Фото: dw.com.
В марте этого года исполнилось 20 лет с момента начала бомбардировок Союзной Республики Югославия войсками НАТО. С тех пор США оставались самой влиятельной внешней силой на Балканах. Вовлеченность в югославский кризис в 1990-е годы позволила американским политикам расширить военно-политическую структуру НАТО в Юго-Восточной Европе. Однако ныне некоторые обстоятельства изменились: на самостоятельную роль в регионе стал претендовать Брюссель, а Китай стал все чаще заявлять о своих интересах в Европе. В этих условиях перед администрацией США вплотную встала новая задача – выдержать усилившуюся конкуренцию и стать приоритетным партнером балканских стран.
Как можно оценить современное присутствие США на Балканах? На этот вопрос ответили известные специалисты по региону, принявшие участие в круглом столе, состоявшемся в Москве. В рамках этого мероприятия был представлен доклад Российского совета по международным делам, посвященный политике Вашингтона на Балканском полуострове.
В первые годы после разгрома Югославии наступило некоторые затишье. Однако пять лет назад, под влиянием событий «евромайдана», произошедших на Украине, Вашингтон активизировал собственную политику в этом регионе. Эти изменения нашли свое отражение в повестке саммитов Североатлантического альянса в Уэльсе (2014) и Варшаве (2016). Сегмент американской противоракетной обороны был развернут в Румынии, масштабное развертывание сил НАТО было предпринято в Польше и Прибалтике. Планируется открытие новых военных баз в Греции, Албании, а также модернизация баз в Румынии и Болгарии.
Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО (У) МИД России Максим Сучков пояснил, что события на Украине и вхождение Крыма в состав России в 2014 году, а также победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году привели к активизации жупела «российской угрозы» в политике ряда ведущих западных стран. «Россия стала очень удобным инструментом для принуждения к вступлению в альянс и объяснения необходимости интенсивного расширения НАТО», - пояснил эксперт.
Какой стратегии будут придерживаться США на Балканах в ближайшие годы? По словам М.Сучкова, в настоящее время по этому поводу в американском истеблишменте идут оживленные дискуссии. В 1990-е годы Вашингтон мог позволить себе демонстрацию превосходства в постбиполярном мире. Меньше всего повезло в этом отношении сербам, которые дважды испытали на себе эту демонстрацию – в 1995 и 1999 годах. В свою очередь, Евросоюз, в котором были сильны противоречия между Германией, с одной стороны, и Великобританией – с другой, предпочел принести Югославию в жертву общеевропейскому единству.
Можно однозначно сказать лишь одно: аналога операции «Союзническая сила», проведенной НАТО против Югославии в 1999 году, не будет, поскольку в современных условиях ее было бы сложнее реализовать. И причина тому – не только усиление позиций «евроскептиков» в ЕС, но и объективное усиление на Балканском полуострове позиций Турции и Китая. В частности, контрольный пакет акций крупнейшего греческого порта Пирей принадлежит китайской государственной компании КОСКО (COSCO).
Усиление позиций Китая на Балканах и перспектива включения полуострова в проект «Один пояс – один путь» заставляет нервничать и Токио. М.Сучков напомнил, что в структуре Министерства иностранных дел Японии учреждена должность специального представителя по Западным Балканам.
Не стоит забывать и о том, что США при Дональде Трампе противопоставляют себя ЕС больше, чем при его предшественниках. Обострившимися противоречиями стремятся воспользоваться балканские страны. В результате стабильность ситуации в регионе будет зависеть от того, какие новые тактические союзы получат развитие в ближайшие годы, и как их будут оценивать ведущие мировые державы.
Доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Европы РАН Екатерина Энтина отметила, что российское политическое руководство склонно оценивать события, происходящие на Балканах, в рамках политики расширения НАТО на восток. По ее словам, это означает, что в Москве недооценивают происходящие на полуострове изменения, которые связаны как с противоречиями внутри Евросоюза, так и с точки зрения важнейших мировых игроков.
Е.Энтина считает, что огромная доля ответственности за развал Югославии лежит на самих европейцах. Распад этого федеративного государства совпал с важнейшими событиями на континенте, связанными с преобразованием ЕС из сообщества экономического в политическое, объединенное общей идеей. После перехода этого пространства под контроль Вашингтона независимая политика Европейского союза по отношению к своим южным границам фактически закончилась. США, в свою очередь, приобрели удобную площадку для дипломатических маневров, на которой, при минимальных вложенных средствах, можно получить максимально выгодный для себя результат.
По словам Е.Энтиной, в настоящее время регионом, который демонстрирует наибольшую лояльность Вашингтону, остается Центральная и Восточная Европа. «В США отдают себе отчет в противоречиях между Вашингтоном и Брюсселем по целому ряду вопросов актуальной повестки. В этих условиях укрепить свои позиции на востоке Европейского континента, где стремятся реализовать свои геополитические задачи за счет сближения с США, для американских политиков было бы полезно. Именно этим задачам подчинены основные политические контакты, развертывание инфраструтуры и логистики», - отметила она.
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, эксперт РСМД Александр Пивоваренко отметил, что с целью достижения собственных целей в регионе США ведут политику по развитию отношений со всеми без исключения странами Балканского полуострова, одновременно дискредитируя экономические и гуманитарные усилия России через доклады евроатлантических некоммерческих организаций, статьи и заявления ангажированных журналистов и политиков. Например, если открыть сайт посольства США в Сербии, то можно прочитать, что отношения Соединенных Штатов с этой страной насчитывают более 100 лет, а бомбардировки 1999 года – это лишь «незначительный неприятный эпизод» в двусторонних отношениях.
В свою очередь, позиция Москвы опирается на контакты с Белградом и Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины. При этом целью российской дипломатии является обеспечение стабильности на Балканском полуострове, поскольку обострение конфликтов приведет к замораживанию или отмене «Турецкого потока», что будет означать имиджевые и инвестиционные потери для политиков и бизнеса.
По словам Е.Энтиной, одной из основ присутствия России на Балканском регионе остается признание принадлежности Косово Сербии на правах территориальной целостности страны. Однако в настоящее время на президента Сербии Александра Вучича активно давят извне, подталкивая к фактическому признанию независимости этого частично признанного государства. Положение этого политика очень неустойчиво, и если раздел Косово по этническим линиям или отказ от него все же состоится, для России это будет означать полный уход из региона и утрату здесь своих позиций. В качестве альтернативы эксперт предлагает Москве стать посредником в переговорах по статусу Косово, к которым могли бы подключиться Сербия, США и Европейский союз. Тем самым наша страна, развивая прагматичные экономические отношения со странами бывшей Югославии, могла бы, предприняв подобный нетривиальный шаг, попытаться выстроить общую платформу для взаимодействия со всеми важнейшими игроками в регионе.
С докладом РСМД «США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы» можно ознакомиться по ссылке: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/ssha-na-balkanakh-evolyutsiya-prisutstviya-prioritety-perspektivy/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs