Текущие события на Украине заставляют вспомнить о таком ярком политическом и культурном явлении как карпаторусизм. Карпаторусизм в изначальном узком смысле означал идеологию триединства русского народа, которой придерживались деятели русинского движения на Закарпатье.
В более широком контексте его иногда называют западнорусизмом в смысле общерусской идеологии жителей всей нынешней Западной Украины, не принимавших украинскую идентичность в её русофобском политическом изводе. Проще говоря, карпаторусизм, он же западнорусизм - это когда жители Галичины, Буковины, Закарпатья считали себя русскими.
Не удастся дать подробный хронологический и терминологический анализ этого явления в сжатой статье. Интересующихся отошлём к предыдущим материалам на эту тему (1,2,3,4). Цель данной статьи - контурно обозначить мировоззренческую и политическую основу западнорусизма, показав актуальность этого вопроса для сегодняшнего дня.
Период наибольшей активности западнорусского течения пришёлся на XIX в. Это обусловлено историческими условиями существования под австрийским и польским господством населения Западной Руси, под которой понимались нынешняя Западная Украина и Западная Белоруссия. Это был период навязывания украинской идентичности населению Галичины, Буковины, Закарпатья, в т.ч. посредством репрессий, вплоть до смертной казни, в отношении тех, кто оставался верен общерусской идентичности (таких называли твердорусами).
В период массовой эмиграции из Галичины в Северную Америку в 1880-х - начале 1900-х годов карпаторусы появились в США и Канаде. На новой родине они открывали свои газеты и журналы ("Карпаторусское слово", "Лемковщина", "Прикарпатская Русь" и др.), учреждали карпаторусские братства и церковные организации. В годину Великой Отечественной войны американские карпаторусы занимались сбором пожертвований для Советского Союза. В своём кругу они даже называли Америку Американской Русью.
В годы холодной войны спецслужбы США и Канады, сделав ставку на украинский национализм и ОУН-УПА, практически полностью нивелировали идеологическое влияние карпаторусских организаций. При этом потомки карпаторусов, сами в большинстве будучи уже полностью англоязычными, до сих пор придерживаются общерусских взглядов.
К сожалению, богатая на драматические события карпаторусская история не входит в российские школьные учебники. О проблеме невнимания к западым русским говорилось и в XIX в. Как тогдашние россияне, так и сегодняшние, больше осведомлены об истории Европы или Индии, но не о героической истории самой западной ветви русского народа, представители которого сформировали в составе Белой армии в 1918-1919 Карпаторусский отряд, в годы Великой Отечественной шли в советские партизаны. Это тем более странно, что ряд карпаторусских церковных деятелей, страдавших о единстве русского народа "от Попрада до Владивостока", причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Карпаторусы пережили несколько волн массовых убийств: в Первую мировую от рук австрийцев и украинских националистов (лагеря Талергоф и Терезин), во Вторую мировую - от рук польских националистов из Армии Крайовой и украинской ОУН-УПА. Их убивали за то, что они не хотели быть поляками и национал-украинцами, оставаясь русскими. Напомню, это были уроженцы нынешних Львова, Тернополя, Ивано-Франковска, Луцка, Ровно, т.е. самых на сегодня пробандеровских регионов самостийной Украины.
Такая смена населением этих регионов политических идеалов произошла из-за того, что, во-первых, сначала австрийцы, поляки и ОУН-УПА уничтожали карпаторусов физически. Быть западным русским было банально опасно для жизни. Во-вторых, при советской власти за карпаторусские взгляды, к сожалению, можно было сесть тюрьму. СССР взял курс на создание хоть и дружественной русским, но отдельной украинской нации. Карпаторусы со своим триединством русского народа в эту идеологию советской власти не вписывались.
В независимой Украине карпаторусская идея тоже под запретом, могилы галицко-русских активистов (так их называли Галиции) во Львове и др. западноукраинских городах в лучшем случае заброшены.
Таким образом, этот народ находился под непрерывным давлением на протяжении нескольких веков. В свое время посещения в поисках архивных материалов о карпаторусизме библиотек Киева и Львова автору сих строк сообщили, что старинные издания на эту тему намеренно прячут в пыльных запасниках или просто уничтожают.
Всё уничтожить пока не успели и, на мой взгляд, важно ввести эту тему в курс истории в школах России. Это особенно важно для жителей новых регионов (Запорожская, Херсонская области), которые не знают, что львовянин XIX в. считал себя таким же русским, как и житель современного Хабаровска.
Карпаторусизм даёт понять, что Украина - это политический новодел, как и украинцы, если под ними понимать отдельный от русских народ.
Приходится признать, что если бы вместо идеологии ОУН-УПА на постсоветской Украине главенствовала карпаторусская идеология, не было геноцида жителей Донбасса и СВО со стороны киевской власти.
Без карпаторусизма, проливавшего кровь за свою русскость, история Россия будет неполной. Это слишком масштабное явление в жизни России, чтобы позволить поколению молодых россиян о нём забыть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43/2014-g/pervaya-mirovaya-vojna-karpatorusizm-i-politicheskoe-ukrainstvo/942-prostranstvenno-vremennye-masshtaby-karpato-russkoj-idei.html
- https://interaffairs.ru/news/show/26812
- https://interaffairs.ru/news/show/28507
- https://interaffairs.ru/news/show/10894
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs