Заинтересованность Соединенных Штатов и Европейского Союза в эскалации конфликта в Новороссии не является секретом. Глобальный проект однополярного мироустройства имеет многосоставный характер, вмещающий разу несколько геополитических проектов регионального масштаба. В контексте происходящего на Украине особое значение приобретает видение Румынией ситуации в Причерноморье.
Румынское руководство призывает НАТО усилить свое присутствие в бассейне Черного моря. Официальное объяснение – в ответ на милитаризацию Россией Крыма. На недавнем саммите НАТО в Ньюпорте представители Румынии настаивали на том, что Брюсселю необходимо разработать план действий по защите юго-восточных рубежей Европы, в частности, на румынском и болгарском направлении. Эти данные лишь недавно стали достоянием гласности (1). Бухарест выразил готовность увеличить американский контингент НАТО на своей территории, а также совместно с Болгарией и США создать необходимую учебную инфраструктуру для тренировок морских экипажей. На данный момент, в аэропорту им. Когэлничану (Констанца) и на базе в Девеселу находятся 1 400 военнослужащих США.
Констанца – ведущий черноморский порт Румынии, который выходит на первые позиции по объему логистических операций, оттеснив назад некогда преуспевавшую в этом Одессу. В планах Бухареста взять под прямой либо опосредованный контроль всю береговую линию от побережья Болгарии до Одессы. Обеспокоенность у первых лиц румынского государства вызывает рост прорссийских симпатий в Одесской области, поскольку отодвигает перспективу включения Одессы в зону влияния Румынии.
Одесский регион отличается этническим многообразием (гагаузы, болгары, греки, молдаване, румыны, русские, украинцы), и граничит с Румынией. Точка зрения официального Бухареста гласит, что при усилении сепаратистских тенденций в Одесской области дестабилизация может коснуться соседних областей Молдавии, что создаст серьезные проблемы для безопасности Румынии, поставив под угрозу срыва румынский интеграционный проект – слияние Молдавии и Румынии в одно государство.
Здесь воедино сплетаются румынский и болгарский вопрос. Одесская область – традиционное место проживания многочисленной молдавской диаспоры. Лица, идентифицирующие себя как румыны, по отношению к молдаванам находятся в меньшинстве. Но последние годы Бухарест наращивает свое гуманитарное присутствие в регионе. Официально Румыния украинских молдаван считает румынами, и ее гуманитарная политика направлена на взращивание румынской идентичности при одновременном подавлении молдавской.
Одесская область известна также многочисленной болгарской диаспорой. В Молдавии также проживает большое количество болгар. Политическая ситуация в Болгарии сегодня не внушает оптимизма. Впереди – позиционное противостояния пророссийски ориентированных политических сил, и тех, кто смотрит в сторону Брюсселя и Вашингтона. Признаком этого может служить антироссийский информационный фон ведущих болгарских СМИ по поводу прошедшего 13 сентября в Казанлыке 11-го ежегодного национального слета друзей России в Болгарии (2).
Болгария – черноморское государство, обладающее стратегически важным положением. Имея прозападное правительство, София, как и Бухарест, ориентируется на США и ЕС. Таким образом, все юго-восточное побережье Черного моря находится под контролем НАТО. Планируемое участие Болгарии в создании тренировочной базы на территории Румынии, и совместно с Румынией и США, говорят о том, что военно-технические связи Софии и Бухареста будут укрепляться. Это – действенный способ не допустить усиления России в Юго-восточной Европе.
Болгарская диаспора Украины ориентирована пророссийски. Но прозападные политики в Софии вряд ли оставят это на самотек. Следует ожидать усиления антироссийской составляющей в гуманитарных проектах болгарских властей, рассчитанных для болгар бывшего СССР. Этого требует общая идеологическая конъюнктура, сложившаяся в ЕС относительно позиции России в украинском кризисе.
Сближение Бухареста и Софии найдет дополнительное выражение в том, что будут предприняты попытки перевести болгарскую общину Бессарабии с пророссийской позиции на антироссийскую, как это делает Бухарест с румынской общиной.
Было бы ошибкой и неоправданным геополитическим минимализмом рассматривать в качестве рубежей противостояние Русского мира и коллективного Запада только границы (пока еще достаточно условные) ДНР и ЛНР. В реальности рубежи этого противостояния простираются от Буджака до Донбасса. Причерноморье вновь заявило о своей геополитической важности, и вокруг этого региона ведутся жаркие дипломатические баталии.
При этом нельзя рассматривать Крым и Бессарабию как нечто раздельное. В историко-цивилизационном и геостратегическом смысле они всегда обладали единством, на которое покусилась украинская государственная идея, разорвавшая единое на части. Заполучив Бессарабию и остальное Причерноморье в свои руки, суверенная Украина расшатала баланс трех геополитических векторов – западного (ЕС), восточного (РФ) и южного (Средиземноморье) (3).
Конфликт на Украине – свидетельство возросшего внимания международных «тяжеловесов» к Причерноморскому региону, как рубежу, через который лежит путь России на Ближний Восток и в Юго-восточную Европу.
1) “Romania Pushes NATO on Securing Black Sea Area in Response to Russia’s Militarization of Crimea” (Eurasia Daily, September 24, 2014 -- Volume 11, Issue 168)
2) «Национальный Собор друзей России в Болгарии глазами эксперта РИСИ» (http://www.riss.ru/news/3613-11-natsionalnyj-sobor-druzej-rossii-v-bolgarii-glazami-eksperta-risi#.VCPuhBJ84RE)
3) Владимир Дергачев «Геополитическая трансформация в Черноморском регионе и проблемы безопасности в Восточной Европе»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs