Интеграционный клуб Совета Федерации просчитал риски и шансы ЕАЭС

10:09 26.02.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Интеграционный клуб (ИК) при Председателе Совета Федерации просчитал риски и шансы при формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Они представлены в ежегодном докладе Клуба за 2014 год, который презентовал 25 февраля в рамках 368-го заседания верхней палаты Российского парламента Заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов. Напомним, что Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации создан в апреле 2012 года в качестве интеллектуального центра для выработки идей и предложений по различным сферам интеграционных процессов. По словам И.Умаханова, клубный формат позволяет свободно обсуждать базовые проблемы. В состав правления Клуба вошли политики и интеллектуалы. Среди них Евгений Примаков, Сергей Глазьев, Александр Дзасохов, депутаты Госдумы - Иосиф Кобзон, Вячеслав Никонов, Леонид Слуцкий, руководители российских вузов и ведущих НИИ, академики Виктор Садовничий, Анатолий Торкунов, Руслан Гринберг, Юрий Цветков. В заседаниях Клуба принимают участие послы стран СНГ. По мнению И.Умаханова, «благодаря активной работе членов правления Клуба, ученых, экспертов, представителей СМИ, Клуб состоялся как авторитетная площадка для обмена мнениями».

А затем в стенах Совета Федерации состоялось заседание Интеграционного клуба, на котором обсуждались наиболее актуальные проблемы, поднятые в докладе. Открывая заседание ИК, первый заместитель Комитета СФ по международным делам Виталий Игнатенко отметил, что тема ежегодного доклада за 2014 год «Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы» - хорошая основа для широкого диалога и высказывания различных мнений. Доклад представляет собой брошюру в 100 страниц, иллюстрированную фотографиями, графиками и таблицами. Как отметила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, «доклад представляет собой четко структурированный сборник мнений и предложений, принципиальных позиций, сформулированных признанными профессионалами по ключевым пунктам повестки дня евразийской интеграции». Казалось бы, что может помешать обеспечению свободы передвижения товаров, услуг рабочей силы, капитала, эффективному функционированию общего рынка, проведению экономической интеграции в соответствие с Договором о ЕАЭС, вступившим в силу 1 января 2015 года? Среди рисков эксперты отмечают, во-первых, объективную несоразмерность экономик России и ее партнеров по интеграционному союзу, а также – человеческий фактор – неготовность некоторых участников интеграции к уступкам на пути к взаимопроникновению национальных экономик.

Между тем первый эффект интеграции – снятие таможенных барьеров – достигнут. Однако в докладе С.Глазьев отмечает: «К сожалению, второй год  мы не видим роста торговли между странами интеграционного «ядра». Необходимы совместные программы, совместные инвестиционные проекты, то есть нужно общий рынок дополнять общими стратегиями развития». Обратимся к тексту Договора, которым предусмотрен пошаговый план мероприятий переходного периода с указанием конкретных сроков.  Функционирование общего рынка лекарственных препаратов, медицинских изделий и техники должно начаться не позднее 1 января 2016 года. С января 2017 года должен вступить в силу договор между государствами-членами ЕАЭС о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Договоры о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов (в том числе единые правила доступа к газотранспортным системам и системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенных  на территориях государств-членов) должны быть разработаны, заключены и вступить в силу не позднее 1 января 2025 года. Посмотрим, каков ожидается интеграционный эффект к 2030 году. С.Глазьев, согласно проведенным расчетам отмечает, что создание единого экономического пространства (ЕЭП) в составе трех стран дает суммарный интеграционный эффект к 2030 году свыше 750 млрд. долларов в ценах 2011 года. По мнению эксперта, наиболее значимыми интеграционные процессы являются для экономики Белоруссии, чей ВВП к 2030 году оказывается в 3,2 раза выше уровня 2011 года, по сравнению с ростом в 1,7 раза в сценарии отсутствия интеграции. Суммарный выигрыш Казахстана от создания ЕЭП оценивается в период 2011-2030 годы выше, чем в 120 млрд.долларов в ценах 2011 года. Россия к 2030 году обеспечивает дополнительный прирост ВВП чуть менее 500 млрд.долларов в ценах 2011 года. Эффект неоспорим.       

По мнению С.Глазьева, выработка общей стратегии развития должна стать первоочередной задачей на новом этапе развития евразийской интеграции. Эксперт поясняет, почему: «Само по себе создание общего рынка всех факторов производства дает лишь треть интеграционного эффекта. Без общей стратегии развития общий рынок может быть освоен не столько отечественными товаропроизводителями, сколько иностранными, если странам-членам ЕАЭС не удастся добиться оптимального сочетания национальных конкурентных преимуществ».      

Важное предупреждение сделал в Докладе «Формирование евразийского экономического союза: риски и шансы» академик Анатолий Торкунов: «Отдельной сферой потенциальной напряженности или, минимум, уязвимости отношений в рамках интеграционного ядра на пространстве СНГ являются последствия обострения отношений России с Европейским союзом, в том числе в результате взаимных экономических санкций. Ни Астана, ни Минск не поддержали курса России по введению «антисанкций», ссылаясь на соответствующие правовые основания в рамках законодательства Таможенного союза, подтвердив тем самым низкий уровень координации внешних экономических политик в рамках «тройки». По мнению А.Торкунова, следует признать, что «международные позиции России в значительной степени зависят от успеха реализации евразийского проекта». Риск, о котором предупреждает академик А.Торкунов, заключается в том, что международная среда в ближайшем будущем осложнит становление ЕАЭС как самостоятельного центра глобального влияния. 

Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский указал на важность обмена экспертными мнениями по текущей проблематике ЕАЭС. Он назвал некоторые проблемы, требующего обсуждения и решения. Например, энергетические, в  том числе – разработки по ядерной энергетике. Вдохновленный докладом академика Евгения Велихова, выступившего на 368-ом заседании Совета Федерации в тот же день, Леонид Вардомский указал на то, что отраслевые стратегии развития должны полнее учитывать особенности евразийской интеграции. На страницах доклада директор Института экономики РАН Руслан Гринберг предупреждает противников евразийской интеграции: «ЕАЭС – вовсе не способ отгородиться от остального мира, а метод усиления глобальной конкурентоспособности каждой из стран на основе коллективного взаимодействия в мировой экономике и политике. Истинное намерение ЕАЭС – создание в перспективе единого экономического пространства с Евросоюзом и странами АТР».

В Доклад Интеграционного клуба за 2014 год вошли «Материалы Министерства иностранных дел России». В них обращает внимание использование такого ресурса, как Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ - (МФГС). Фонд был создан в 2007 году и с тех пор реализовал более 500 крупных межгосударственных проектов в гуманитарной сфере. МИД России, являющийся наряду с Минфином России уполномоченным органом Российской Федерации по взаимодействию с МФГС, со своей стороны предпринимает необходимые меры для упорядочения деятельности Фонда, создания условий для продолжения его работы. Одним из актуальных аспектов гуманитарного измерения ЕАЭС по мнению В.Игнатенко является единая для всех стран-участниц ЕАЭС программа медийной поддержки интеграционного проекта. Она должна включать информацию о преимуществах интеграции для людей, подкрепленную реальными действиями. Доклад содержит среди прочих и такой вывод: «Важно, чтобы «евразийство» стало не только идеей элит, но и идеей общества». А это достигается доверием к власти и социальными гарантиями. В этой связи Советник Президента России С.Глазьев обратил внимание на важность развития парламентского измерения евразийской интеграции, отметив, что Интеграционный клуб может сыграть в этом плане большую роль. По мнению Сергея Юрьевича, нужно пригласить для работы в Клуб коллег из парламентов других государств. «Поскольку мы обсуждаем интеграционные вопросы, причем, обсуждаем их в достаточно критичном ключе и не боимся ставить острые вопросы, участие в дискуссиях наших коллег из парламентов государств ЕАЭС было бы оправданным», - сказал эксперт. С.Глазьев подчеркнул, что клуб «ориентирован как раз на обсуждение актуальных вопросов, – это залог того, что его работа интересна».

Член правления Интеграционного клуба Александр Дзасохов подчеркнул, что формат клуба позволяет обсуждать широкий круг проблем, накапливая большое количество идей по развитию Евразийского экономического союза. А в «Год литературы» Александр Дзасохов предложил поощрять издание классиков пера, перевод их произведений на языки народов, населяющих страны, входящие в ЕАЭС. Первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман  «Ежегодный доклад Интеграционного клуба за 2014 год» назвал важным инструментом для понимания проблем на евразийском пространстве. В ходе презентации выступили представители стран – участниц Евразийского экономического союза, наиболее активны были представители Белоруссии. Добавим, на презентации Доклада в Совете Федерации Ильяс Умаханов сообщил, что одно из заседаний Клуба в текущем году планируется посвятить теме региональной интеграции на пространстве СНГ. Другая важная тема - историческая правда о Великой Победе.

Ключевые слова: Совет Федерации Интеграционный клуб

Версия для печати