Если не на карте мира, то на карте Европы именно Украина предстаёт очагом нестабильности, страной, находящейся фактически в критическом положении. Разваливается всё: государственность, финансы, экономика, социальный сектор. На Юго-Востоке – зыбкое перемирие, разрушенные города и посёлки, почти четыре тысячи погибших мирных жителей, гуманитарная катастрофа.
Говорю обо всём этом без малейшего злорадства, напротив, с болью в душе за близкую нам страну, за народ, который все мы, в России, считали и продолжаем считать братским. Стабилизация, а тем более улучшение обстановки, невозможны без легитимной и эффективной власти. Выборы Верховной Рады – органа, обладающего широкими и весомыми полномочиями – при условии их проведения в полном соответствии с международными стандартами, демократическими принципами могли бы стать шагом в этом направлении. Но был ли он сделан?
Начну с того, что избирательная кампания прошла с большими отступлениями, нарушениями от названных выше принципов. Взявший на вооружение двойные стандарты Запад, как всегда, когда речь идёт об Украине, предпочёл их не заметить. Несомненно, на расстановке политических сил в новом составе парламента сказалась масштабная и агрессивная антироссийская кампания. В Раду прошло немало русофобски настроенных деятелей. Несмотря на всё это, будем считать, что большая часть украинского народа свой выбор сделала.
Ни одна из политических сил, прошедших в Раду, не получила абсолютного большинства. Это значит, что нужно создавать парламентскую коалицию, формировать коалиционное правительство. Это мировая практика в подобной ситуации. Однако коалиции подчас трудно создаются, нередко неустойчивы, и это не дает вновь избранной Раде гарантий системной, устойчивой работы. Первый такой сигнал уже прозвучал. Партия «Народный фронт» устами своего лидера отклонила предложение Блока Петра Порошенко образовать совместную коалицию, обратилась с соответствующим предложением к более радикальным партиям. Разумеется, делать далеко идущие выводы рано. Тем не менее, представление о раскладе сил, о настроениях в новой Раде этот эпизод представление даёт.
Если исходить из коренных интересов Украины, из её нынешних реалий, то вывод может быть только один: Украина нуждается в ответственном парламенте, усилия которого были бы сконцентрированы не на нагнетании напряжённости внутри общества и во взаимоотношениях с Россией, что отличало предыдущую Раду, а на решение ключевых проблем страны. Думаю, прежде всего, этого ждали и ждут от нового состава Рады украинские граждане. Ждём этого и мы в России. Потому что одно дело – предвыборные лозунги, и совсем другое – реальное положение страны, задачи, которые оно диктует.
Разумеется, новый состав парламента сам определит приоритеты своей деятельности. Тем не менее, нет сомнений, что на первом месте здесь должно быть утверждение в стране прочного гражданского мира на основе достижения договорённостей с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой об их правовом статусе. На основе именно переговоров, политического урегулирования, а не применения силы. Только так могут быть найдены политические решения, которые позволят сохранить единство и суверенитет Украины.
Считаем крайне важным для Украины, самого её сохранения как государства, чтобы новый парламент сосредоточился на задачах, от которых непосредственно зависит жизнеспособность страны, благополучие людей. А их накопилось немало – в экономике, финансах, в социальной сфере, включая жилищно-коммунальное хозяйство. Люди не должны быть заложниками идейных распрей, политической вражды, некомпетентности и коррумпированности властей, произвола в ходе так называемых люстраций. Оценку новому парламенту граждане Украины вынесут по конкретным результатам в решении именно этих вопросов.
Естественно, не может не беспокоить напряжённость в двусторонних отношениях наших стран. Глава Российского государства постоянно подчёркивает, что это не наш выбор. Будем надеяться, что новая Рада предпримет шаги, направленные на оздоровление отношений наших стран. Со своей стороны, Совет Федерации готов сделать всё необходимое для этого. И, прежде всего, содействовать «размораживанию» межпарламентских связей. Их блокирование исходило не от нас. Но мы готовы к их восстановлению, к диалогу с Радой, о чём не раз заявляли, однако, ответной реакции не получали.
Несмотря на это, мы надеемся, что забота о судьбе страны, реализм, наконец, хотя бы элементарный прагматизм возобладают в настроениях депутатов, в деятельности Рады. Она сделает шаги к восстановлению контактов с российским парламентом. Ведь в ходе диалога можно добиться более глубоко, всестороннего понимания позиций сторон, найти точки соприкосновения, которые позволят нам уйти от конфронтации, наладить продуктивное сотрудничество. Мы надеемся также на взаимодействие с Верховной Радой в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs