Галицкая Русь и Первая мировая: память вопиет

23:33 03.08.2014 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


2014 год – год трагического юбилея со дня начала Первой мировой войны, которую наши предки называли Второй Отечественной. На Украине об этой войне не вспоминают вовсе, и тому есть причина – соучастие политических украиноманов в геноциде собственного народа, устроенного Австро-Венгрией и Германией.

В 1914 г. тогдашние украинские националисты, окрыленные приходом австро-германских войск, почуяв свободу, с задором принялись уничтожать своих земляков, не разделявших их планы построения расово чистой украинской державы «от Сана до Дона». Концлагерь Талергоф, превращенный в специализированные застенки для уничтожения галицко-русского населения, оставили в народной душе незаживающие рубцы. Воспоминания о муках Талергофа публиковались в галицко-русской среде вплоть до 1930-х гг.(1).

 

 

О страданиях Галицкой Руси и жестоких ранах, нанесенных ей политическими украиноманами в годы Первой мировой войны (массовые расстрелы и повешения, в т.ч., особ духовного звания, женщин и стариков были тогда в порядке вещей) непредубежденным историкам хорошо известно. Хватает и фактологического материала, запечатленного в архивных документах.

Например, в приведенном выше стихотворении Ив. Тернопольского «В нынешни дни» упоминается «Альманах». Имеется в виду «Талергофский альманах» - сборник фотодокументов и иных свидетельств геноцида карпато-русского населения австрийскими войсками и их украинскими союзниками. В 1920-1930-х гг. он издавался львовским Талергофским комитетом, учрежденным бывшими узниками Талергофа, выложен в Сеть и доступен для скачивания.

Возникает вопрос о целесообразности переиздания этого серьезного обвинительного акта, раскрывающего масштабы ужасных преследований и массовых казней карпатороссов украинскими националистами. На фоне происходящих на Украине событий переиздание «Талергофского альманаха», повествующего языком архивных документов, просто необходимо.

В 2014 г. планируется проведение множества памятных мероприятий, так или иначе относящихся к событиям Первой мировой. Не осветить трагическую историю Карпатской Руси в годы той войны было бы признакам неуважения к многотысячным жертвам тогдашнего украинского национализма.

Паралелли событий далекого 1914 г. с событиями 2014 г. поразительны. На сцене – те же политические силы (подстрекаемые Западом украинские экстремисты, с одной стороны, и с другой - тысячи их сограждан, отданных им на заклание за свои русофильские взгляды).

И те же зверские методы: в 1914 г. в Перемышле толпой украинских националистов и венгерскими гонведами были растерзнаны 44 безоружных галицко-русских крестьянина, в т.ч., 16-летняя девушка Мария Мохнацкая. В 2014 г. в Одессе в Доме профсоюзов заживо сожжены 48 жителей города, обвиненные украинскими националистами в том же грехе – русофильстве.

О смерти Марии Мохнацкой известный галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик (1898-1970), сам узник Талергофа, написал трагедию «Маша» (2). В 1930-х она еще ставилась на театральных подмостках Галиции, но затем по сей день предана забвению. Вот как В. Р. Ваврик описывает тогдашнюю ситуацию в Галицкой Руси: «Какъ ни странно и больно, Австрiя нашла сильную поддер­жку въ украинофильской партiи; поголовно вся интеллигенцiя этого направленiя состояла на добровольной, тайной службе безпощадной, нѣмецкой стихiи» (2).

Не пришло ли время переиздать «Машу», вывести ее снова на театральную сцену? Смерть безвинной галицко-русской девушки в далеком 1914 г. послужит убедительной иллюстрацией преступной сути украинской националистической идеологии, которая, как и сто лет назад, несет народам Украины страдания и муки. К слову, югая Маша была не единственной жертвой в семье Мохнацких. Ее брат Феофил был повешен годом ранее, в 1915 г., а отец схвачен жандармами. История украинского движения в Галицкой Руси – это трагедия многих семей, изведенных под корень апологетами независимого украинского государства.

Киевский режим развернул против России информационную войну, в т.ч., на уровне смыслов. Русская цивилизация, Русский мир преподносятся как извечные враги украинского народа и его культуры, а глава СБУ Валентин Наливайченко пугает граждан «православным фундаментализмом», исходящим от России. Но узники Талергофа и Мария Мохнацкая были галичанами – такими же украинцами, как и современные галичане. С тем лишь отличием, что украинскую идентичность они воспрниимали как региональную, и осознавали свои общерусские корни.

Учитывая, что кризис на Украине – это надолго, и в ближайшем будущем исчезновение с политической сцены украинскому национализму не грозит, изучению и распространению материалов о соучастии украинских национал-экстремистов начала ХХ в. в геноциде собственного народа следует придать планомерный и глубокий характер.  

Это не должны быть разовые памятные акции, не оставляющие следа в памяти обычного слушателя. Это должна быть комплексная и многоуровневая работа по систематизации и популяризации исторических сведений о горькой участи галицко-русского народа. Сама тематика тоже масштабна, поскольку вплотную примыкает к т.н. русинскому вопросу на Закарпатье. Закарпатские русины – единственные наследники тех верен, когда вся Карпатская Русь, а не только ее закарпатская часть, придерживались общерусского самосознания. Галичане сравнительно недавно отказались от русинского имени, хотя имеется предостаточно доказательств, что, прежде, чем стать украинцами, галичане называли себя галицкими русинами.

Старательное и систематическое изучение карпато-русского вопроса принесет Русскому миру лишь пользу: позволит на исторических примерах подчеркнуть неизменно агрессивную роль украинского национализма; показать общерусские корни тех, кто сегодня мнит себя народом, с русскими ничего общего не имеющим; заполнить пробел в исторических знаниях широкой публики, мало осведомленной о трагических событиях прошлых веков в Галицкой Руси.

 

1)       «Веночек стихотворений» (Львов, 1932 г.)

2)       В. Р. Ваврик «Маша» (Львов, 1933)

Ключевые слова: карпаторусизм украинский национализм

Версия для печати