Москва и Киев провели семь встреч высшего уровня со времени недавнего президентства Виктора Януковича. Рекордные темпы взаимодействия дали главные результаты - партнёрские, добрососедские, стратегические отношения Украины и России восстановлены. Об этом заявили президенты обеих стран по итогам рабочего саммита 17-18 мая, выразив надежду на положительный эффект от работы «на износ» уже в этом году. Стороны договорились создать специальный план координации нашего социально-экономического развития на перспективу в десять лет.
Интенсивность встреч обусловлена обоюдным желанием наращивать торгово-экономическое развитие наших стран. А взаимовыгодными и для России, и для Украины являются такие направления как топливно-энергетический комплекс, в том числе - атомная энергетика, судо- и авиастроение, космическая промышленность. Эти отрасли – очевидные приоритеты, но есть и сельское хозяйство, и финансовая, гуманитарная сферы, и многое другое из реалий сегодняшнего дня, в чём наши страны готовы к тесной кооперации вплоть до работы на рынках третьих стран. Главная цель – рост и конкурентоспособность экономик России и Украины.
Президент России Дмитрий Медведев в интервью украинским СМИ накануне поездки в Киев подчеркнул, что двусторонний товарооборот за три месяца этого года в 7 млрд. долларов – лишь «первая ласточка» надежды на то, что уже в этом году он поднимется на уровень 35 млрд. долларов как минимум. Однако к завершению визита стороны смело заявляли об увеличении названной суммы уже в ближайшей перспективе до 100 млрд. долларов. Основанием тому стал российско-украинский форум деловых кругов обеих стран. Россия не против того, чтобы Украина, вытесненная в последние пять лет с энергетических, прежде всего, газовых рынков Средней Азии, восстановила свои позиции. Тем более именно в энергетике у нас – ряд крупных совместных проектов.
Немного конкретики. В авиастроении есть потенциал сотрудничества по всей линейке авиационных продуктов, которые будут разрабатываться совместно ГАК «Антонов» и Объединённой авиастроительной корпорацией. Речь идёт обо всех машинах, которые уже изготовлены и «поставлены на крыло», а также о перспективных. Это и «Ан-140», «Ан-148», «Ан-158», в перспективе – «Ан-70» и «Ан-124». Сегодня надо думать и о технике, которая будет востребована на авиарынке через 10–15 лет. Речь идёт о цифровых моделях самолётов. Кстати, в рамках визита подписан документ по системе ГЛОНАСС. Это взаимовыгодная работа, которая позволит задействовать соответствующую систему на Украине с использованием современных технологий. По судостроению стороны договорились, что Россия достроит крейсер «Украина».
Это тесно увязано с защитой национальных интересов, прежде всего – безопасностью, но не только собственной и друг друга, а также и общеевропейской и даже евроатлантической. Лидеры России и Украины приняли совместное заявление по вопросам европейской безопасности. В нём, в частности, отмечается, что «исторические перемены в мире создают благоприятные условия для создания на европейском континенте общего партнёрства безопасности –не через использование вооружённых сил или угроз, а через дипломатию и диалог на основе взаимного доверия и уважения».
Вместе с тем, отмечается в совместном Заявлении по безопасности, Россия и Украина поддерживают строительство гармоничного миропорядка. В документе подчёркнута центральная координирующая роль сильной ООН для решения общих проблем. А неотъемлемой частью нового миропорядка должно стать единое пространство безопасности и стабильности от Ванкувера до Владивостока. Стороны также согласились, что такой подход может стать основой для развития конструктивного диалога по широкому спектру вопросов безопасности. Это и контроль над вооружениями, и меры доверия, выработка общих критериев урегулирования конфликтов исключительно мирными средствами на основе международного права и противодействие глобальным угрозам безопасности.
Лидеры приняли и совместное заявление по приднестровскому урегулированию. Российская Федерация и Украина, выступающие в качестве посредников и стран-гарантов справедливого и всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы, подтверждают свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям. Они считают неотъемлемыми составляющими урегулирования укрепление доверия между Республикой Молдова и Приднестровьем, обеспечение стабильного социально-экономического развития в регионе, дальнейшее становление институтов гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека в соответствии с нормами и принципами международного права.
Важным стал документ и по Черноморскому флоту. В нём отражено большое значение в укреплении безопасности на Чёрном море развития сотрудничества прибрежных государств в рамках существующих и возможных новых инициатив военно-политического характера, включая Документ о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Чёрном море, Соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», сотрудничество в рамках операции «Черноморская гармония». В соглашении подчёркивается также, что дальнейшее расширение и укрепление двустороннего сотрудничества между сторонами в духе добрососедства и дружбы отвечает коренным интересам их народов и является важным фактором стабильности, безопасности, развития и процветания в Черноморском регионе. А далее – чисто практические шаги: развитие двустороннего диалога по безопасности в черноморском регионе, расширение взаимовыгодного сотрудничества между Черноморским флотом РФ и Военно-Морскими Силами Вооружённых Сил Украины и т.д.
Эти новые инициативы Дмитрия Медведева и Виктора Януковича по безопасности в Черноморском регионе и по урегулированию приднестровской проблемы основаны на принципе коллективных и согласованных действий всех заинтересованных сторон. Почему? Потому что коллективный принцип решения геополитических проблем и вопросов безопасности будет определяющим в том мире, который сформируется после нынешнего глобального финансово-экономического кризиса.
За рамками российско-украинского рабочего саммита остались многие нерешённые вопросы двустороннего взаимодействия. Это и проблемы миграционной политики, и региональное сотрудничество, и делимитация нашей водной границы, и далее по списку. Но есть регламент, и есть нечто большее – обоюдное желание к сотрудничеству, которое и побуждает наши страны идти на прорыв, отмечая не без горечи, как много потеряно и оборвано связей со столь дорогим для России стратегическим партнёром – Украиной.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs