Благодарю Вас, г-н Председатель,
Прежде всего, хотел бы выразить признательность министру иностранных дел Китая Ван И за организацию сегодняшней дискуссии. Предложенная для обсуждения тема крайне актуальна: в канун 70-летия ООН она позволяет критически оценить состояние международных отношений и обсудить пути преодоления накопившихся в них системных проблем.
Устав ООН, который стал плодом великой Победы над нацизмом, остается краеугольным камнем всей международной системы. Свод отраженных в нем целей, принципов и правил представляет собой важнейший источник международного права, основу кодекса поведения государств на мировой арене, фундамент постоянно развивающейся обширной системы международных договоров и соглашений. Разумеется, ООН не идеальна. Но, как заметил Даг Хаммаршельд, она и создана не для того, чтобы человечество попало в рай, а для того, чтобы не оказалось в аду.
В Уставе Всемирной организации были впервые в истории заложены принципы создания работоспособного механизма глобального управления через согласование позиций ведущих государств. Другими словами, в нем были сформулированы ключевые элементы полицентричного мироустройства. В течение первых четырех десятилетий ООН функционировала в жестком русле биполярного противостояния. Вместе с тем после окончания «холодной войны» не осталось объективных причин, которые препятствовали бы Совету Безопасности стать эффективной площадкой для выработки коллективной воли международного сообщества.
К сожалению, путь к реализации этой цели оказался намного более сложным и извилистым, чем представлялось четверть века назад. Перед глазами – многочисленные примеры нарушения основополагающих принципов Устава ООН, таких как независимость и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров. Достаточно вспомнить бомбежки Сербии, оккупацию Ирака под откровенно лживым предлогом, последствия которой до сих пор лежат тяжелым бременем на народе этой страны, грубое манипулирование мандатом Совета Безопасности, обернувшееся разрушениями и продолжающимся хаосом в Ливии.
Все это является следствием попыток обеспечивать доминирование в мировых делах, руководить всеми и повсюду, использовать военную силу в одностороннем порядке для продвижения собственных интересов. Подобные подходы никак не сочетаются с принципами, на которых основана Организация Объединенных Наций, противоречат объективной тенденции рассредоточения глобальной экономической и политической мощи.
В погоне за иллюзией глобального господства используется широкий набор неприглядных методов, таких как массированное давление на суверенные государства, попытки навязывания им своих решений и стандартов в политической, экономической, идеологической областях. Для непослушных припасены технологии инспирирования внутренних неурядиц и осуществления операций по смене режимов. В этом ряду – открытое поощрение антиконституционного государственного переворота на Украине год назад. Предпринимаются настойчивые усилия по превращению Совета Безопасности в орган, штампующий решения «лидера», а поскольку это не получается – пытаются отодвинуть СБ ООН от выработки политики по главному вопросу его компетенции – поддержанию международного мира и безопасности. При этом игнорируются уроки односторонних силовых акций совсем недавнего прошлого, которые столкнули регион Ближнего Востока и Севера Африки в нестабильность и хаос и во многом создали питательную почву для разгула экстремизма.
Использование санкционных механизмов согласно Уставу ООН отнесено к исключительной компетенции Совета Безопасности. Односторонние рестриктивные меры, попытки экстерриториального применения национального законодательства являются не чем иным, как проявлением архаичного блокового мышления и ведут к накапливанию конфронтационного заряда в международных делах, осложняют совместный поиск решения возникающих проблем.
Серьезно отравляет международную атмосферу раскручивание информационных войн с использованием глобальных СМИ, интернета, социальных сетей. Убежден, что свобода слова и самовыражения не должна оправдывать манипулирование информацией, промывание мозгов и подрывную деятельность против государств, их институтов и политики, использоваться для разжигания религиозной розни.
Настало время ответить на вопрос: хотим ли мы действительно видеть СБ ООН эффективным и влиятельным инструментом поддержания мира и безопасности или же готовы допустить его превращение в арену пропагандистского противостояния, в результате чего Совет будет исключаться из процесса поиска ключевых международных решений. В последнем случае это неизбежно окажет негативное влияние и на другие международные и региональные площадки, еще более ослабляя шансы выхода на развязки злободневных проблем.
Считаем необходимым незамедлительно предпринять решительные меры по избавлению от двойных стандартов в мировой политике, по возвращению Совету Безопасности роли ведущего органа по согласованию коллективных подходов, опирающихся на уважение культурно-цивилизационного многообразия современного мира, на демократизацию международных отношений.
Все должны признать, что народы имеют право самостоятельно выбирать свое будущее без вмешательства извне в их внутренние дела. В этой связи предлагаю подумать о подтверждении и усилении соответствующих положений, содержащихся в принятой в 1970 году Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Особый упор при этом нужно сделать на недопустимость поддержки антиконституционной смены государственной власти. Необходимо договориться о том, как на основе Устава ООН будет осуществляться совместное управление рисками в контексте все более усложняющихся международных отношений. В начале 1990-х годов Секретариат ООН подготовил справочник по мирному разрешению споров между государствами. Может быть, настало время обновить эту публикацию, с тем чтобы учесть накопленный с того времени опыт.
Позитивных результатов удается добиться тогда, когда члены Совета объединяют усилия в интересах выхода на консолидированные позиции. Именно на такой основе удалось решить основные задачи по ликвидации химического оружия в Сирии, выработать меры противодействия иностранным террористам-боевикам. На днях по инициативе России принята резолюция 2199 СБ ООН, призванная перекрыть финансирование террористических группировок за счет доходов от незаконной торговли нефтью. К недавним примерам относится и развертывание новых миротворческих присутствий в Мали и ЦАР. Сейчас мы вплотную подступаем к другой болевой точке Африки – подавлению террористической угрозы, исходящей от «Боко Харам». Рассчитываем, что полезные рекомендации о том, как сделать ооновское миротворчество более эффективным, даст созданная Генсекретарем ООН специальная группа высокого уровня.
В целом, было бы полезно проинвентаризировать глобальные вызовы и угрозы, эффективно противодействовать которым можно только сообща. В числе главных приоритетов в этом списке будет принявшая невиданные масштабы угроза терроризма и экстремизма, особенно в регионе Ближнего Востока и на Севере Африки, которая расползается в направлении Южной Африки, Азии, Европы. Односторонние действия здесь бесперспективны, мы в этом уже можем убедиться, необходимо решать данную проблему в рамках ООН. Мы против попыток «разгосударствления» контртеррористических усилий, навязывания международному сообществу планов действий, которые разрабатываются в узких келейных форматах.
Надеюсь, что сегодняшние дебаты станут серьезным разговором о будущем Всемирной организации в качестве важнейшего механизма, регулирующего современные международные отношения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs