Со времени первого саммита лидеров БРИК в Екатеринбурге прошло 5 лет. Результатом многолетней коллективной работы объединения стало динамичное развитие секторального сотрудничества между его участниками, укрепление международного авторитета группы, расширение ее состава (вступление ЮАР в 2011 г.). Группа БРИКС стала реальным фактором современных международных отношений.
Политику России на площадке БРИКС следует охарактеризовать как активную. Осознавая стратегическую значимость этой платформы для внешней политики страны, руководство России выступало за концептуальный и системный подход к развитию объединения, его формированию в качестве устойчивого механизма координации практических позиций участников. Инициативы России поддерживаются партнерами по группе – они детально выверены, имеют прочное обоснование и отвечают интересам каждой страны-участницы объединения.
Председательство России в БРИКС стартует в 2015 г. Проведение саммита лидеров планируется в г. Уфа, Республика Башкортостан. Уфимский саммит призван придать новый импульс деятельности группы, продемонстрировать лидерский потенциал России на площадке БРИКС.
Повестка председательства России в БРИКС
Содержательное наполнение повестки дня, разработка общей темы и приоритетов председательства России в группе БРИКС имеют определяющее значение для эффективной и уверенной работы «пятерки» в 2015 году. Российское председательство, с одной стороны, должно обеспечить преемственность дискуссий по всем вопросам уже сложившейся повестки с целью максимизации качества выполнения ранее принятых обязательств. С другой – следует инициировать рассмотрение принципиально новых тем, способных придать динамизма общей работе объединения.
В период председательства России в группе БРИКС уместно рассмотреть возможность разработки стратегии внешних связей или аутрич-стратегии председательства. В качестве одной из основных целей стратегия могла бы определять необходимость привлечения внимания к концептуальным проблемам развития мировой экономики со стороны представителей предпринимательского и академического сообществ, молодежи, гражданского общества, а также профсоюзов стран БРИКС. Акцент на укрепление взаимодействия в различных аутрич-форматах, демонстрировал бы стремление группы БРИКС придать процессу принятия глобально значимых решений большую прозрачность и инклюзивность.
Общая тема председательства России в БРИКС должна охватить глобальную проекцию деятельности группы, потенциал позитивного влияния на мировую экономику и международные отношения, необходимость изменения баланса цивилизаций в сторону более гармоничного и равноправного их взаимодействия. Подходы к интерпретации формулировок темы могут быть разнообразны, однако представляется наиболее уместным следующий вариант: «Многообразие БРИКС для межцивилизационного диалога и гармонии». Указанная формулировка отражает способность группы БРИКС оказывать влияние не только на глобальные политико-экономические процессы, но и на гуманитарное измерение международных отношений.
Приоритеты председательства России должны включать широкий круг международных проблем, прорабатываемых как на уровне объединения, так и в странах-участницах. Представляется уместным разделить общую повестку на 4 ключевых приоритетных направления: 1) гармонизация межцивилизационного и гуманитарного диалога; 2) реформа системы международных отношений и институтов глобального регулирования; 3) реформа международной финансово-экономической архитектуры; 4) императивы оптимизации механизма БРИКС.
В рамках 1-ого приоритета лидеры БРИКС могли бы обсудить комплекс мер по активизации гуманитарного и культурного сотрудничества между «пятеркой» и третьими странами, развитию гражданской дипломатии с целью изменения существующего информационного фона.
Представляется возможным обсудить запуск платформы взаимодействия между БРИКС и формирующимся Евразийским экономическим союзом. В Декларации о евразийской экономической интеграции[0] отмечается, что стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз (ЕЭС). Концепция внешней политики Российской Федерации[1], Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»[2], определяют евразийскую интеграцию как приоритет внешнеполитической деятельности России, акцентируют важность углубления сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и создания к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза. Учитывая приоритетный характер запуска ЕЭС для России и стран-партнеров, а так же совпадение времени запуска ЕЭС и председательства России в БРИКС, акцентируя существование евразийского блока БРИКС (Россия, Китай и Индия), предлагается сформировать автономную контактную платформу на уровне «БРИКС-Евразийский экономический союз» для разработки возможностей участия стран БРИКС в отдельных направлениях работы Евразийского экономического союза.
В рамках 2-ого приоритета (реформа системы международных отношений и институтов глобального регулирования) лидеры могли бы обсудить вопросы реформирования ООН (прежде всего, Совета безопасности), оптимизации системы международного права, проблему противодействия региональным кризисам и вопросы глобальной безопасности.
В рамках 3-го приоритета (реформа международной финансово-экономической архитектуры) представляется важным вынести на повестку проблему перераспределения квот в МВФ и Всемирном банке. Лидеры БРИКС могли бы акцентировать важность отказа от архаичной традиции распределения должностей в ведущих международных финансовых организациях по принципу национальной принадлежности – руководство МВФ и ВБ должно избираться на основе деловых качеств номинируемого кандидата.
Обсуждение темы восстановления роста мировой экономики и создания рабочих мест в рамках 3-го приоритета обеспечит преемственность концепции российского председательства в БРИКС с приоритетами председательства России в «Группе двадцати» в 2013 г. Неопределенность процесса восстановления мировой экономики актуализирует рассмотрение новых инструментов стимулирования экономического роста и создания рабочих мест.
Между тем в рамках 3-го приоритета уместно обсудить вопросы международного финансового регулирования и проблему диверсификации корзины резервных валют.
В рамках 4-го приоритета (императивы оптимизации механизма БРИКС) представляется важным организовать дискуссии лидеров на тему базовых направлений внутреннего развития механизма группы. Дискуссия по теме предполагает рассмотрение промежуточных итогов работы функционального механизма объединения в период председательства России (углубление взаимодействия по существующим секторальным направлениям, рассмотрение возможности создания новых форматов).
Результаты обсуждения по указанным темам могли бы найти свое отражение в Уфимской декларации лидеров по итогам всех мероприятий российского саммита БРИКС.
Инициативы России в период председательства в 2015 г.
Есть целый ряд конкретных направлений, по которым Россия могла бы выступать инициатором углубления взаимодействия в рамках группы на период своего председательства. БРИКС - свободная геометрия, которая нуждается в прогрессивном формальном и содержательном наполнении. Новые направления интенсификации сотрудничества между партнерами по «пятерке» способны дать дополнительный импульс процессу институционализации объединения. В частности, они могли бы найти свое отражение в Плане действий российского саммита БРИКС.
В области институционализации государственных форматов Россия может выступить инициатором следующих значимых проектов:
1. создание формата встречи министров культуры на уровне БРИКС. Страны БРИКС обладают самобытными культурами, представляют различные цивилизационные ареалы. В этой связи культурный диалог представляется взаимовыгодным. Данный формат позволил бы содействовать формированию достаточных импульсов для развития договорно-правовой базы взаимодействия «пятерки» в области культуры. Представляется важным координировать позиции, а затем выступать с коллективными инициативами на площадках международных организаций, ответственных за культуру (прежде всего, ЮНЕСКО);
2. создание формата встречи руководителей национальных министерств и ведомств, ответственных за противодействие чрезвычайным ситуациям. Обеспечение интеллектуального и организационного лидерства МЧС России в указанном процессе. Разработка механизма взаимодействия стран БРИКС в случае возникновения чрезвычайной ситуации в стране-участнице группы. Инициатива о создании совместного фонда взаимопомощи и разработка договорно-правовой базы на указанном направлении.
3. создание межгосударственной (межпарламентской) рабочей группы, в компетенцию которой войдет разработка концепции создания Парламентской ассамблеи БРИКС. Несмотря на символический характер предложенного образования, последний мог бы стать важным дополнительным институтом доверия между политическими элитами пяти стран, способствовать обмену лучшими законотворческими практиками среди представителей национальных парламентов БРИКС.
В области национальных финансов:
4. разработка аппаратами национальных министерств финансов и центральных банков стран БРИКС документа (декларации/пакта), определяющего базовые принципы макроэкономической политики, соответствующей вызовам современной глобальной экономики. Указанный документ мог бы определять актуальные императивы монетарной и бюджетной политики, принципы ответственного управления государственным долгом. Данная декларация могла бы стать серьезным политическим решением в пространстве «Группы двадцати», консолидирующим позиции развивающихся стран перед развитым миром. Подобная инициатива могла бы сформировать важный институт доверия между странами БРИКС, способный дать дополнительный импульс интенсификации межправительственных консультаций по вопросам макроэкономической политики с возможностью доступа к конфиденциальной информации;
5. создание комиссии стран БРИКС по мониторингу за деятельностью ведущих международных рейтинговых агентств либо совместная инициатива «пятерки» на площадке «Группы двадцати» по формированию данного органа в структуре Совета по финансовой стабильности. В этой связи необходимо определить список глобально значимых рейтинговых агентств, которые попадут под надзор новой контрольной институции. Разработка долгосрочной концепции по формированию независимого рейтингового агентства стран БРИКС;
6. активизация деятельности Московской Биржи (образована в 2011 году в результате слияния бирж ММВБ и РТС) в работе Биржевого альянса БРИКС. Разработка проектов, связанных с созданием комбинированных совместных продуктов ведущих бирж стран БРИКС на основе кросс-листинга, с целью увеличения доступа инвесторов на развивающиеся рынки.
В области торгово-экономического сотрудничества:
7. разработка торговыми представительствами России в странах БРИКС концепций продвижения российских товаров в странах партнерах по группе. Разработка плана мероприятий по проведению отраслевых ярмарок и выставок. Активизация деятельности представительств российских компаний, общественных организаций и фондов в странах БРИКС;
8. рассмотрение возможности создания Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса стран БРИКС как площадки для общения между национальными ассоциациями «пятерки». Поиск и рассмотрение наиболее эффективных механизмов государственной поддержки инновационных предприятий. Обмен лучшими практиками в указанной сфере;
В области гражданской дипломатии и гуманитарного сотрудничества:
9. содействие активизации деятельности российских диаспор в странах БРИКС, создание соответствующих сообществ и ассоциаций. Содействие созданию ассоциаций выпускников российских и советских ВУЗов, проживающих в странах БРИКС. В этой связи активизация деятельности посольств и консульств России в странах БРИКС;
10. учреждение Совета регионов БРИКС с целью укрепления межрегиональных культурных и торгово-экономических связей между странами объединения. Подписание ряда договоров о побратимстве и партнерских отношениях между городами стран БРИКС;
11. создание «группы мудрецов» государств БРИКС в качестве консультационного совета, членами которого стали бы выдающиеся интеллектуалы и ученые стран группы. Базовая задача такого института могла бы состоять в разработке предложений для национальных администраций стран «пятерки», преимущественно в сфере культуры. Акцент на общие ценности и этические императивы цивилизаций БРИКС выступает важным фактором усиления позитивного влияния группы на современную парадигму международного развития. Этот орган мог бы разработать доктринальный документ, обозначающий общее видение основ нового мирового порядка, который предполагал бы гармоничное взаимодействие между всеми цивилизациями и экономиками, сбалансированное и географически репрезентативное распределение механизмов глобального управления. В документе основополагающее место могли бы занять такие категории, как «гармония», «баланс цивилизаций», «многосторонность», «невмешательство»;
12. создание медиа форума БРИКС, способного стать площадкой для общения между специалистами в области PR, сотрудниками крупных СМИ стран «пятерки». Подобного рода механизм мог бы послужить фактором оптимизации медиа позиционирования как каждой из стран БРИКС, так и всего объединения в целом. Форум мог бы объединить государственные СМИ, обладающие более существенным влиянием в странах БРИКС по сравнению с частными. Важно рассмотреть возможность разработки долгосрочной концепции информационного позиционирования БРИКС в глобальном масштабе. Концепция должна определять меры и способы по адекватному отражению достижений объединения в международном информационном пространстве.
В области молодежной политики:
13. интенсификация сотрудничества между ведомствами, ответственными за молодежную политику в странах БРИКС. Организация молодежных форумов, конференций по широкому кругу вопросов взаимодействия между странами БРИКС;
14. официальное создание формата молодежного саммита БРИКС «Y BRICS» подобно молодежному саммиту «Группы двадцати» (Y 20) и «Группы восьми» (Y 8). Саммит молодых лидеров должна проводить страна-председатель БРИКС, оказывая на государственном уровне всю необходимую организационно-административную поддержку национальному секретариату молодежного саммита. В этой связи необходима государственная поддержка проведения национального конкурса на право войти в состав делегации каждой из стран «пятерки»;
15. создание формата взаимодействия между ректорами и руководителями ведущих ВУЗов БРИКС. Базовая задача нового формата могла бы заключаться в активизации студенческих обменов, взаимном признании дипломов о высшем образовании и ученых степенях.
Следует отметить, что указанные перспективные направления сотрудничества не исчерпывают весь потенциал БРИКС. Отмечается целый ряд дополнительных векторов взаимодействия, способных укрепить стратегию многосторонних действий группы.
Принятие описанного комплекса мер позволит осмыслить новую внешнеполитическую геометрию объединения, усилить способность осуществлять стратегические маневры на международной арене. Необходимость этого возрастает в связи с намерением официального Вашингтона реализовать идею экономического НАТО – евроатлантическая зона свободной торговли. Идея нацелена на то, чтобы «навязывать свои стандарты и нормы всем остальным»[3]. Между тем наблюдаются попытки выстроить тихоокеанский торгово-экономический альянс в обход Москвы и Пекина. Столь недружественные декларации не могут вызывать положительных оценок в обеих странах.
Привлекательность БРИКС подтверждается систематически: 12 мая 2014 г. посол Индии в Аргентине Амаренда Кхатуа заявил о том, что три члена БРИКС (Индия, Бразилия и ЮАР) поддерживают вступление Аргентины в группу в качестве полноправного члена[4]. Заместитель Министра иностранных дел РФ С.А.Рябков отметил, что вопрос о возможном присоединении Аргентины требует тщательной проработки[5].
Действительно, присоединение страны к столь крупному механизму предполагает согласование данного вопроса со всеми членами объединения. В случае достижения консенсуса, начинается постепенное встраивание государства в функциональный механизм БРИКС, предполагающий 27 тематических направлений взаимодействия между существующими членами. Следовательно, форсированное присоединение Аргентины следует считать маловероятным.
Россия продвигает подход, направленный на гармонизацию интересов среди существующих членов БРИКС до критической величины, способной обеспечить дальнейшее расширение. Москва исходит из необходимости детального исследования потенциала развития группы, полезности его сохранения на стартовом этапе и устойчивого развития в будущем. Преждевременное и неподготовленное расширение БРИКС привело бы к устойчивым проблемам, связанным с формированием фракций внутри группы, и, следовательно, деградации механизма принятия решений. В этой связи представляется важным продвигать идею создания института страны-наблюдателя в БРИКС.
Отмечается, что в будущем межцивилизационный формат БРИКС будет неполным без участия в нем исламской цивилизации[6]. Одним из вероятных кандидатов на вступление в БРИКС является Индонезия (страна выступает за членство в БРИКС) – крупнейшее мусульманское государство мира по численности населения (251 млн. человек в 2013 г.)[7], один из лидеров развивающегося мира по темпам и потенциалу экономического роста (6.2% в 2012 г.)[8]. Позитивно рассматривают перспективу членства в БРИКС Мексика, Турция, Нигерия, Египет, Иран и Южная Корея[9].
Таким образом, БРИКС – ансамбль нового типа[10], предполагающий создание новой концепции международных отношений, которая будет основана на сбалансированном сотрудничестве Запада, Востока и Юга, справедливом распределении механизмов глобального управления между странами, широком гуманитарном диалоге международного масштаба.
[0] http://news.kremlin.ru/ref_notes/1091
[1] http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
[2] http://www.kremlin.ru/acts/15256
[3] Лукьянов Ф. Диалектика стакана // Газета.ru, 28 марта, 2013 г. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/column/lukyanov/5119661.shtml
[4] http://ria.ru/world/20140513/1007548122.html
[5] http://ria.ru/world/20140513/1007593498.html
[6] Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толо-
рая. А.В. Виноградов. Перспективы институализации т «кодекс поведения» БРИКС.. – М. : РУДН, 2013. С. 194.
[10] БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития, М.: РУДН, 2013. С.8.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs