«С чего начинаются войны? С экономических и социальных противоречий, эгоистических интересов элит, равнодушия и слепого фанатизма масс. Все так, однако, без информационно-психологической подготовки не начнется ни одна война»…
Именно такими словами начинается фундаментальное исследование российских ученых Евгения Пашенцева и Ольги Полуниной «Президенты под медиаприцелом: практика информационного противоборства в Латинской Америке» (Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Москва, Изд-во «Сам Полиграфист». - 2014, 820 с.).
…Небольшое отступление. Не так давно мне довелось присутствовать в Москве на международной конференции, посвященной современным медийным войнам. Участвовали ученые, дипломаты, журналисты. Послы латиноамериканских стран группы Боливарианского Альянса народов Америки АЛБА – Боливии, Венесуэлы, Кубы, Никарагуа и Эквадора, аккредитованные в РФ, совместно с Всероссийской Академией Внешней Торговли при Президенте РФ и Факультетом философии МГУ им. Ломоносова провели в Москве выступили перед аспирантами и студентами на тему «Информационное противоборство в Латинской Америке и Карибском бассейне»: на примере стран АЛБА».
Они наглядно и убедительно, на различных фактах, показали и доказали: большая олигархическая пресса и электронные СМИ США и их союзников, а также частные издания государств Латиноамерики развязали широкомасштабную информационную войну против законных, прогрессивных, демократично избранных правительств. И эта медиавойна ведется только потому, что альтернативная, настоящая, народная демократия североамериканской империи претит и даже мешает ее глобальным целям.
Посол Кубы Эмилио Лосада (Emilio Lozada), например, рассказал, что его страна стала первой в Латинской Америке независимой страной, вот уже 55 лет находится под медийным прицелом Запада. Дипломат подробно рассказал, как Кубе все это время удается противостоять информационным атакам из США и Европы и нередко даже переходить в контратаку. В свою очередь, Посол Венесуэлы Хуан Висенте Паредес Торреальба (Juan Vicente Paredes Torrealba) тоже привел примеры изощренных наветов и нападок сначала на Президента Уго Чавеса, теперь на Президента Николаса Мадуро, его правительство и курс. В ходе выступления Посла были показаны примеры тех приемов, которыми пользуются авторы вбросов пропагандистских информационных материалов в венесуэльскую прессу и в соцсети. Наиболее часто встречаются случаи с публикацией фотографий насилия якобы со стороны венесуэльских властей. Но на самом деле хитрых пропагандистов удается разоблачить: иллюстрации принадлежат другим изданиям, в других странах и совсем по другому поводу. И подобных подтасовок масса.
Своими фактами и мнениями поделились и другие дипломаты.
Однако вернемся к упомянутой в начале книге. На этой конференции мне и подарили фолиант (820 страниц!) Евгения Пашенцева и Ольги Полуниной. Об этой работе, полагаю, полезно рассказать и нашим читателям.
Авторы исследования «Президенты под медиаприцелом: практика информационного противоборства в Латинской Америке» рассматривают одну из самых злободневных в наши дни тем – манипуляцию сознанием широких масс людей посредством СМИ.
Кто же они, авторы столь капитального исследования?
Евгений Николаевич Пашенцев – доктор исторических наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Международного центра социально-политических исследований и консалтинга. Евгений Пашенцев также является автором двенадцати монографий по проблемам генезиса военных режимов, коммуникационного менеджмента и стратегической коммуникации. Член научного совета журнала “Comunicar” (Испания).
Ольга Сергеевна Полунина – кандидат исторических наук, исследователь Международного центра социально-политических исследований и консалтинга, автор публикаций о роли коммуникационного менеджмента, коммуникационной безопасности во внешней политике стран Европейского Союза и Латинской Америки.
Книга состоит из четырех частей. Они, в свою очередь, разбиты на 26 глав. Часть первая - «Коммуникационный менеджмент и информационное противоборство», посвящена методам создания коммуникационных цепочек и стратегической провокации «Украина: от Венесуэлы до Китая».
Авторы пишут: «Коммуникационный менеджмент (КМ) – это, прежде всего, профессиональное управление людьми, и капиталами посредством коммуникаций». И дальше детально рассматривают, как это делается на практике, какими факторами обусловлено появление и быстрое развитие КМ и стратегических коммуникаций (СК). Первая часть книги также призвана, выражаясь словами самих авторов, прояснить роль КМ в обеспечении или подрыве международной безопасности, включая страны Латинской Америки. Здесь же читателя знакомят с особенностями терминологии и смежных понятий в рассматриваемых текстах.
Во второй части книги представлены основные направления стратегической коммуникации, которая направлена на «синхронизацию слова и дела», что воплощается в системных многоходовых операциях информационно-психологического воздействия на союзников, противников, на нейтральные целевые аудитории или на мировую общественность в целом. Авторы подробно разбирают конкретные действия, направления и механизмы реализации стратегических коммуникаций России, Китая, США и Латинской Америки.
В третьей части авторы рассматривают современный контекст активизации медиавойн на латиноамериканском направлении. Они показывают, как процесс перемен в странах региона закономерно сопровождается острой политической борьбой, охватывающей и СМИ. Исследователи выявляют стороны противоборство на информационном поле, их целевые установки, идейно-политические предпочтения и решения. Это делается, при этом, в контексте столкновения внешних сил и интересов, проявлений противоборства на глобальном уровне.
И четвертая часть авторами посвящена анализу практики медиавойн против первых лиц стран Латиноамерики. Здесь главное место авторами уделено методам дискредитации президентов и их политических курсов, попыткам представить их в самом негативном виде, отдалить от союзников и потенциальных партнеров, опорочить проводимый ими независимый, альтернативный неолиберальному путь развития и фактически превратить их в международных изгоев.
Сами же государства Латинской Америки сегодня уже не те, что в прошлом веке. Они уже не собираются играть пассивную роль на мировой арене и все активнее выступают в качестве равноправных субъектов международных отношений, стремятся развивать связи на многовекторной основе, включая сотрудничество с Соединенными Штатами. Но сами же США своими имперскими амбициями затрудняют развитие этого сотрудничества.
Как отмечают авторы, агрессивность воздействия Вашингтона на латиноамериканские страны варьируется в зависимости от степени радикализма социальных преобразований. И чем эти преобразования глубже, тем сильнее противодействие со стороны местной олигархии и правящих кругов США, тем активнее используется и область стратегических коммуникаций.
По словам авторов, Соединенные Штаты поступают сегодня крайне опасным образом, наращивая провокационное давление не только на Латинскую Америку, но и на Россию и Китай. Тем более, что делает это Вашингтон в условиях ослабления американской экономики и международного влияния. Но иное, думается, и невозможно в рамках имперского курса на мировое господство. Как прогнозируют исследователи, Современная экономическая система, как и НАТО, не выдержит долговременного испытания на прочность. Соотношение сил будет меняться не в пользу американской элиты. И отсюда растущий авантюризм во внешней политике США, отсюда стремление Вашингтона «обезопасить» свой латиноамериканский тыл. Приведет ли это к глобальной войне? - задаются вопросом авторы. Или США под давлением мощных международных сил будут вынуждены оставить роль мирового гегемона относительно мирно? Это покажет будущее…
…Подводя черту, отметим в заключение, что на сегодня книга Евгения Пашенцева и Ольги Полуниной – это первое обобщающее исследование, посвященное информационному противоборству в Латинской Америке. В своей работе авторы показывают, как растет в наши дни значение медийных войн, подробно анализируют историю СМИ и их влияние на различные слои населения стран региона. Они рассматривают также основные направления, формы и методы стратегической коммуникации России, Китая и США в Латиноамерике. Главное же внимание авторы уделяют методике подготовки и осуществлению информационно-психологических операций, все более активное использование манипулятивных технологий для дискредитации и компрометации лидеров независимых стран, в которых Вашингтон и Брюссель усматривают своих «опасных» идеологических или геополитических оппонентов. Причем, медийные атаки на неугодные США и их союзникам режимы, как мы видим в монографии, политтехнологи сочетают с экономическими диверсиями и провокационными вылазками банд вооруженных боевиков. Обо всем этом российские исследователи подробно, обстоятельно и убедительно рассказывают в этой уникальной работе, которая, безусловно, заслуживает самого внимательного и заинтересованного изучения.
Книга может быть полезной, по мнению самих авторов, не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами информационного противоборства, геополитикой и международными отношениями.
Весьма актуальный труд, объясняющий нынешнюю среду нашего обитания!
Е.Н.Пашенцев, О.С. Полунина. Президенты под медиаприцелом: практика информационного противоборства в Латинской Америке. Изд-во «Сам Полиграфист». - 2014, 820 с.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs