Уважаемые дамы и господа,
Мы с Э.М.Мамедъяровым провели очень полезные переговоры. Азербайджан – наш стратегический партнер. Мы развиваем отношения на основе принципов дружбы, добрососедства, равноправия и взаимной выгоды. Эти принципы складывались веками, мы должны их преумножать и передавать грядущим поколениям.
Наше сотрудничество интенсивно развивается не только в двустороннем формате, но и по различным многосторонним направлениям, включая проблемы стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.
Как сказал Э.М.Мамедъяров, в основе нашей работы лежат договоренности, достигнутые в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Азербайджан в августе 2013 г. Идет интенсивный обмен делегациями - только в июне с.г. в Азербайджане планируется проведение целой серии мероприятий с участием российских представителей исполнительной и законодательной власти. Встречный поток делегаций направляется и в Россию. В ближайшее время в Габале пройдет российско-азербайджанский региональный форум, для участия в котором прибудут более 200 представителей из 25 субъектов Российской Федерации. На октябрь с.г. запланирован Бакинский международный гуманитарный форум, который проводится под патронатом президентов двух наших стран. Мы с удовлетворением отметили, что подготовка идет полным ходом.
У нас налажен регулярный диалог по региональным и международным проблемам. Мы коснулись ситуации в карабахском урегулировании. Приветствовали состоявшуюся осенью прошлого года очередную встречу президентов Армении и Азербайджана в Вене. Отметили усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ по продвижению в деле оформления пониманий, достигнутых президентами. Чем скорее мы согласуем последовательность практических шагов, которая позволит разрядить обстановку и перейти к устойчивому урегулированию, тем будет лучше для Армении, Азербайджана и всего Кавказского региона.
Мы затронули и ситуацию на Украине. Там происходят трагические события – гибнут люди, оказываясь в зоне боевых действий, страдают ваши коллеги–журналисты, как это произошло вчера с двумя корреспондентами ВГТРК. Подтверждаем наши соболезнования и солидарность с теми, кто работают в зоне боевых действий. Считаем что, это лишний сигнал в пользу того, чтобы немедленно прекратить огонь и приступить к разрядке обстановки или - как говорят - деэскалации ситуации, к переговорам на основе предложений, содержащихся в Женевском заявлении от 17 апреля с.г. и в «дорожной карте» Действующего председателя ОБСЕ.
Мы обменялись мнениями по ситуации на Ближнем Востоке – в Сирии, Ираке и вокруг этих стран – так как, во-первых, мы находимся достаточно близко от этого тревожного региона, а, во-вторых, там сейчас поднял голову международный терроризм, и те, кто пополняют его боевые дружины, не успокоятся на том, чтобы только там продвигать свои вредные планы. Это наша общая задача, потому что представляет угрозу для всех – для России, Азербайджана, Европы. Договорились активизировать контакты по всем направлениям с целью антитеррористического взаимодействия.
Рассмотрели проблематику сотрудничества на Каспии в контексте подготовки 4-го Каспийского саммита, который запланирован на конец сентября с.г. в Астрахани. Обсудили ход подготовки итоговых документов этого важного мероприятия.
Договорились расширять сотрудничество в рамках международных организаций - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, где Азербайджан председательствует в Комитете министров. Рассчитываем на тесное сотрудничество и в других многосторонних форматах.
Я весьма удовлетворен итогами переговоров и выражаю моему коллеге и другу искреннюю признательность за традиционное гостеприимство.
Вопрос: Верховная Рада Украины на днях собирается обратиться к Президенту П.А.Порошенко с просьбой ввести военное положение в Донецкой и Луганской областях. Как, по Вашему мнению, это скажется на ситуации в регионе, и приведет ли к той самой деэскалации, о которой так много говорится?
Кроме того, не могли бы Вы прокомментировать информацию, что П.А.Порошенко предлагает в одностороннем порядке объявить прекращение огня, чтобы «сепаратисты», как он их называет, на Востоке Украины сдали оружие.
С.В.Лавров: Что касается идеи объявить военное положение, я не вижу, каким образом это может привести к деэскалации. Напротив, военное положение вводится для того, чтобы еще больше развязать властям руки, еще больше полагаясь на грубую военную силу для подавления протестов на Юго-Востоке. Поэтому я рассчитываю на благоразумие Верховной Рады, хотя, повторю, ничего нельзя исключать. Мы видели слишком много проявлений небывалой агрессивности нынешних украинских руководителей.
То же самое касается одностороннего прекращения огня. Если эта инициатива направлена на то, чтобы прекращение огня стало всеобъемлющим, и ополченцы, выступающие против власти, могли также проявить добрую волю; если за этим последовали бы переговоры, приглашение к ним представителей Юго-Востока, то, я думаю, это стало бы как раз тем шагом, который обещал предпринять Президент Украины П.А.Порошенко и которого мы все, в общем-то, от него ожидаем. Либо все это сформулировано как одностороннее прекращение огня на определенный период, чтобы ополченцы могли сдать оружие, а потом, как кто-то в Киеве обещал (они там соревнуются в воинствующих заявлениях), их всех пожизненно посадить в тюрьму. А еще я слышал вариант, что такое временное прекращение огня нужно для того, чтобы «сепаратисты» покинули территорию Украины. Это уже близко к этническим чисткам, если русскоязычному и этнически русскому населению предлагается покинуть страну и если власти не хотят учитывать его законные требования. Я даже читал перепечатку из одной украинской газеты, что параллельно планируется переселить на Юго-Восток до 250 тысяч граждан Украины из западных областей. Это, знаете ли, достаточно серьезная социальная инженерия.
Если это правда, то подобные замыслы расходятся с тенденциями современной европейской цивилизации, которые заключаются в необходимости для всех жить при уважении этнических, языковых, культурных, гуманитарных, религиозных традиций. Говоря о европейских ценностях, даже то, как украинские представители вели переговоры по газу - исключительно ультимативно, не проявляя никакой переговорной культуры - они это делали совсем не по-европейски. Так ведут себя те, кто, наверное, уверовал в свою исключительность или в исключительность своих покровителей. Отсюда рождается вседозволенность. Это все звенья одной цепи: и абсолютно возмутительная бескомпромиссная ультимативная позиция на переговорах, и замыслы решить конфликт на Юго-Востоке путем введения военного положения либо путем ультиматумов по отношению к своим гражданам.
Вопрос: Россия приглашает вступить Азербайджан в ЕврАзЭС. Как будет решаться в рамках этой организации конфликт в Нагорном Карабахе, в случае вступления Азербайджана?
С.В.Лавров (отвечает после Э.М.Мамедъярова): Никакого формального приглашения Азербайджана в Таможенный союз или в создаваемый Евразийский экономический союз не было. Но в контактах наших руководителей, касаясь темы экономического сотрудничества, мы всегда отмечаем, что будем рады любому нашему партнеру, который проявит интерес к сближению с Таможенным, а впоследствии - с Евразийским экономическим союзом.
Нагорнокарабахская проблема не имеет отношения к процессам евразийской экономической интеграции, которые сейчас проходят между Россией, Казахстаном и Беларусью и к которым в ближайшее время подключается Армения после подписания соответствующих документов. Эти процессы идут на территории государств, входящих в Таможенный союз. Нагорный Карабах не является таким государством, он представляет собой предмет международных переговоров, которые ведутся на основе целого ряда согласованных сторонами принципов. Армения уже заявила о своем участии в ВТО в рамках признанных ООН границ, и не на какие другие границы она не претендует. То же самое будет происходит и в отношении Евразийского экономического союза.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs