Аналитическая журналистика – главный тренд времени

15:46 02.12.2014 Елена Шашкина, редактор-консультант журнала «Международная жизнь»


На площадке Международного форума «Медиа Будущего» в пресс-центре Международного информационного агентства «Россия сегодня» (Москва, Зубовский бульвар, 4) собрались авторитетные аналитики и ведущие профессионалы мировых СМИ для проведения уже четвертого по счету форума, посвященного актуальным тенденциям в развитии глобальной медиаиндустрии, новым технологиям в работе редакций и будущему журналистики. Традиция проведения ежегодного форума была заложена в 2011 году, в год празднования 70-летия РИА Новости, тогда его гостями стали более 300 участников из Америки, Европы и Азии. Рабочие языки форума: русский и английский.

С приветственной речью выступил первый заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Сергей Кочетков. Первая сессия форума была посвящена ключевым медиатенденциям. Открывал сессию молодой специалист Джон Берн-Мердок (John Burn-Murdoch), «журналист данных» в редакции интерактивного новостного контента газеты Financial Times (Великобритания). Джон Берн-Мердок представил выступление и мультимедийную презентацию на тему: «Financial Times: опыт создания интерактивных историй». По роду своей деятельности, в его задачи входит сбор, анализ и визуализация данных и написание статей по новостным темам. До прихода в Financial Times в течение двух лет он вел блог под названием Datablog на сайте газеты The Guardian и занимался интерактивной визуализацией данных в издании Which Magazine. Во время своей презентации на форуме, журналистом был наглядно продемонстрирован способ подачи информации с помощью графических изображений, рисунков, карт и схем. Будь то спортивные состязания, такие как любимые британцами футбол и теннис, или результаты референдума в Шотландии, - любую новость можно донести с помощью графики, считает он: «Данные (англ. data) являются фундаментом. Когда новая информация подается с надёжностью и достоверностью – количество ошибок приближено к нулю. При этом можно визуализировать любую информацию».

Модератор сессии Вероника Крашенинникова,руководитель Центра исследований и международной журналистики МИА "Россия сегодня", член Общественной палаты РФ, представила доклад и презентацию о содержании аналитической журналистики «Аналитическая журналистика – как главный тренд времени»: «Анализ российской аудитории показал, что оценка профессии журналиста и степень доверия стали выше. Также за последний год отмечается резкий рост к информации политического характера и высокий спрос на качественную журналистику – более глубокую и с гражданской позицией. Продолжается рост внимания к аналитическим программам. По данным нашего центра: 60% российской аудитории считают получаемую информацию объективной, 23% - необъективной, 17% - затрудняются ответить. Возникает вопрос об ответственности журналиста, его компетентности».

Далее Вероника Крашенинникова рассказала о технологиях, содержании и целеполагании, ведь аналитическая журналистика – это жанр журналистики расследований, занимаясь которой надо обладать определенными качествами. Во-первых, это интеллект журналиста, способность соотносить происходящее с существующими проблемами и историей. Во-вторых, способность разъяснять сложные предметы простым понятным языком. В третьих, смелость журналиста, его личностные качества.

«Как пример такой журналистики, я настоятельно рекомендую посмотреть фильм Джона Гетца (он есть в сети – John Goetz, ARD, Гемания), где показывается, как можно подавать очень сложную серьезную информацию, предназначенную для широкой аудитории, очень доступным языком, в том числе и для молодежи. Также есть замечательная книга Сеймура Хёрша «Цена власти» (Seymour Hersh, США) в которой дано глубокое целеполагание против войн и во имя мира. Также в качестве примера хочу привести подготовленный Центром международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня» аналитический обзор, подготовленый к саммиту НАТО в Уэльсе 4-5 сентября 2014 года - «Украина, Грузия, Молдавия – путь в НАТО через Европейский Союз». Этот аналитический материал предлагает знакомство с серьезным подбором данных и интересными выводами по проблематике III этапа расширения НАТО и растущими в связи с этим угрозами миру и стабильности», - поделилась Вероника Крашенинникова.

Создатель ресурса Circa Дэвид Кохн (David Cohn, США) не смог прилететь в Москву и сделать свой доклад "Формы подачи новостей: эксперименты и будущее" лично, но выступил перед собравшимися в формате онлайн. Дэвид рассказал о способе передачи информации с помощью сегментов: «Статья – это закрытая коробка, вся информация в ней. Вам необходимо собрать этот «пазл». Сейчас социальные сети, такие как Facebook и Twitter становятся близкими к новостным СМИ, к медиа, то же происходит и с компаниями, специализирующимися на технике, например Apple».

Форум носит практический характер и снова собрал уникальный пул спикеров - авторитетных аналитиков и ведущих профессионалов мировых СМИ. «Медиа Будущего» предоставил участникам уникальную возможность получить опыт западных редакций из первых рук и напрямую задать вопросы, которые волнуют российское медиасообщество в сфере профессиональных интересов: новейшие тенденции в развитии глобальной медиаиндустрии, влияние медиа на общество, новые технологии в работе редакций и будущее журналистики.

 

Для справки:

МИА «Россия сегодня» - это мультимедийное международное информационное агентство, миссией которого является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, рассказывать международной аудитории о российском взгляде на ключевые события. Корреспондентская сеть агентства насчитывает более 80 корреспондентов в более, чем 50 странах мира и 23 городах России. Осуществляется радиовещание на 30 языках в 34 странах и 130 городах мира. Информационные ленты существуют на русском, английском, испанском, арабском и китайском языках. Имеются мобильные приложения, социальные сети.

Ключевые слова: СМИ МИА «Россия сегодня» медиа аналитика журналистика тренд тенденция

Версия для печати