Священники всех религий России в годы Великой Отечественной войны встали на защиту Родины и разделили судьбу своего народа на поле брани, сохранив веру православную, мусульманскую, иудейскую. Этот вывод стал основным итогом дискуссии в формате «круглого стола», состоявшегося 20 января в Государственной Думе РФ. Обсуждение темы «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» организовал Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Встреча состоялась в рамках проходящих в Москве III Рождественских Парламентских встреч XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В дискуссии приняли участие депутаты, представители различных конфессий России, а также - молодежных организаций, учащиеся Суворовских училищ, писатели, журналисты, ученые, музейные работники, профессора и преподаватели школ. Выступления участников «круглого стола», который проходил под руководством председателя Комитета, депутата фракции ЛДПР Ярослава Нилова, заняли более четырех часов. Их итогом стали многочисленные предложения, внесенные участниками встречи.
Заместитель Председателя Госдумы, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, открывая дискуссию, отметил плодотворное сотрудничество российского парламента с основными религиями нашей страны. «Россия была и остается светским государством, светским в том смысле, что нет никакого религиозного органа, который бы принимал обязательные для всех граждан государственные решения», - подчеркнул А. Исаев. – «Но светское не означает атеистическое. Государство не ставит, в отличие от советского периода, задачу пропаганды атеизма. Наоборот, государство стремится сотрудничать с теми религиозными объединениями, которые углубляются и коренятся в традициях нашего народа. Это сотрудничество вполне обосновано и оправдано в том случае, если мы хотим решать совместно задачи, которые стоят перед нашими гражданами». Как отметил парламентарий, среди первоочередных, - задачи по решению гуманитарных проблем, оказанию помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. В этом у парламента и религиозных организаций есть позитивный опыт сотрудничества. В качестве примера, А.Исаев напомнил о диалоге, который проходил между парламентариями и представителями религиозных конфессий России при подготовке закона об основах социального обслуживания населения, который вступил в силу с 1 января 2015 года.
Напомнил А.Исаев и о диалоге при обсуждении пенсионной реформы, законопроектов по семейной проблематике. «Это очень важный и необходимый диалог, который всегда будет вестись парламентом с представителями массовых религиозных объединений, которые олицетворяют и отражают традиции и чаяния миллионов наших сограждан», - сказал зампредседателя Госдумы. Немаловажная сфера совместного взаимодействия парламента и религиозных объединений – культура. Культура России основана на традиционных религиях, они пропитывают всю фундаментальную культуру, исторические памятники, традиции народа, литературу, наш язык. Крайне важным назвал А.Исаев для парламента сотрудничество с религиозными объединениями в области патриотического воспитания. «Сегодняшний «круглый стол» - тому яркое доказательство», - подчеркнул А.Исаев. – «Наши религиозные объединения всегда последовательно занимали патриотические позиции, отстаивая интересы России». Парламентарий напомнил, что День народного единства 4 ноября, День спасения России от распада, от небытия, - этот день предложил праздновать Межрелигиозный Совет России, выступив с такой патриотической инициативой.
«Для нас крайне важно сотрудничество по сохранению традиционных ценностей в поддержке и пропаганде здорового образа жизни. Здесь мы находим много граней для взаимодействия. Мы намерены прислушиваться и учитывать мнения религиозных лидеров и по другим, в том числе - политическим вопросам», - сказал А. Исаев. Действительно, в демократическом обществе любой человек, в том числе и религиозные деятели, вправе высказывать свою точку зрения по любому как внутриполитическому, так и внешнеполитическому вопросу. И обязанность парламентариев как законодателей эту точку зрения выслушивать и учитывать в своей деятельности. «Круглый стол», состоявшийся в Госдуме 20 января, открыл череду мероприятий, которые будут проходить в Верхней палате Российского парламента в связи с празднованием 70-летия Победы России в Великой Отечественной войне. В тот же день в стенах Госдумы открылась выставка редких православных икон XVI – XX веков и экспозиция победителей детского конкурса «Моя Родина» - это станет своеобразным сопровождением предстоящего на этой неделе выступления Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в стенах Верхней палаты Российского парламента.
Обсуждая тему 70-летия празднования Великой Победы, участники «круглого стола» подчеркивали в своих выступлениях огромную роль в этом религиозных организаций. Так прозвучало мнение о том, что гитлеровский фашизм попрал все заветы религиозной морали, скатился к самым низким формам язычества, идолопоклонства, культа вождя, но тем не менее, пытался заигрывать с религиозными объединениями, пытаясь выставить себя покровителем православной церкви, мусульман, буддистов. Но попытки эти были отвергнуты верующими. Представители православных христиан, мусульмане, иудеи встали на защиту Родины вместе с коммунистами и атеистами. Местоблюститель патриаршего православного престола митрополит Сергий (Старогородский) в первые же дни нападения фашистской Германии на Россию писал: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить на колени наш народ. С Божьей помощью, он развеет, и на сей раз, фашистскую вражескую силу. Православная церковь всегда разделяла судьбу народа и вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь да дарует нам Победу»! – Это была последовательная и единственная четкая позиция, которой придерживалась Русская Православная Церковь.
Митрополит Корнилий – настоятель Русской Православной Старообрядческой церкви – отметил в своем выступлении, что потери Советского Союза составляли только по официальным данным около 30 миллионов человек. Значительная часть погибших – более половины – относится к мирному населению. Владыка сфокусировал внимание на том, что потери страны, особенно в первые годы войны, были обусловлены не только предельно жестокими боевыми действиями, но как выяснилось, отсутствием готовности Советского Союза к военному конфликту в таких масштабах. В предвоенные годы в стране шли массовые политические репрессии. Они ударили не только по так называемым контрреволюционным классам – крестьянству, духовенству, казачеству – но и по партийным и военным учреждениям. Маршал Василевский после войны писал: «Без 1937 года, возможно, не было бы вообще войны в 1941 году». В том, что Гитлер решился начать войну в 1941 году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел накануне войны. Конечно, репрессии коснулись не только военных и партработников, но и всех слоев населения.
По сведениям митрополита Корнилия, в конце 30-х годов было репрессировано большинство старообрядческих священнослужителей. В 1938 году прокатилась кампания по закрытию и уничтожению храмов. Для того, чтобы сделать этот процесс необратимым, здания церквей уничтожались. После нападения Германии на СССР, старообрядцы, как и в 1812 году, встали на защиту Отечества. Старообрядческая епископия в первые дни войны обратилась к своим чадам с призывом встать на защиту Родины. В июнькие дни 1941 года глава церкви Иринарх говорил: «Пришел час, когда каждому старообрядцу надо направить все силы и помыслы свои на борьбу с врагом, не щадя живота, постоять за други своя. Отстоять мирную нашу Россию». А в 1942 году митрополит Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий со словами утешения и надежды, призвав оказывать всяческое сопротивление врагу: «Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков». 1 миллион 200 тысяч рублей собрала епископия старообрядцев на оборону страны.
Многие священники старообрядцы пали на поле брани. Митрополит Корнилий показал присутствующим маленькую иконку Георгия Победоносца, которую его дедушка зашивал в шинель, как и другие воины Великой Отечественной войны. Многие из них погибли подо Ржевом, многие – их имена называл митрополит Корнилий - были награждены орденами, Георгиевскими крестами за оборону Сталинграда, за Победу над Германией. Митрополит Корнилий рассказал, что недавно скончавшийся владыка Иоанн, во время войны по 16 часов работал сварщиком на вагоноремонтном заводе, ремонтировал бронепоезда. «Он был совсем мальчишкой, потерял зрение, в 24 года стал инвалидом войны», - завершил свой рассказ митрополит Корнилий. Владыка подчеркнул, что все 4 военных года старообрядческий епископ Иринарх обращался к пастве с проповедями о крепости духа. А патриотизм, проявленный верующими во время войны, был таким же, как и у всех граждан Советского Союза.
В рамках «круглого стола» прозвучали слова о том, что мы должны усвоить уроки итогов Великой Отечественной войны. Сегодня важно говорить на эту тему, ибо в последние десятилетия мы наблюдаем, как многие в мире пытаются пересмотреть итоги Второй мировой и Великой Отечественной войны. Первый урок: нельзя умиротворять и поддерживать страны и режимы, исповедующие человеконенавистническую идеологию – рано или поздно такой режим станет причиной войн. Второй урок: государство никогда не должно устраивать репрессий и гонений против коренных классов общества, включая традиционные религиозные объединения. Третье: должно развиваться патриотическое воспитание в России. Четвертое: для сохранения мира и международной безопасности, обороноспособности государства необходимо укреплять сотрудничество парламента и религиозных объединений. Пятое: необходимо помнить, что не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищали страну в Великой Отечественной войне. Порой, обстоятельства казались безнадежными – но русский народ поднимался во весь рост и в своей решимости силой духа защищал свою землю от фашистской нечисти, вечной славой покрывая себя, погибая за русскую землю, за свою веру.
Молитвы верующих – всегда о мире, и в этом потенциал позитивного сотрудничества парламентариев – народных избранников – со своим народом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs