Лондон неоднократно отмечал, что двусторонние отношения с Соединенными Штатами Америки являются краеугольным камнем его внешней политики. Британцы, которые постоянно пытаются своими «красными линиями» (исключениями для их национальных интересов) затормозить дальнейшую интеграцию Европейского союза, ссылаются на то,что с Вашингтоном их связывают гораздо более тесные экономические и дипломатические отношения, а также взаимодействие в сфере международной безопасности. Будет ли дальнейшая интеграция ЕС с США в интересах Туманного Альбиона или ему более выгодно выстраивание отношений с американцами напрямую, без посредника в лице Брюсселя?
Аналитики Центра европейских реформ (ЦЕР) уверены, что Соединенное королевство проигрывает единой Европе по нескольким параметрам. В частности, существуют постоянные европейско-американские площадки-форумы по трансатлантическому взаимодействию, такие как Энергетический совет ЕС-США и Трансатлантический экономический совет. «В ходе постоянных встреч на уровне экспертов и руководителей стороны могут общаться на равных и более эффективно обсуждать широкий перечень вопросов», - считает эксперт ЦЕР Рэм Кортеберг. Однако, это происходит только в тех сферах, где между странами-членами Европейского союза есть полное взаимопонимание. Явным примером является торговля, где стороны пытаются последовательно двигаться в сторону объединения своих рынков и подписания соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве. Несомненно полное исчезновение торговых барьеров будет выгодно и Великобритании, которая не только увеличит рынок сбыта своей продукции, но и получит дополнительный приток инвестиций в свой финансовый сектор.
Однако, не стоит забывать, что пока данные форумы являются исключительно площадками для обсуждения и ничем больше. На политическом уровне все встречи выглядят очень помпезно, но в реальности все сводится лишь к совместным заявлениям о том, что ЕС и США тесно взаимодействуют, занимаются разработкой новых подходов и программ, которые в будущем укрепят позиции партнеров, а также будут способствовать росту экономики и благосостоянию ее граждан.
По мнению Рэма Кортеберга, в сложившейся ситуации виноваты обе стороны, так как «Вашингтон видит в Европейском союзе исключительно торгового партнера, а не надежного политического союзника». «Европейские страны также предпочитают выстраивать двусторонние связи с американцами напрямую, обходя Брюссель, тем самым выторговывая для себя лучшие условия сотрудничества», - считает эксперт. На ум приходит знаменитая дилемма госсекретаря США Генри Киссинджера «Кому звонить, если хочешь говорить с Европой?», потому что до сих пор Внешнеполитическая служба ЕС до конца не выполняет возложенных на нее обязательств из-за отсутствия механизма принуждения, который бы заставил страны-члены выстраивать единую внешнеполитическую линию.
Не стоит забывать, что Великобритания является одним из самых преданных партнеров США по НАТО. Британцы имеют очень тесные военные связи с Америкой. Они рассматривают взаимодействие в рамках Трансатлантического альянса, как своего рода платформу, которая дает им прямой доступ к механизму сохранения своего влияния не только в определенных странах, но и в целых регионах земного шара. В свою очередь ЕС и ее ведущие страны-члены, такие как Германия и Франция, предпочитают воздерживаться от непосредственного участия в военных операциях, сводя свою поддержку американского внешнеполитического курса к экономическим санкциям.
Международные эксперты подчеркивают, что вносить ясность в отношения не хочет в первую очередь Вашингтон. С одной стороны, он активно поддерживает долгосрочную интеграцию внутри ЕС, а с другой — предпочитает усиливать двусторонние связи со странами-членами в краткосрочной перспективе. Показателен первый зарубежный визит вновь назначенного в 2013 г. Госсекретаря США Джона Керри, который посетил Великобританию, Германию, Францию и Италию, при этом обойдя стороной Брюссель.
Напрашивается вывод, что американцам не выгодна сильная Европа, им гораздо проще играть на имеющихся внутренних противоречиях в ЕС, активно используя как своих старых партнеров в лице той же Великобритании, так и младоевропейцев. Причем «старые» члены союза также обязаны выполнять «пожелания» из-за океана прилежно и неукоснительно. Вот и получается, что любая европейская страна «зажата» между интересами Брюсселя и Вашингтона и не может проводить самостоятельную внешнюю, а зачастую и внутреннюю политику.
В прошлом году, как только британский премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил о реальных возможных сроках проведения референдума о выходе Соединенного королевства из состава ЕС, ему сразу пригрозили из Вашингтона, что страна может потерять свое международное влияние.
Американский президент Барак Обама заявил, что членство Великобритании в ЕС является "выражением своего влияния и своей роли в мире", и призвал Кэмерона активно работать над укреплением отношений с европейскими странами, а не над выходом из ЕС. Фактически он дал понять, что отношения между США и Великобританией во многом зависят от той роли, которую британцы играют в Европе. По словам Обамы, США ценят Британию, которая "активна, надежна, ориентирована на внешний мир".
Несомненно, международный экономический кризис и общемировой рост напряженности подталкивают Вашингтон к более тесному взаимодействию с ЕС. Но пока, партнеры играют в поддавки, а не выступают единым фронтом, что свидетельствует о наличии серьезных разногласий и нежелании идти друг другу на уступки.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs