Похоже, что в порядком затянувшийся многосерийный блокбастер с «топ-звездами» в лице России и Соединенных Штатов под названием «Противоракетная оборона и как с ней бороться» главные «драматурги» в текущем году все-таки впишут так необходимую «прорывную» сцену. А это – реальная перезагрузка далеко не совершенных российско-американских отношений, а в перспективе – дай Бог, – крест на опасной, малопригодной и безумно дорогой системе российских «асимметричных, адекватных и эффективных» ПРО-ответов.
О чем речь? О возможных широких перспективах сотрудничества в области противоракетной обороны между Россией и Соединенными Штатами.
«Изменение конфигурации развертывания американской системы ПРО в Европе открывает лучший путь для сотрудничества с Россией, считают наши американские партнеры. По их мнению, это предоставляет больше возможностей инкорпорировать наши радары в единую европейскую ПРО. Если исходить из логики наших партнеров о том, что противоракетная система должна защищать южные рубежи европейского континента, то тогда надо создавать такую систему, которая будет понятна нам. И будет абсолютно транспарентна. К концу этого года должна окончательно проясниться позиция американской администрации по вопросу о конфигурации системы ПРО. Затем нужно вместе оценить угрозы и риски, а также технические решения, как эти риски парировать». Эта выдержка из пресс-конференции вице премьера Сергея Иванова 17 мая по итогам его визита в США.
Прорыв? Безусловно. Правда, маститый политик сделал весьма существенное замечание относительно этого самого сотрудничества. «Сегодняшняя американская ПРО является "виртуальной", - пояснил российский вице-премьер. - Однако Россия, подписывая Договор СНВ, прямо и честно заявила, что если эта ситуация серьезным образом изменится, то мы вправе выйти из договора...» Но об этом – чуть позже.
Пока же отметим, что сегодняшняя попытка развязать неподатливый ПРО-узел уже вторая. Два года назад все чуть было не наладилось. «Наши озабоченности американской стороной, насколько мы понимаем, услышаны. По крайней мере, в ответ на наши озабоченности, хотя США и намерены завершить работу по третьему позиционному району, (американские средства ПРО в Польше и Чехии, - А.К.) нам были представлены достаточно важные, полезные предложения, которые мы рассмотрим», - заявил руководитель российской дипломатии Сергей Лавров в марте 2008 г.
Что же помешало тогда исчезнуть всем этим «озабоченностям»? Думаю, сила здесь одна – наши военные, которые ни в какую не желают знать их ПРО, что бы она из себя не представляла. Более того, из недр Генштаба то и дело слышатся угрозы разместить поближе к европейцам ракетное оружие и держать под прицелом несговорчивые родины Шопена и Гашека.
Чего же так испугались на Гоголевском бульваре? В «сухом остатке» задекларированных страхов было два. Первый – военно-организационный, а второй – чисто военный. Причем, нет никаких гарантий, что и сегодня кому-то там вдруг не станет «страшно».
Попытаемся терапевтическими мерами эти страхи все же убрать. Наши военные признавали, что 10 американских перехватчиков и одна РЛС никакой угрозы для российских ядерных стратегических сил не представляют. Тем более что американцы пока и вовсе не собираются заморачиваться с тяжелыми наземными средствами дальнего перехвата. Вот на этом бы и успокоиться. Однако штабная мысль почему-то начинает рисовать страшные картины будущего, причем далекого, когда Россия, проснувшись, окажется окруженной не десятком, а сотнями и сотнями антиракет и обеспечивающих РЛС.
Ну, что здесь скажешь? Только то, что и первые перехватчики GBI (Ground-based Interceptor – перехватчик наземного базирования - ПНБ) планируют начать развертывать теперь и вовсе неизвестно когда. И уж совсем непонятно, когда закончится постановка на боевое дежурство первого пресловутого десятка. Если принять во внимание сегодняшние темпы реализации американцами своей ПРО со всеми сопутствующими этому международно-правовыми процедурами, то освещать размещение даже первых этих ракет будут еще не родившиеся сегодня журналисты.
Но главное - наращивание числа ракет, антиракет, танков и дивизий – всего лишь один параметр, который мы с легкостью перемещаем в будущее. Однако, это самое будущее состоит из бесконечной массы таких параметров, которые постоянно меняются. В нашем случае к моменту возникновения предполагаемой масштабной американской ПРО в Европе изменится буквально все. И военно-политические условия как отдельной страны, так и целых регионов; и военно-техническая оснащенность отечественных Вооруженных сил; и общемировой подход к проблемам коллективной безопасности, наконец.
Разумно ли в таком случае опасаться возможного расширения ПРО, не учитывая при этом всего остального в количестве плюс бесконечность? Ответ очевиден, как и ясна, надеюсь, иллюзорность первого страха.
Но будущее – будущим, а сегодня, как утверждают военные, ПНБ и их инфраструктура может использоваться для наступательных видов вооружений. Ответ – сегодня не может. И завтра – тоже. Думаю, и послезавтра – шансов нет.
Не хочется называть фамилию многозвездного генерала, который в начале осени 2007 г., видимо, желая успокоить россиян, заявил, что пока на американских перехватчиках установлены обычные боезаряды, и нет данных, что их могут поменять на ядерные. Товарищи солдаты, матросы и старшины, мичманы и прапорщики, офицеры и генералы и все, все, все. К вам обращаюсь я: нет на американском ПНБ никакого боезаряда вообще. Не было и не будет, т. к. его головная часть рассчитана под массу где-то 60 кг. Чтобы разместить на ПНБ боеголовку потребуется пересмотреть концепцию изделия в целом. Иными словами, - разработать новую ракету.
Однако бытует мнение, что этот перехватчик мало чем отличается от основной американской МБР наземного базирования «Минитмен-3». Таким образом, строящиеся в Польше шахты для ПНБ вполне можно использовать для стрельбы баллистическим стратегическим оружием. Нельзя.
Во-первых. Каким оружием? «Минитменами»? Другого у американцев нет и не предвидится. Представим на секунду мировой резонанс (а без гласности у них все равно не получается) на размещение МБР в Европе. Весь антиглобализм со всеми антивоенными выступлениями покажется тогда легким детским капризом.
Да вряд ли рискнут американцы строить пусковые шахты с характеристиками «чужого» изделия. Ведь, скажем, масса, длина и максимальный диаметр ракеты «Минитмен-3» превосходят ПНБ почти в два раза и где-то на пару метров, соответственно.
Вот, собственно, и весь ПРО-ужас. Во всяком случае, касательно указанного оружия. Будем надеяться, что «пугливых» у нас поубавилось…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs