ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаком, Москва, 19 мая 2014 года

00:17 22.05.2014 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы с моим коллегой Министром иностранных и европейских дел Словакии М.Лайчаком завершили переговоры, которые были откровенными, доверительными, в духе наших традиционно дружественных отношений. Выстраиваем отношения на основе взаимного уважения, учета интересов друг друга. Высоко ценим настрой словацких партнеров на развитие взаимодействия во всех областях. Сегодня мы подтвердили наше общее мнение о том, что даже в условиях осложнившейся в Европе обстановки необходимо продолжать совместно работать над расширением областей сотрудничества.

Рассмотрели состояние и перспективы двусторонних отношений, сделав упор на их торгово-экономическую составляющую. Более подробно эти вопросы М.Лайчак вчера обсуждал и с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозиным – они являются сопредседателями двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Как я понимаю, были согласованы сроки очередного заседания этого важного механизма. Рассчитываем, что заседание принесет дополнительные договоренности по реализации совместных взаимовыгодных проектов.

Основное внимание уделили вопросам международной и региональной повестки дня. Разумеется, приоритетно обменялись мнениями по ситуации на Украине. У нас общее мнение в том, что необходимо как можно скорее прекратить насилие, наладить всеобъемлющий внутриукраинский диалог с участием всех регионов страны для достижения национального примирения и создания условий для проведения полноценной конституционной реформы, призванной учитывать интересы всех проживающих на Украине этнических, политических и иных групп. Считаем, что договоренности, согласованные в рамках Женевского заявления 17 апреля и получившие развитие в контексте «дорожной карты», предложенной швейцарским председательством ОБСЕ, открывают путь к урегулированию. Выступаем за то, чтобы они выполнялись на практике.

Мы дали нашу оценку санкционной логике Евросоюза, которая не вписывается в современные реалии, существующие на континенте, на Украине и вокруг нее, и только препятствует совместным усилиям по оказанию содействия украинскому народу в преодолении поразившего эту страну глубокого внутригосударственного кризиса.

У нас есть понимание, что Россия и Словакия продолжат взаимодействовать в рамках отношений между Россией и Евросоюзом и в контексте переоценки положения дел в Совете Россия-НАТО. Продолжим совместные усилия по продвижению объединительной повестки дня, которая помогала бы налаживать подлинный и равноправный общеевропейский диалог в интересах безопасности и сотрудничества всех расположенных в Европе государств на основе равноправия, уважения интересов друг друга. Это сейчас особенно востребовано, учитывая наличие попыток поставить под сомнение основы, на которых базируется система безопасности в Европе во всех ее измерениях.

Признателен М.Лайчаку за хорошие переговоры, полезный обмен мнениями по многим вопросам, а также за переданное мне приглашение посетить Словакию. Мы согласуем даты поездки, тем более, в этом году будет отмечаться целый ряд юбилейных дат, посвященных истории Второй Мировой войны, освобождению Европы и, в частности, Словакии от фашистской оккупации.

Вопрос: Словакия является членом НАТО и получает российский газ по заниженным ценам. Обсуждаются реверсные поставки газа через Словакию. Нет ли у Вас опасения, что Украина, которая задолжала России крупную сумму за газ, не выплатит деньги Словакии в случае поставки газа

С.В.Лавров (добавляет после М.Лайчака): Это – отношения между Словакией и Украиной. Безусловно, мы следим за обсуждением темы реверса газа на Украину из стран, покупающих его у ОАО «Газпром», поскольку есть соответствующие межправительственные соглашения и контракты. То, как к этой теме подошло словацкое руководство, абсолютно не нарушает каких-либо договоренностей с «Газпромом» и российским правительством. Поэтому у нас не возникает никаких претензий.

Вопрос: В последнее время на Украине российские журналисты подвергаются частым нападениям. В частности, вчера под Крематорском были задержаны сотрудники телеканала «LifeNews», которые до сих пор не отпущены, и это уже становится тенденцией. Что может изменить эту ситуацию?

С.В.Лавров: Вы оговорились «по Фрейду», назвав Краматорск «Крематорском». Это, к сожалению, может восприниматься не так уж абстрактно.

Мы очень озабочены тем, что в ходе боевых действий, осуществляемых с участием вооруженных сил Украины, подключением национальной гвардии, составленной, в том числе из радикалов и экстремистов, боевиков «Правого сектора» и других группировок, страдают журналисты. Причем часто их задерживают, несмотря на наличие аккредитации, предъявляют искусственные требования, не вписывающиеся в общепризнанные нормы, отказываются пропускать даже тех, у кого есть необходимые в соответствии с введенными правилами наличные деньги и т.д.

Последний случай касается двух журналистов телеканала «LifeNews» О.Сидякина и М.Сайченко. Мы немедленно задействовали наши каналы, когда получили информацию об их задержании, переведении на территорию какой-то воинской части, обвинении в терроризме или подготовке теракта. Вчера поздно вечером я связывался с Действующим председателем ОБСЕ, президентом Швейцарии Д.Буркхальтером, призвал его употребить свои авторитет и полномочия, чтобы добиться немедленного освобождения наших журналистов. Соответствующий демарш предпринял наш Постоянный представитель при ОБСЕ А.В.Келин перед руководством секретариата данной Организации и офисом ее представителя по вопросам свободы СМИ. Такой же демарш предприняло Посольство России в Киеве перед руководством специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, в мандат которой входят, в том числе вопросы обеспечения норм и принципов Организации в этой стране.

Замечу, что до сих пор не решен вопрос о правовой основе деятельности миссии ОБСЕ на Украине, поскольку по прошествии уже более двух месяцев ее там пребывания Верховная Рада не ратифицировала меморандум между Украиной и Организацией, который должен заложить правовые основы ее деятельности и обеспечивать привилегии и иммунитет сотрудников миссии в стране. Мы озабочены таким положением, поскольку в миссию входят и российские граждане. Не хотим, чтобы они были незащищены в условиях, когда украинские власти регулярно прибегают к провокациям, в том числе против россиян. На наш вопрос секретариат ОБСЕ ответил, что их это тоже тревожит. Они обращались к властям в Киеве на предмет ускорения ратификации данного меморандума и получили ответ, что пока до этого «руки не дошли», а Верховная Рада занята целым рядом других неотложных дел. Считаем это отговоркой и все больше подозреваем, что за этим стоит желание оставить себе «свободу рук» для возможных провокаций. Призываем руководство ОБСЕ немедленно добиться решения Верховной Рады о ратификации соответствующего меморандума.

Вопрос: 2 мая в Одессе несколько десятков человек были сожжены заживо. К настоящему моменту в Верховной Раде и Одесском областном совете созданы комиссии для расследования этой трагедии. Регулярно поступают сообщения о задержании подозреваемых в совершении этого преступления. Можно ли говорить о каких-то видимых результатах расследования по этому делу?

С.В.Лавров: Говорить об этом не приходится. Мы возмущены трагедией в Одессе, отношением к этому украинских властей, попытками лгать по поводу причин произошедшего, скрыть правду. Не можем брать на себя функции прокуроров и судей, но хотим, чтобы все факты, которых сейчас всплывает бесчисленное множество, были расследованы, включая сообщения о том, что накануне этой трагедии в Одессу прибыло около 1 тыс. боевиков, в том числе, по имеющимся подозрениям, наемников из других стран, которые были проплачены известными персонажами и о которых также упоминается в данных сообщениях. Хотим досконального расследования всего этого, в том числе появившихся свидетельств, что люди гибли вовсе не от угарного газа, а от отравляющего химического вещества и пулевых ранений. Многих добивали, когда они смогли выбраться из горящего здания и т.д. Повторю, что мы не можем брать на себя функции суда, но нас ни в коей степени не может удовлетворить организованное в Верховной Раде расследование.

Напомню, когда создавался соответствующий комитет в Верховной Раде, фракция коммунистов выступила за то, чтобы это расследование было открытым. Другие фракции, входящие в известную коалицию, настаивали, чтобы расследование носило закрытый характер. В результате возражений коммунистов на голосование был поставлен вопрос об удалении представителей их фракции из зала заседания, что и было сделано, после чего в знак протеста Верховную Раду покинула и Партия Регионов. Такой подход к расследованию вопиющего преступления, мягко говоря, настораживает и наводит на определенные мысли. Мы будем добиваться того, чтобы расследование было объективным и беспристрастным. Для этого оно обязательно должно быть международным.

Я направил соответствующие письма Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и Генеральному секретарю ОБСЕ Л.Занньеру, чтобы они взяли эту ситуацию под свой контроль и добились того, чтобы расследование осуществлялось транспарентно, под эгидой международных организаций. Кстати, подготовленная председательствующим в ОБСЕ Президентом Швейцарии Д.Буркхальтером «дорожная карта» урегулирования украинского кризиса среди прочего предусматривает расследование всех сообщений о преступлениях. При этом, находящееся в Киеве украинское руководство, провозгласившее себя властью, устами и.о. Премьер-министра А.Яценюка, выступавшего в Брюсселе, публично отказалось поддержать «дорожную карту» ОБСЕ, заявив, что у них есть своя «дорожная карта», которой они и будут руководствоваться. Мы исходим из того, что преступления наподобие одесской бойни, одесской резни, одесского погрома не могут оставаться за рамками деятельности ОБСЕ и ООН. Неслучайно помощник Генерального секретаря ООН по правам человека И.Шимонович, несмотря на свои попытки сгладить многие происходящие на Украине события, высказался за проведение беспристрастного, объективного расследования трагедии в Одессе. От ответа на эти вопросы не уйти никому: ни украинским властям, ни тем, кто пытается их выгораживать.

Вопрос: На лентах информагентств появилась новость о том, что Москва приветствует проведение контактов между Киевом и сторонниками федерализации на Востоке Украины. Действительно ли такие контакты состоялись? Какие у них могут быть перспективы на фоне продолжающейся военной операции киевских властей?

Ответ: Карательная операция, использование армии против населения не помогают созданию условий для того, чтобы на Украине начался подлинный общенациональный диалог с целью договориться о национальном примирении и устраивающей всех конституционной реформе. Поэтому в качестве безусловного первого шага, мы по-прежнему настаиваем на прекращении т.н. контртеррористической операции, которая уже превращается в действия по терроризированию граждан Украины только за их политические убеждения. Это будет полностью соответствовать и Женевскому заявлению от 17 апреля, и «дорожной карте» ОБСЕ, потому что там на первый план вынесено прекращения насилия. Безусловно, первым шагом должно быть прекращение этой войсковой операции. Представители миссии ОБСЕ на Украине, находящиеся в районе боевых действий, должны взять на себя инициативу, выступить посредниками и договариваться о последовательности шагов по деэскалации ситуации.

Что касается контактов между властями и их оппонентами, мы всегда выступали за налаживание такого взаимодействия. Мы видим процесс, который начат т.н. «круглыми столами». К участию в них приглашены отдельные (далеко не все) представители Юго-Востока, которые публично высказываются в ходе дискуссии в пользу федерализации. Пока их не очень хотят слышать, но сам факт их проведения, при всем их несовершенстве, при том что в них не участвуют многие представители Юго-Востока, которые реально контролируют ситуацию на местах, – это шаг в правильном направлении. То, что даже при попытке ограничить участие представителей регионов Юго-Востока, там все-таки присутствуют люди, которые не боятся выступать за федерализацию и отстаивать свою позицию, этот факт мы приветствуем. Но, повторю, в качестве первого шага. Что же касается дальнейших действий, они, безусловно, должны предполагать расширение числа участников, чтобы те, кто реально отстаивает интересы своих городов, сел и других населенных пунктов на Юго-Востоке, кто не хочет подчиняться радикалам, пытающимся захватить эти территории, были представлены на дальнейших фазах этого национального диалога.

Отмечу, принципиально важно не пытаться развести два процесса. Подготовка конституционной реформы, которая так же как и расследование событий в Одессе и уже «замотанное» расследование т.н. «дела снайперов» в связи с инцидентами на майдане в феврале с.г., проводится келейно и нетранспарентно. Мы читали сообщения о том, что в Верховной Раде был создан некий комитет по подготовке этой реформы, запрашивали дополнительную информацию. Она оказалась недоступна. Какие изменения вносятся в конституционную реформу – никто не знает. На днях поступило еще одно сообщение, о том, что эти изменения направлены на оценку в Венецианскую комиссию Совета Европы. Это несколько странно, потому что обычно процедура сначала предполагает завершение национального обсуждения того или иного закона, а уж потом экспертизу Комиссии.

Тем не менее, процесс конституционной реформы объявлен властями и идет, как я уже сказал, нетранспарентно. Параллельно объявлено проведение «круглых столов», в ходе которых эти изменения, уже внесенные келейной комиссией Верховной Рады, не обсуждаются. Если задумка в том, чтобы использовать «круглые столы» просто как ширму, как средство выпустить пар и провести реальную реформу в закрытом режиме, то, наверное, это не добавит доверия со стороны Юго-Востока к тем действиям, которые предпринимают в Верховной Раде партии, объединившиеся в коалицию.

Любые контакты и переговоры лучше, чем их отсутствие, худой мир лучше доброй ссоры. Однако, это лишь первые шаги. Мы призываем к тому, чтобы в соответствии с Женевским заявлением от 17 апреля и разработанной на его основе «дорожной картой» ОБСЕ национальный диалог был тесно увязан с процессом конституционной реформы, и чтобы этот процесс был, как сейчас принято говорить, инклюзивным, чтобы в нем участвовали представители всех политических и общественных сил страны и всех регионов Украины.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати