуется участие в деятельности вновь создаваемых организаций представителей всех заинтересованных конфессий и национальностей, представленных на территории Донбасса.

Круглый стол завершился подписанием  Соглашения между Парламентом Новороссии (от имени О.Царёва) и Ассамблеи народов России (от имени В.Клименко) по оказанию гуманитарной, информационной, правовой и иной помощи мирным жителям Донецкой и Луганской народных республик.

 Ключевые слова: российско-украинский кризис, Ассамблея народов России, Новороссия, политическое урегулирование на Украине, Союз добровольцев России.

Версия для печати