После двух десятилетий однополярного мира, когда Соединенные Штаты вслед за дезинтеграцией СССР, по существу были ведущей державой, определяющей ход мирового развития, ныне происходит переформатирование планетарных структур, создается и уже зримо видны контуры многополярного мира, в котором решения по узловым проблемам современности должны приниматься на основе взаимодействия и договоренностей между государствами и их объединениями, на базе равноправного участия и учета интересов всего человечества.
Несмотря на попытки американской пропагандистской машины, отстаивающей идею однополярного мира, сверхдержавность США уже принадлежит историческому прошлому, ибо наступила новая эпоха – шестого технологического цикла, когда беспрецедентное развитие новых коммуникационных и информационных средств, предопределяет взаимозависимость и взаимосвязь всех стран мира.
Нельзя отрицать, что именно в США были созданы условия (не без помощи утечки мозгов из РФ) для расцвета инновационных технологий. США положили начало формированию постиндустриального уклада и рассчитывали сохранить навсегда свое доминирующее положение. Но на этой заключительной фазе умирания очередной экономической формации высокие достижения НТР и экономического роста сопровождались нарастанием социального неравенства, упадком уровня культуры, ускорения расслоения общества, что дает основание полагать, что в долгосрочном плане роль Соединенных Штатов в мировой экономике, а затем и политики, будет падать. Лауреат Нобелевской премии профессор Принстонского уиверситета Пол Кругман считает, что за последние три десятилетия США вернулись к уровню неравенства, характерному для худших лет раннего индустриализма. В1970 г. президенты 102 крупных компаний получали в 40 раз больше, чем в то время средний рабочий. Ныне эта разница стала в 367 раз больше!
В опубликованном в 2012 году докладе американской многонациональной инвестиционной фирмы «Голдман Сакс», который многие считают даже слишком консервативным, содержится вывод о том, что к 2050 году США будут единственной западной державой, входящей в пятерку крупнейших глобальных экономик мира с ВВП заметно меньшим, чем в Китае. Всемирный банк в своих отчетах делает прогноз, что американский доллар потеряет нынешнее положение доминирующей мировой валюты примерно через десять лет.
Последний ипотечный кризис, переросший в мировой финансовый, расценивают как начало заката неолиберальной парадигмы. Уже многие в европейской политической элите выступают за то, чтобы избавиться от доминирования англосаксонского образца мирового финансирования. Кризис 2008 года поставил под вопрос западную компетентность. Успех «азиатских тигров», рост экономик стран БРИКС нанес удар по западной концепции всемогущества рынка и невмешательства государства. Повсюду в мире зреет разочарование американской моделью. Объективно это совпадает с завершением пятисотлетнего периода евроцентризма, при котором вплоть до конца ХХ столетия группа, так называемых «великих держав», прежде всего, европейских и США («концерт наций»), определяли судьбы земного шара.
Темпы изменений становятся не просто быстрыми, а стремительными (в силу, в том числе, и технических новшеств), и многие правительства просто не успевают идти в ногу со временем, действуют, по мнению известного американского ученого Р. Легволда, «слишком поздно и не в должном объеме».
Мир приближается к очередному перелому истории, который, вероятнее всего, изменит всю планетарную картину и переведет человечество на новые рельсы развития с иными стимулами развития и иными представлениями о ценностях.
ХХ век представлял собой эпоху массового производства. Ей на смену пришла постиндустриальная эпоха, когда движение к успеху определяется сильными научными коллективами людей, имеющих высокое качественное образование, которые генерируют новые идеи и разрабатывают передовые технологии. Компьютерная революция не стоила столь огромных денег, как индустриализация, она требовала участия не массы, а интеллекта.
Дальше – еще больше интеллекта и еще меньше ресурсов?..
Столь часто в последнее время цитируемый американский профессор-историк С. Хантингтон, прославляя мощь США, все же признавал, что «Запад завоевал мир, не благодаря превосходству своих идей, нравственных ценностей или религии (в которую было обращено население лишь немногих других цивилизаций), но скорее, в результате превосходства в использовании организованного насилия». На Западе забыли этот факт, но на Востоке – этого никогда не забудут.
Американское вторжение в Ирак, по сути, положившее начало трагической для народов цепи нескончаемых по сей день столкновений – национальных, этнических, религиозных, экономических, социальных, одновременно глубоко затянуло США в трясину бесконечного конфликта с исламским миром. После Римской империи никогда еще не было такой ситуации, когда одна нация «вытянула щупальца своих притязаний так далеко от своих границ».
Распад СССР привел к крупным потрясениям не только в общественном, государственном, социальном, политическом плане, но и в планетарном.
В январе 2014 года магнитная ось Земли, как утверждают физики, сделала резкий крен, и произошло, видимо то, о чем предупреждали ученые и провидцы: «Природа начинает реагировать на нарушение человечеством ее основополагающих, воедино связанных между собой законов – физических и нравственных. Это проявляется в плане климатическом, создавая страшные тяготы для людей и даже унося человеческие жизни. Повсюду на планете часты аномальные проявления погоды: небывалые морозы, или необычно высокие температуры, непрерывные, более длительные дожди или сушь с пожарами. Климатические колебания усиливают остроту потрясений политических и социальных. Лента новостей – почти сплошная информация о взрывах, столкновениях, убийствах. Мы вошли в эпоху «breaking news».
Сполохи «арабской весны», показавшейся столь обнадеживающей на первых ее этапах, продолжают испепелять Ближний Восток. В Египте новое руководство развернуло жесткую кампанию против объявленной им «террористической», ассоциации «Братьев-мусульман». Прокуратура потребовала смертной казни сотен исламистов. Это вызвало ответную бурную реакцию родственников и сторонников «Братьев-мусульман».
И в ближайшем для России южном ее подбрюшье – в Сирии, при прямом пособничестве Запада отпетые террористы ведут истребительную войну.
Эта, продолжающаяся уже три года гражданская война, приняла столь широкий масштаб и проявила свою беспощадность, вследствие разгоревшейся шиитско-суннитской розни, а это произошло, повторимся, в результате смены власти в Ираке после вторжения США, и разрушения, существовавшего на протяжении последних десятилетий хрупкого, но реального баланса сил в зоне Персидского залива. И все это происходит на фоне резкого ухудшения материального положения большинства населения в условиях полной дестабилизации и распада структур экономики.
Подспудно кипят страсти между правителями в, казалось, незыблемом Совете сотрудничества стран Персидского Залива. Некогда вполне благополучная, даже беззаботная, благодаря нефтяной подушке Ливия, после варварских бомбардировок НАТО разорвана, разорена, затянута в трясину хаоса и разгула террора, который распространяется далее вглубь африканского континента. И во всех других странах региона внутренняя стабильность висит буквально на волоске. Надежды внушает только Тунис, где политические силы – светские и религиозные - сумели подняться над собственными узкими амбициями и выработать договоренности, помогающие поддержать необходимую стабильность, создать условия для восстановления разрушенной экономики.
Но главное – центр мировых процессов переместился неожиданно на Украину, где открылся настоящий фронт противостояния. Там США и Западная Европа выступили с открытым забралом против России.
Цивилизационный разлом в сегодняшнем глобализированном мире становится одной из важнейших форм противоречий. При этом в основе многих противостояний и споров лежит вопрос о ценностях. Западные державы с удивительной легкостью предают забвению прежние гуманные традиционные ценности и ныне пытаются с помощью силы вернуть былую власть и гегемонию. Отсюда и соответственно крутой перелом в мировой политике.
Это – весьма болезненный процесс, поскольку Запад не очень хочет примириться с тем, что он уже не в состоянии диктовать свою волю другим.
Украинский кризис – не простой эпизод, это, видимо, начало достаточно длительной полосы в международных отношениях. Он определяется серьезным цивилизационным разладом, который переживает сегодня мир. А цивилизации вместе с государствами становятся главными субъектами международной деятельности. Весьма примечательно в этой связи заявление нынешнего Генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена 8 мая 2014 года в Таллинне о том, что «цели России противоречат европейским принципам».
Ныне в эпоху глобализации взаимозависимость государств резко возросла: не случайно появилась крылатая фраза, что наша планета напоминает своего рода «небольшую деревню». Одновременно, вследствие новых коммуникационных технологий мы являемся свидетелями процесса сжатия пространства и времени; люди в самых разных частях планеты не могут представить себе жизнь без мобильных телефонов, которые отныне являются таким же необходимым атрибутом, как, скажем, часы.
Все применяемые сегодня новшества качественно меняют нашу жизнь, а предстоящие открытия, которые уже стучатся в дверь, в области биотехнологий, медицины, коммуникаций, энергетики и т.п., безусловно, по-иному выстроят шкалу приоритетов. Например, продолжающееся изменение климата в течение ближайших пятнадцати лет, по прогнозам ученых, может существенно повлиять не только на экономику, но и на образ жизни человечества. Поэтому столь важно, чтобы люди Земли, руководствуясь разумом и знаниями, научились бы воспринимать целостную картину грядущих изменений, смогли бы подняться над сиюминутными проблемами и нуждами и «заглянуть за горизонт».
Пожалуй, самым красноречивым проявлением новых тенденций стали события так называемой «арабской весны», приведшие к отстранению правителей, долгие годы стоявших у власти.
Отсюда – необходимость научных анализов современных процессов, причем это уже дело не свободного выбора, а суровой необходимости. Только опираясь на рекомендации наиболее дальновидных представителей научного сообщества, можно выработать верную линию поведения. Поэтому архиважно использовать этот потенциал для того, чтобы составить прогноз развития событий, хотя бы на ближайшее десятилетие, и на этот срок определить, в чем заключаются фундаментальные интересы России в тех или иных областях.
Как известно, прогнозированием занимаются многие западные мозговые центры, в частности, американская разведка. Но анализ публикуемых ими прогнозов показывает, что зачастую они являются не столько инструментом поиска истины, сколько пропагандистским средством, призванным повлиять на умонастроения других, неамериканских партнеров и оппонентов.
Нам же необходим не только анализ существующих течений и тенденций, но и синтез предполагаемых выводов и заключений, на базе которого мы могли бы выстроить линию на ближайшую перспективу.
Разумеется, главной составляющей нашей внешней политики должно оставаться ближнее зарубежье. При этом надо четко сформулировать цели, которых мы хотели бы добиться в ближайшее десятилетие. Это, прежде всего, создание действенного Евразийского союза.
В среднеазиатском регионе нашим основным партнером и конкурентом в ближайшее время, видимо, станет Китай, а не Запад.
Одной из основных целей на ближайшее десятилетие должно быть выстраивание БРИКС в качестве полноценной международной организации. Это может стать основой будущего миропорядка. Здесь нас ждет немало сложностей и подводных камней. Тем не менее, нашим интересам отвечает дальнейшее расширение «пятерки» путем принятия в нее новых крупных региональных держав.
В этом плане весьма актуален и важен мусульманский компонент, в частности, с учетом того, что в течение ближайшего десятилетия, количество мусульман превысит число христиан всех деноминаций. В связи с этим речь может идти об Индонезии. Полезно, безусловно, привлечение Ирана и Египта, а также Мексики при выработке определенных критериев.
Нам было бы выгодно также участие Нигерии, как крупнейшей нефтеэкспортирующей африканской державы.
Турция – влиятельный региональный фактор, но условием ее вхождения в БРИКС должен стать ее выход из НАТО.
Для стран БРИКС важно в течение десятилетия создать свою валютную систему, может быть, на базе новой валютной единицы, а также свою систему расчетов. На повестке дня должен также стоять вопрос формирования собственного Интернета.
Нынешняя структура Организации Объединенных Наций не отвечает многим новым реалиям сегодняшнего времени. Вместе с тем, ее реформирования добиться крайне трудно, ибо ни Англия, ни Франция не заинтересованы в изменении состава Совета безопасности.
В этих условиях было бы полезным взять на вооружение идею создания новой структуры – Совета цивилизаций, органа, в котором несколько стран могли бы представлять основные цивилизации мира. В рамках этого формата представляется практически возможным развернуть тезис о том, что Россия является самостоятельной уникальной цивилизацией.
Основой для такого рода действий является объективное совпадение ценностных ориентиров всех других цивилизаций, кроме Запада (ни латиноамериканцы, ни китайцы, ни индийцы, а тем более, мусульмане не готовы принять, к примеру, нормы о свободе нравов, однополых браках и т.п.).
Этот новый подход потребует серьезного реформирования нашей внутренней политики во многих областях. В частности, можно указать на следующие три направления:
Во-первых, курс на введение реального самоуправления и выборности местных органов власти с предоставлением им соответствующих полномочий, прежде всего, материальных.
Во-вторых, земельная реформа, предусматривающая передачу активным гражданам в собственность пустующих ныне сельскохозяйственных земель, (а ныне их в России почти 50 млн. га). Эта реформа должна стать реальной основой обеспечения продовольственной безопасности страны. Мы до сих пор не используем имеющиеся у нас реальные преимущества – огромный массив сельскохозяйственных земель и то обстоятельство, что на нашей территории сосредоточена четверть запасов питьевой воды всего мира.
В-третьих, настоятельной необходимостью является скорейшее проектирование и введение в строй современной скоростной магистральной дороги от Санкт-Петербурга до Владивостока, начав соответствующие консультации по этим вопросам со странами Европы и Азии. Эта дорога стала бы своего рода скрепой для всех русских земель.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs