24-25 апреля в Москве состоялся Глобальный университетский форум, на котором собрались более 300 ректоров, проректоров, профессоров ведущих зарубежных и российских университетов. Форум проходил на площадках Московского государственного университета международных отношений, МГУ, Российского университета дружбы народов (РУДН) и Московского института стали и сплавов (МИСиС). при активной поддержке Министерства иностранных дел и Министерства образования и науки России.
Около половины участников представляли зарубежные вузы, в том числе университеты Великобритании, Германии, Италии, США и Франции. С российской стороны в форуме приняли участие представители 78 вузов.
Программа форума была тесно связана с ключевыми сюжетами, которые Россия предполагает вынести на обсуждение на июньском саммите глав государств и правительств «Группы восьми» в Сочи. Участники обсудили такие вопросы, как ядерное нераспространение, международные конфликты, терроризм, экология, проблемы здравоохранения и продовольственной безопасности, противодействие наркоугрозе, борьба с последствиями стихийных бедствий и антропогенных катастроф и другие. Ещё один крупный блок вопросов связан с образовательной тематикой и включает в себя проблемы качества высшего образования, университетских рейтингов и науки, дистантных и сетевых форм образования, бизнес-образования.
Начиная с 2008 года, данный форум ежегодно проводится в стране, председательствующей в «Группе восьми». Одной из задач, стоящих перед его участниками, является выработка практических рекомендаций по вопросам глобальной повестки G8.
Форум открыл ректор МГИМО А.Торкунов. Он отметил, что «очень важно в ситуации непростых международных отношений продолжить конструктивный диалог с коллегами из зарубежных университетов и с академическим миром». По мнению ректора, личные и научные контакты, складывающиеся между представителями высшей школы разных стран, не только обогащают университетское сообщество, но и являются важным фактором мирового развития в целом.
Помощник президента России А.Фурсенко зачитал послание президента В.Путина участникам мероприятия. По словам российского президента, форум утвердился в качестве авторитетного и востребованного формата диалога по широкому спектру социальных, экономических, гуманитарных и других проблем современного мира», — отметил президент. «Такой обмен мнениями особенно актуален на нынешнем этапе, когда в мировых делах усиливаются факторы неопределенности, нестабильности и турбулентности»,— подчеркнул он.
Министр иностранных дел России С.Лавров выразил уверенность, что Форум станет площадкой для открытого экспертного диалога по разным вопросам. Оценивая текущую международную обстановку, министр отметил, что процесс формирования многополярного мира сопровождается многочисленными трудностями, при этом Россия в большей степени, чем другие страны, оказалась готова к их преодолению. Он подверг критике позицию европейских стран по вопросу украинского урегулирования и выразил надежду, что в дальнейшем интересы и позиция России в украинском вопросе будут находить большее понимание.
Министр иностранных дел России С. Лавров на Глобальном университетском форуме-2014
При этом до недавнего времени европейские и американские политики последовательно отказывали Москве в праве голоса по событиям в соседнем государстве. Тем не менее, отметил министр, в ЕС раздаются «трезвые голоса», говорящие о необходимости прекращения бессмысленных недружественных действий в отношении России и недопустимости навязывания Украине искусственного выбора между Западом и Востоком. «Мы предупреждали о контрпродуктивности подобных действий заранее, еще в декабре, тогда нас вежливо отодвинули в сторону, сказали, чтобы мы не мешали развитию отношений между Брюсселем и Киевом, - напомнил Лавров. - Сейчас, вроде бы, очередное предложение президента Российской Федерации начать серьезные консультации с участием всех заинтересованных сторон поддержано, рассчитываю, что эта поддержка материализуется в практические действия в самом ближайшем будущем».
Глава российской дипломатии заявил, что Украина должна получить законодательно закрепленный внеблоковый статус и служить не полем политического противостояния третьих сил, а связующим звеном в системе «большой Европы».
Министр образования и науки России Д.Ливанов рассказал о ближайших задачах, стоящих перед российскими университетами. Это развитие дистанционных технологий, создание новых образовательных программ, которые позволят к 2020 году подготовить 25 млн высококвалифицированных специалистов, повышение конкурентоспособности российских выпускников.
«В России сейчас в университетах учится около 65 процентов студентов, такое массовое образование несет угрозу качеству университетских знаний , и это проблема всех развитых стран , – подчеркнул в своем выступлении министр образования и науки России Д.Ливанов. – Сейчас от выпускников требуется не только обладать знаниями, но и уметь действовать. Это тоже вызов для университетов, так как ставит в каком-то смысле под сомнение университетский диплом». Д.Ливанов рассказал о задачах, которые стоят на ближайшее время перед российскими университетами. Это развитие дистанционных технологий, создание новых образовательных программ, которые позволят к 2020 году подготовить 25 млн. высококвалифицированных специалистов, значительное повышение их конкурентоспособности в мире.
«Сейчас мы развиваем сетевой университет стран СНГ, идут разговоры о создании сетевого университета стран БРИКС», – рассказал министр. Многие российские вузы уже используют и сетевое обучение, и дистанционные технологии, которые позволяют, например, студентам МГИМО слушать лекции иностранных профессоров, не выезжая за пределы Москвы.
По оптимистическому мнению ректора МГИМО А. Торкунова, сейчас для университетов наступил новый этап международного сотрудничества, когда студенты имеют возможность учиться у лучших профессоров практически из любой страны мира и получать дипломы, которые имеют равный вес во многих странах.
«В МГИМО есть англоязычные, испано-язычные, франкоязычные программы, которые очень востребованы у студентов. Сейчас мы открываем две лаборатории американских политологов, которые будут работать в наших университетах, в том числе с помощью дистанционных технологий», – пояснил А. Торкунов.
Ректор МГУ В.Садовничий напомнил, что с XVI века в Европе до наших дней дошли только 66 зданий: две церкви, два парламента и 62 университета.
По его мнению, из-из изменений в мировой демографии получилось так, что некоторые университеты оказались расположены не там , где они нужны. Европа стареет, а университетов там много, Азия молодеет, но вузов с традициями там не так много. В такой ситуации надо иначе смотреть на традиционные методики преподавания и развивать дистанционные. Тем не менее, по словам В.Садовничего, только фундаментальное образование может быть основой для дальнейшего переобучения человека.
Обращение генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой огласила постоянный представитель РФ при этой организации Э.Митрофанова. И.Бокова в своем послании подчеркнула, что хотя инициатива проведения Глобального университетского форума возникла в рамках «Большой восьмерки», университетское сообщество очень быстро вышло за границы этой группы стран: в московском форуме участвуют представители уже почти пятидесяти стран. Она также с удовлетворением отметила, что организаторы Форума рассматривают молодое поколение как равноправного партнера, что полностью соответствует принципам, исповедываемым ЮНЕСКО.
Участники Форума обсудили новые механизмы стимулирования экономического развития, прогнозирования и предотвращения глобальных рисков; проблемы экономизации традиционной повестки в сфере международной безопасности; вопросы продовольственной безопасности и состояния системы здравоохранения. Специальные секции посвящены традиционным сюжетам, связанным с региональной безопасностью.
В рамках Форума состоялись презентация Российского совета по международным делам и торжественное открытие Международного научно-образовательного центра имени А.Зиновьева. В рамках секции «Бизнес для образования. Образование для бизнеса», организованной Фондом развития МГИМО при поддержке ОАО «Газпромбанк», состоялось организационное собрание Ассоциации университетских эндаументов. На площадке МГИМО также прошла образовательная выставка, на которой российские университеты и научные центры представили свои актуальные издания и материалы. Среди таких центров – Институт социологии РАН, Институт востоковедения РАН, Центр АСЕАН МГИМО(У) МИД России, а также общепризнанные лидеры издательского дела в области общественных и гуманитарных наук – издательство «Весь мир» и журнал «Знание-сила».
Техническую организацию Форума обеспечил Центр международной торговли. Генеральным информационным партнером Форума выступило информационное агентство ИТАР-ТАСС.
В рамках форума работали 16 разных секций, где обсуждались самые разные темы, связанные с повышающейся ролью университетов в мире: от экологических аспектов устойчивого развития до эндаумент- фондов (фондов управления целевым капиталом), или фондов целевого капитала. Особое внимание эксперты уделили вопросам университетских рейтингов, сетевому образованию, взаимодействию бизнеса и высшей школы.
Особый интерес у иностранных ректоров вызвал проект МГУ по созданию высокотехнологического кластера «Воробьевы горы», подробный доклад о котором сделал ректор МГУ, президент Российского союза ректоров В.Садовничий. Показательным было и то, что вопрос по перспективам развития этого кластера был задан представителем Китая. Ректор пояснил, что в этой необычной научно-производственной зоне будет сделан упор на развитие нанотехнологий, информационных технологий, робототехники, исследованиях космоса, наук о земле и гуманитарных исследованиях, в частности, в области философии.
Активизация китайских делегатов на форуме не случайна. По мысли организаторов форума, результаты этого мероприятия, как и в целом реформирование образовательных систем, должны иметь масштабные социально-экономические последствия, связанные, в том числе, с новыми подходами к социально-экономической, научной и культурной интеграции. Разумеется, от этих процессов не могли остаться в стороне две крупнейших страны Евразии – Россия и Китай. В России немало надежд возлагают на проект реконструкции Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также на развитие связей с ШОС и АСЕАН, в Китае – с проектом экономического пояса «Новый Шелковый путь», реализация которого вызывает у российской стороны неоднозначное отношение и реализация которого может повлечь за собой долгосрочные последствия для центральноазиатских стран. Но при всех различиях, у этих проектов существует то, что их роднит. Это – стремление сбалансировать векторы сотрудничества Запада и Востока, не умаляя значения ни одного из них. Так есть и так будет. Глобальный университетский форум служит и продолжит служить идее международного научного, образовательного и дипломатического сотрудничества.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs