«Последняя битва Российской империи» - это масштабная международная выставка в Государственном Историческом музее в Москве, посвященная 100-летию Первой мировой войны, стала ключевым проектом к печальному юбилею. В беспрецедентно полном объеме собраны экспонаты: документы, фотоматериалы, военная техника, макеты морских военных кораблей, издательская литература, батальная хроника в произведениях фронтовых художников. Выставка историческая - поскольку впервые в России так уверенно, объективно и весомо заговорили о Первой мировой войне не только историки, но сама история, представленная подлинниками своих свидетельств.
Два года коллективы многих музеев под эгидой Государственного Исторического музея собирали экспозицию. В этом широкомасштабном проекте приняли участие крупнейшие военно-исторические музеи мира, такие как Имперский военный музей (Лондон), Музей Армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политехнический музей, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, ГАРФ, архив кинофотодокументов, Политический архив МИДа Германии, а также специалисты Исторического и Военно-Исторического общества России. Никогда за 100 предыдущих лет нигде, ни в одной стране, в России, в том числе, не было подобной выставки о Первой мировой войне.
По словам директора Государственного Исторического музея Алексея Левыкина, главная задача выставки – восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась лишь как «империалистическая». Как рассказал Алексей Константинович, коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же вслед за началом боевых действий. В августе 1914 года в музее был создан Отдел текущей войны, которую тогда называли «Вторая Отечественная война». Впоследствии в фонды стали поступать материалы трофейных комиссий, коллекции Военно-исторического и Артиллерийского музеев, реликвии, передававшиеся семьями участников войны, находками, привезенными из экспедиций с мест боев. Все это составило крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны. Открытие выставки отмечено высоким представительством гостей, среди которых были председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, комендант Кремля Сергей Хлебников, заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров. Прибыли также высокие гости из Великобритании, Франции, Германии, Болгарии.
Открывает экспозицию «Последняя битва Российской империи» икона Августовской Божией Матери – духовный символ русского воинства в Первой мировой войне. Это не сказка, а быль: 14 сентября 1914 года под городом Августов – в восточной Польше, которая входила в состав Российской империи, солдатам русской армии было явление образа Пресвятой Богородицы с младенцем в левой руке и правой рукой указывающей на Запад. Весть о чуде разнеслась мгновенно, и жены бойцов, бывших свидетелями небесного явления, собрали средства для написания иконы. Кроме того, император Николай II поддержал инициативу печатания листовок с изображением августовского сюжета, а в Марфо-Мариинской обители под покровительством Великой Княгини Елизаветы Федоровны печатались иконки с образом Богородицы и отправлялись на военные фронты. Экспозиция структурирована по содержанию на три раздела: «Ставка Верховного главнокомандующего», «Окопная хроника», «Галерея кавалеров Георгиевских орденов».
Вот как комментирует ценность представленных экспонатов директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин: «На выставке представлен парадный мундир легендарного командующего Юго-Западным фронтом Алексея Брусилова, который впервые в истории осуществил прорыв сплошной обороны. Представлены артефакты, принадлежавшие монархам, участвовавшим в этой войне, среди них парадная бурка Николая II. Есть уникальный экспонат, созданный ювелиром из Перми А.Денисовым-Уральским, который воспроизвел из камней целый комплекс гротескных фигур – участников, союзников и противников в Первой мировой войне».
В залах выставки немало ценных экспонатов и для знатоков, и для дилетантов. Например, противоштурмовая пушка под номером 378 прошла по дорогам Первой мировой войны. Она единственная уцелела из 407 таких же пушек. Подводная лодка класса «Е» из Великобритании представлена в макете, являлась гордостью Военно-Морского флота «владычицы морей». Прибывший на открытие выставки Марк Уитмор, главный хранитель Имперского музея в Лондоне рассказал, что Великобритания предоставила в экспозицию костюм Королевского воздушного флота, это кожаный костюм пилота и модель основного истребителя английской авиации. Российская авиация также представлена в экспозиции. Хорошо сохранившийся винт от военного самолета образца 1916 года был приобретен незадолго до открытия выставки на аукционе. На крыльях этого винта сохранилось клеймо с инициалами русского авиамеханика Николая Егоровича Жуковского - НЕЖ.
Коллектив фронтовых художников трудился в качестве хроникеров на всех фронтах Первой мировой. Баталисты рисовали прямо на месте событий – в блиндаже и окопе, фрагменты боя и вынос раненых из-под огня, фотографировали офицерский состав и нижние чины. Затем с присланных в Санкт-Петербург снимков художники писали портреты высшего офицерского состава и отличившихся храбростью и отвагой представителей нижних чинов. Так в витрине выставлена фотография Александра Алексеевича Ананьева – прапорщика 13-го Сибирского полка. Её сопровождает «Свидетельство» о том, что он является обладателем Георгиевского банта, т.е. георгиевскими крестами всех четырех степеней. «Свидетельство» выдано в связи с тем, что его портрет достоин быть помещенным в галерею государственной ратной славы.
Отдельной витриной представлен раздел о сестрах милосердия. Наивными кажутся сегодня биксы с медикаментами. Они соседствуют с деревянными носилками для раненых, походными одеялами, вручную связанными варежками. Значительное место в экспозиции отведено предметам, отражающим новшества Первой мировой. Так, против конницы использовалась колючая проволока, а наряду с этим - стальные ножницы, приделанные к рукоятке саперной лопаты, которая должна была быть у каждого бойца (в идеале). Противогазы различных модификаций. В том числе и для лошадей, поскольку в Первую мировую были впервые применены химические вещества. Впервые они были использованы германской армией, когда в первой же атаке погибло 5 тысяч человек. Большая коллекция орденов и медалей всех армий, участвовавших в этой войне заполняет две больших витрины.
Заместитель директора Государственного Исторического музея по зарубежным связям Тамара Георгиевна Игумнова дала высокую оценку выставке: «Это первая столь масштабная монографическая выставка по истории этой великой, но, к сожалению, в нашей истории совершенно забытой войны. Мы рады, что все, приглашенные нами к участию, откликнулись и дополнили состав экспонатов, украсив и обогатив выставку. Это потрясающие экспонаты из Музея Армии Франции в Париже – мундиры военных. Это Имперский Военный музей Лондона, который нам предоставил фотодокументальный архив и, конечно, подлинные предметы: модели современного вооружения на суше, в воздухе и на воде. Это Баварский музей Армии. В составе этого музея существует музей Первой мировой войны, я там была, видела потрясающе интересную экспозицию. От них мы получили замечательные мундиры, оружие.
Несмотря на то, что мы обладатели самой большой и разнообразной репрезентативной коллекции по Первой мировой войне, всегда есть какие-то лакуны. Для нас было важным пригласить к участию и наших коллег из архивов, из музея Путиловского завода, из Государственного архива РФ. Наши коллеги из Пермской художественной картинной галереи предоставили нам уникальнейшую композицию – нигде ранее не выставлявшуюся. Её исполнил в 1926 году ювелир, создавший лаконичную аллегорическую историю Первой мировой войны: союзники, противники и участники. Это очень хорошо «легло» на нашу анималистическую карту, которая представлена в виде фотоувеличения и корреспондируется с теми героями и персонажами, которые выполнены из различных камней с большой долей юмора, гротескно и выразительно. Знаменательным фактором выставки является наше ноу-хау: большое количество мультимедийных включений. Эти средства обогащают знания посетителей выставки, потому что каждый конкретный экспонат, благодаря этим средствам, внедрен в исторический контекст, в свою среду. Можно посмотреть, как военные носили головной убор, почему была принята такая, а не другая форма для солдат и т.д. Мы считаем, что выставка удалась, наш коллектив получил большое удовлетворение от проделанной работы».
Два года усилий над проектом «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» позволили международному коллективу его участников подготовить нас к осмыслению, что же такое была эта война для всего мира. О ней Николай Врангель, выдающийся искусствовед, в начале войны записал в дневнике: «Сегодня первый день новой эры в истории всего человечества, война, объявленная Германией России, - не случайный эпизод ссоры и алчности двух держав, а поворотная точка, после которой, быть может, вся Европа переменит свою географическую карту и полная перетасовка понятий и ценностей создаст новый мир».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs