ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

О востребованности информационных материалов западнорусской тематики для современной Украины

14:55 28.03.2014 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В последнее время возрастает количество публикаций, посвященных западнорусской тематике. О западнорусизме пишут все чаще, и пишут как публицисты, так и ученые, как его сторонники, так и противники.

Западнорусизм – это научно-общественное и культурно-идейное течение, рассматривающее русских (великороссов), украинцев (малороссов) и белорусов, как единый русский народ. Это не идеология, как может показаться некоторым, а идея. И эта идея – не привнесенный извне и загодя заготовленный пропагандистский продукт, а автохтонное явление западнорусской жизни.

Под Западной Русью, в данном случае, следует понимать земли Украины и Белоруссии, пребывавшие долгое время под властью иностранных государств – Речи Посполитой, Венгерского королевства, Австро-Венгрии и Чехословакии. На самых западных рубежах (Западная Украина и Западная Белоруссия) многовековое и беспрерывное нахождение под иноземным ярмом способствовало цивилизационному отдалению и культурно-политическому отчуждению западнорусского населения от остальной Руси, и полной либо частичной ассимиляции западнорусского этнического элемента.

Патриотическая западнорусская интеллигенция развернула при идейной поддержке простого народа масштабную кампанию по укреплению и сбережению русской культуры и русских традиций, как и русской идентичности, жителей Западной Руси. Пика эта кампания достигла в XIX – нач. ХХ вв., когда еще значительная часть западно-украинских жителей, как и западно-белорусских, продолжали считать себя частью большого русского народа.

Мы не будем останавливаться на исторических перипетиях этого процесса, как и на причинах его насильственного упадка. Отметим только, что сейчас наблюдается процесс возрождения  западнорусского интеллектуального наследия, как в Белоруссии, так и на Украине. В случае Украины местным вариантом западнорусизма является карпаторусизм (от словосочетания «Карпатская Русь», под которой понимаются земли всей Западной Украины – от Закарпатья до Буковины).  Как украинский карпаторусизм и белорусский западнорусизм зарождались и развивались вместе, так они вместе возрождаются сегодня. Это параллельный процесс, свидетельствующий о связности всех частей Русского мира, которые живут и дышат в унисон.

В Белоруссии этот процесс идет живее и глубже. Западнорусской тематикой занимаются там историки и языковеды, литераторы и богословы. Можно сказать, что белорусский западнорусизм прокладывает себе дорогу на влиятельные информационные площадки, хотя до его полного пришествия туда еще далеко.

На Украине карпаторусизм остается пока еще явлением малоизученным, а о внимании к нему университетских кругов нет речи. Усиленная украиноцентричная пропаганда, от университетских аудиторий до телепередач, формирует у украинской молодежи искаженное представление об истории собственной страны. Эта история подается в половинчатом виде, когда выпячивается ее одна сторона (украинское националистическое движение), а другая – замалчивается (карпаторусизм).

Но даже в таких условиях наблюдается рост интереса к данной тематике среди украинских пользователей Глобальной Сети (подавляющее большинство материалов о карпаторусизме публикуются на интернет-сайтах).

Для наглядной иллюстрации приведем статистику посещаемости белорусского ресурса историко-просветительской направленности «Западная Русь» (http://zapadrus.su). «Западная Русь» уверенно вошел в пятерку самых посещаемых сайтов Белоруссии, и является единственным, профессионально специализирующимся на западнорусской тематике. В число авторов входят историки, геополитики, литературоведы, филологи, православное духовенство, причем не только из Белоруссии, но и стран СНГ. «Западная Русь» публикует статьи не только о белорусском западнорусизме, но и об украинском карпаторусизме, а также сопутствующие материалы.

Данные за 1-15 ноября 2012 и 2013 гг.

2013 г.                                                                          2012 г.

1.

г. Киев

565

1.

г. Киев

431

2.

Донецкая обл

171

2.

Одесская обл

131

3.

Харьковская

131

3.

Донецкая

127

4.

Крым

107

4.

Харьковская

113

5.

Львовская

103

5.

Сумская

105

6.

Одесская

95

6.

Днепропетровская

102

7.

Днепропетровская

91

7.

Крым

80

8.

Кировоградская

85

8.

Львовская

75

9.

Луганская

52

9.

Запорожская

67

10.

Закарпатская

51

10.

г. Севастополь

59

11.

Черкасская

51

11.

Кировоградская

47

12.

Хмельницкая

37

12.

Луганская

38

13.

г. Севастополь

37

13.

Ивано-Франковская

37

14.

Сумская

35

14.

Закарпатская

28

15.

Запорожская

34

15.

Николаевская

21

16.

Николаевская

32

16.

Винницкая

18

17.

Волынская

27

17.

Житомирская

18

18.

Ровенская

20

18.

Полтавская

17

19.

Ивано-Франковская

18

19.

Хмельницкая

17

20.

Черновицкая

17

20.

Черкасская

17

21.

Житомирская

14

21.

(не установлено)

14

22.

Полтавская

13

22.

Херсонская

13

23.

Херсонская

13

23.

Ровенская

12

24.

Тернопольская

12

24.

Киевская

8

25.

Винницкая

11

25.

Тернопольская

7

26.

Черниговская

6

26.

Черниговская

6

 

Фиолетовым цветом выделены западно-украинские регионы, красным – Волынская обл., в 2012 г. в статистике не присутствовавшая. 

Анализ данных показывает стойкую тенденцию к увеличению числа читателей практически из всех областей Украины. Юго-восток с его традиционной пророссийскостью демонстрирует повышенный интерес к западнорусской тематике. Несколько отстают от юго-востока в этом отношении центральные области. Запад страны, где господствующим мировоззрением является националистическая идеология в ее крайних формах, демонстрирует пониженный уровень заинтересованности западнорусизмом на фоне остальных регионов, но имеет стойкую, хоть и малочисленную аудиторию тех, кто западнорусизмом, все-таки, интересуется. Численность этой аудитории за год увеличилась, и есть основания полагать, будет увеличиваться и впредь.

Следует учитывать, что западно-украинские читатели не всегда свободно владеют русским языком, и потому чтение научных и публицистических материалов со сложным стилем изложения может представлять для них трудность. Тем не менее, за период 1-15 ноября 2013 г. число западно-украинских посетителей сайта «Западная Русь» увеличилось более чем на 100 человек по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. В сумме количество читателей с Украины колеблется в пределах 18-20% от общего числа посетителей сайта. Россия и Белоруссия идут здесь приблизительно в ногу: 40% посетителей – из России, 35% - из Белоруссии.

Приятной неожиданностью стала статистика по Польше. Западнорусские материалы все больше привлекают читателей из приграничных польских воеводств, где традиционно велика численность этнических украинцев и белорусов.

1-15 ноября 2013 г.                                            1-15 ноября 2012 г.

1.

Подкарпатское воеводство

89

1.

Мазовецкое воеводство

36

2.

Мазовецкое

46

2.

Подляское

9

3.

Подляское

17

3.

Силезское

8

4.

Малопольское

14

4.

Малопольское

7

 

Больше всего посетителей – из Подкарпатского воеводства, где наблюдается идеологическое противостояния поляков и местных украинцев, в большинстве своем – потомков боевиков ОУН-УПА. Это противостояние вылилось уже на улицы городов. В сентябре 2013 г. в польском Перемышле группа инициативных граждан потребовала переименования ул. Иосафата Коцыловского в ул. Василия Масцюха. Улица им. И. Коцыловского  названа в честь униата-бандеровца, сотрудничавшего с гитлеровцами. Инициаторами увековечивания памяти нацистского коллаборациониста выступило местное отделение Союза украинцев Польши.

Василий Масцюх тоже был униатским священником, но карпато-русских взглядов. Он выступал за сохранение этнической самобытности лемков, окружённых польско-католическим «морем», и атакуемых агрессивными украинизаторами. Общественность Перемышля уверена, что именно благодаря духовной деятельности о. Василия на Лемковщине не было конфликтов, подобных Волынской резне 1943 г. Поразительно, что пример Киеву подает Польша, в то время как на Украине о присвоении улице имени какого-нибудь карпато-русского деятеля нет и речи.

В приведенной таблице перечислены только те воеводства, где наблюдается наибольшее количество посетителей. В целом же, читатели западнорусских материалов есть по всей Польше, хотя их число незначительно. Не будем забывать, что польские посетители сайта «Западная Русь» вынуждены читать материалы на русском языке.

Западнорусская идея способна перешагнуть искусственно возведенные государственные границы между восточнославянскими республиками бывшего СССР. Свое воздействие она способна оказать и на приграничные воеводства Польши, внеся свой вклад, пусть и ограниченный, в борьбу с необандеровской идеологией. Характерно, что во время острой фазы противостояния на киевском Евромайдане ежедневное количество посетителей сайта «Западная Русь» достигало 2 000 чел.

Необходимо предоставить читателям возможность удовлетворить свой интерес к западнорусской тематике. Следует способствовать популяризации западнорусской идеи, обращая на нее внимание научных кругов Украины, появлению качественных и глубоких публикаций на эту тему.

Необходимо акцентировать внимание аудитории на том, что карпато-русская традиция вбирала в себя украинскую народную культуру со всей её спецификой, и была причастна наднациональному культурному ареалу, который принято называть общерусским. И делала это гармонично и бесконфликтно. Конфликтность сюда привнёс украинский национализм, идеологически «ампутировавший» самого себя от общерусского «тела» и объявивший этот «обрубок» венцом культурно-политического совершенства.

Важно подчеркивать, что карпаторусизм на Украине – это не локальное и одиночное явление, инспирированное извне иностранными политтехнологами, а традиция, присутствовавшая во все века, вплоть до ее жестокого искоренения во время австрийско-мадьярского террора в годы Первой мировой и, затем, советизации Украины, когда этноним «малоросс» было приказано забыть. Украинский карпаторусизм и белорусский западнорусизм – близнецы-братья. У них были общие корни, общие цели и общие средства борьбы с инокультурным засильем. Западнорусская жизнь – общее достояние украинского и белорусского народов.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати