ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Продюсер Кодзи Маэда о настоящем и будущем японского кинематографа

18:47 22.11.2014 • Ксения Симак, журналист

С 19 по 25 ноября 2014 года в Москве проходит 48-ой Фестиваль японского кино, на котором представлены лучшие фильмы Страны восходящего солнца, отмеченные наградами японской киноакадемии. Зрителям представят шесть фильмов, среди которых есть драма, комедия и фантастический триллер. Фильмы воспроизводятся на языке оригинала с русскими субтитрами. 

В российский кинопрокат регулярно выходят десятки фильмов - наш зритель давно пресытился бессчетным количеством американских триллеров, британских драм и французских комедий. И напротив, Россия совсем не знакома с азиатским кинематографом, в частности, с японским. Лишь голливудские проекты доходят до российского кинопроката, и единственный шанс вживую познакомиться с современным японским кино – посещение соответствующих фестивалей.

Для желающих узнать больше о развитии японского кинематографа и его нынешних тенденциях 20 ноября в Московской школе нового кино прошла встреча со специальным гостем фестиваля - продюсером Кодзи Маэдой, который представил два своих фильма: комедию «Отдел гостеприимства» ("Kencho Omotenashi Ka", 2013) и фильм-путешествие «Мой дорогой» ("Anata e", 2012).

Кодзи Маэда закончил отделение телевещания факультета искусств Университета Нихон, работал в кинокомпании «Тохо». Выступил продюсером следующих фильмов: «Оплакивая любовь в самом центре мира» (“Sekainochûshinde, ai o sakebu”, 2014) режиссера Исао Юкисида, «Канюк» (“Hagetaka”, 2009) режиссера Кейси Отомо, «Вершина: Спасатели» (“Gaku”, 2011) режиссера Осаму Катаяма, «Мой дорогой» (“Anata e”, 2012) режиссера Ясуо Фурухата, «Отдел гостеприимства» (“Kencho Omotenashika”, 2013) режиссера Ёсисигэ Миякэ. В 2014 году участвовал в образовательном проекте Агентства по делам культуры для молодых режиссеров «39-й район Сэтагая» (“Setagaya-ku, 39 chome”, 2014) режиссера Масаси Ямасита. Работал над совместным советско-японским фильмом «Мелодии белой ночи» (1976) Сергея Соловьева и Киёси Нисимура.

На встрече продюсер рассказал о соотношении творческого и финансового подхода в японской индустрии кино, о взаимоотношениях компаний-производителей и национальной кинокомиссии, о своем личном отношении к тенденциям японского кинематографа и своих предпочтениях.

Как оказалось, попасть в киноиндустрию в Японии не так уж и просто. Более того, сам Кодзи Маэда считает, что если фильм не вышел в прокат, то это вообще не кино, а любительская съемка. Задача осложняется тем, что не предусматривается никакого государственного финансирования – только частный капитал. А поскольку любой производитель фильмов хочет снять хит, который принесет немалый доход, то в Японии в большинстве своем снимаются фильмы по популярным комиксам или литературным произведениям, которые, несомненно, будут иметь успех. Это более перспективно и в плане рекламы, так как не только кинокомпания занимается продвижением фильма, но и телевизионные каналы, газеты, иные печатные издания.

Вообще японское государство не принимает значительного участия в развитии сферы кино. Когда в 60-х – 70-х гг. Япония переживала кризис киноиндустрии, процесс производства фильмов восстановился по большей части потому, что снизилась потребность в американских картинах. И если раньше актеры были закреплены за своими кинокомпаниями, то потом начался свободный обмен кадрами, что намного упростило задачу съемки кино. Иногда, конечно, Управление культуры выдает какую-то сумму в помощь низкобюджетным фильмам, но государство, как таковое, никакого участия в возрождении японского кино не принимало.

Тогда становится интересно: пускают ли иностранные фильмы в прокат, или в целях защиты отечественного кино предпочитают нивелировать конкуренцию? Зарубежные картины попадают в японский прокат, но за последние 10 лет их количество резко сократилось. «Если раньше было очень много российских (советских), европейских, корейских фильмов, то сегодня  их практически нет», - с сожалением говорит Кодзи Маэда. Прежде в Японии было много маленьких кинотеатров, сейчас это большие комплексы, которым нужно собирать деньги, поэтому они запускают только те фильмы, которые стопроцентно принесут прибыль.

Но если дела обстоят действительно так, то нацелено ли японское кино на экспорт, или это исключительно внутренний рынок? Продюсер сообщает, что это, к несчастью, только внутрияпонская борьба: «У нас еще нет сил, чтобы выходить на мировой рынок. Мы, естественно, продаем фильмы и в Америку, и в Южно-Восточную Азию, но мы их только продаем. Это все. Никто не знает, сколько они заработали. Например, фильм «Давайте потанцуем?» (“ShallWeDansu?”, 1995) продали в Америку, и он там получил очень хорошие оценки. Это было два-три года тому назад, и американцы даже сделали ремейк».

Что касается ремейков, то у Кодзи Маэда также имеется свое мнение на этот счет. Ни в коем случае он не ругает «копии», напротив, считает это хорошей практикой, так как «у произведения-ремейка появляется специфика той страны, в которой его произвели. Вкус меняется». Это возможность свободной трактовки и нового толкования. Но также замечает, что в последнее время их количество значительно увеличилось, и люди просто потеряли к ним интерес. Вместо многократного использования одного и того же сюжета продюсер предпочел бы придумать что-то абсолютно новое. 

Как для продюсера,  для Кодзи Маэды самой трудной задачей является получить бюджет. «Если есть деньги, то других проблем вообще не возникает, - утверждает гость. - Идеальная ситуация – это та, когда мне дают, скажем, сценарий и говорят: «Сними фильм». А я говорю: «Мне нужно столько-то денег». Но, к сожалению, все по-другому: сверху мне спускают бюджет, и вот на данную сумму я должен снять кино». И ведь все это не так просто. Зачастую денег не хватает, чтобы оплатить игру актеров. Поэтому японское телевидение практикует такую систему: берут самого продаваемого актера и бронируют его на два года вперед. Как правило, для съемок в дорамах (японских сериалах).

Кстати, любопытен факт, что дорамы в Японии даже более популярны, чем кино, и в последнее время все чаще делают так, что кинокомпании выступают в сотрудничестве с телевизионным каналом, и если какой-то сериал становится очень популярным, то впоследствии по нему снимают полнометражный фильм. Своего рода стратегия для получения большей прибыли. Однако, несмотря на всю популярность телевизионных сериалов, японцы активно ходят в кино, возможно, люди старшего возраста ходят даже чаще. Также распространен прокат видео-носителей, так как понятие «пиратство», как таковое, отсутствует в Японии вообще. Это строго запрещено. Средняя цена билета в кино составляет 1800 иен, это 600 рублей, однако действует система скидок, например, для людей старше 60 лет, вход в кино составляет 1000 иен (300 рублей).

Известно, что в Японии царит «культ аниме», и ежегодно в кино выходят десятки мультфильмов с большеглазыми персонажами в главных ролях. И если старшее поколение японцев предпочитает походы в кино на классические фильмы, то вся молодежь просто помешана на аниме на манге (комиксы).

Как и в других странах, в Японии проводятся многочисленные фестивали, один из которых - Токийский кинофестиваль. Он достаточно популярен, там принимают участие и иностранные фильмы. На последнем 27-ом кинофестивале, который прошел 24-31 октября 2014 года две награды получил российский фильм Александра Котта Испытание (Test). Также японское Управление культуры каждый год проводит конкурс среди молодых режиссеров: собирают сто сценариев, из них выбирают пять лучших. И эти пять избранных режиссеров отправляются в профессиональные киностудии для производства своих фильмов. Это большая честь и возможность для начинающего режиссера, так как он будет работать с командой профессионалов. Почему выбирают всего пять из ста? Потому что на один сценарий выделают 15 млн. иен (5 млн р). Сумма включает заработную плату всей съемочной группы, включая профессиональных актеров.

 

Таким образом, сказать, что японская индустрия кино сильно отличается от нашей, нельзя. Попасть в нее так же сложно, как и в России. Любой вопрос упирается в деньги: скорее снимут посредственное шоу с большим количеством телезвезд, чем высокохудожественное кино. Такой же дефицит рабочих кадров и нехватка свежих идей. И обеим странам еще не хватает сил, чтобы при полной амуниции выйти в пространство мировой киноиндустрии. Поэтому неплохо было бы начать хотя бы со взаимного проката фильмов и обмена кадрами. А там уже, общими усилиями, идти покорять просторы международного кинематографа. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати