ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Британские консерваторы: полновесный мандат на проведение Brexit получен

13:23 17.12.2019 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: huffingtonpost.fr.

На состоявшихся в Великобритании досрочных выборах в парламент победила Консервативная партия. Из 650 мест в Палате общин она получила 365 мест (при 43,4% голосов), тогда как их основные оппоненты – лейбористы – 203 места (при 32,3 % голосов). Этот результат свидетельствует, что тори, возглавляемые ныне Борисом Джонсоном, одержали крупнейшую победу за последние 32 года, тогда как их противники продемонстрировали худшие итоги за последнее десятилетие. Теперь при поддержке лояльного большинства в парламенте ничего не помешает Борису Джонсону вывести Великобританию из Европейского союза. Однако смена политической конфигурации не приведет к принципиальным изменениям в отношениях Лондона и Москвы.

К таким выводам пришли эксперты, принявшие участие в круглом столе в Москве, посвященном итогам выборов в Великобритании.

 

Внутренние и внешние проблемы Великобритании

Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева считает, что результат прошедших выборов свидетельствует о грамотно выстроенной предвыборной кампании консерваторов. Прежде всего, Джонсону удалось создать очень краткий, ясный и понятный лозунг избирательной кампании: «Get Brexit done» («Завершить Брекзит»). Напротив, взгляды лидера Лейбористской партии Джереми Корбина оказались слишком левыми для британцев, а предлагаемое им решение по вопросу о выходе из ЕС было чрезмерно сложным для избирателя. В частности, этот политик предлагал вновь провести переговоры с Европейским союзом, достичь нового соглашения и, наконец, провести второй референдум, в котором он сам займет нейтральную позицию. «Теперь британцы, как они сами считают, поставили точку во всей этой истории, продолжающейся уже в течение трех с половиной лет, начиная с референдума 2016 года», - подчеркнула Е.Ананьева.

Тем не менее, проблем не становится меньше. Причем они касаются не только внешнеполитической, но и внутренней повестки. Лидер лейбористов Джереми Корбин уже заявил, что он не возглавит партию на следующих выборах, однако это не значит, что он сразу же уйдет в отставку. «Предстоит жесткая борьба между правым и левым крылом этой партии. Посмотрим, чем она закончится. Правила в этой организации таковы, что все может повториться еще раз», - пояснила Е.Ананьева.

Убедительную победу одержала и Шотландская национальная партия. Эксперт не исключила, что в Эдинбурге будет поставлен в актуальную повестку вопрос о повторном референдуме, касающемся перспектив независимости Шотландии. Но поскольку у тори большинство, и они против подобной перспективы, не исключена яростная борьба и на этом направлении.

В свою очередь, партия либеральных демократов во главе с Джо Суинсоном утратила свое положение в парламенте, проиграв в своем избирательном округе и получив всего 7,4% голосов. «Это значит, что у неё будет новый лидер. Новому руководству придется серьезно подумать о том, как жить дальше», - отметила Е.Ананьева.

Итоги выборов в Северной Ирландии оказались не слишком радостными для Демократической юнионистской партии, которая получила 8 мест. «Свое влияние в парламенте она также утратит, поскольку Консервативная партия больше не нуждается ни в коалиции, ни в соглашениях о поддержке. И если в прежнем составе парламента были консерваторы, которые возражали против генеральной линии партии, то теперь их либо не будет вообще, либо слишком мало, чтобы лишить ее большинства в парламенте», - заключила Е.Ананьева.

 

Brexit и обновление политических элит

Член Совета по внешней и оборонной политике, советник-посланник (в ранге посла) Посольства Российской Федерации в Великобритании (2011–2017 гг.), член Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Крамаренко уточнил, что 31 января 2020 года кончается лишь формальное членство Великобритании в Евросоюзе. Вслед за этим начинается переходный, или адаптивный, период, который затянется на 11 месяцев – до 31 декабря. В течение этого времени Лондон и Брюссель должны провести переговоры о формате будущих отношений, прежде всего в экономической сфере. Однако сложность заключается в том, что этого времени крайне мало для того, чтобы достичь нового соглашения. Более того, Великобритания не готова к этому ни институционально, ни в кадровом отношении, поскольку последние 45 лет эти проблемы находились исключительно в фокусе внимания брюссельской бюрократии. «Очевидно, что Борис Джонсон это понимает. Он уже заявил накануне выборов, что переходный срок не будет продлеваться. Можно сказать, что он выдвинул второй ультиматум в Брюсселе своим партнерам по ЕС: если установленный срок и на условиях, которые приемлемы для британцев, договориться не удастся, то Соединенное Королевство покинет Евросоюз то без всякого соглашения», - подчеркнул дипломат.

По словам А.Крамаренко, период премьерства предшественницы Джонсона - Терезы Мэй - создал ложное впечатление в Брюсселе, что они имеют дело с податливым партнером, которого легко контролировать. Её фундаментальный просчет заключался в том, что она придерживалась принципа: «Лучше никакого соглашения, чем плохое». «В итоге она пришла к «плохому» соглашению, хотя президент США Дональд Трамп настоятельно советовал ей шантажировать Брюссель тем, что страна выйдет без соглашения, потому что от этого пострадают обе стороны. И когда пришел к власти Борис Джонсон, он занял жесткую позицию и добился нужного ему результата», - заметил эксперт.

Дипломат отметил, что в предстоящих переговорах Лондона с Брюсселем на стороне Великобритании выступят Соединенные Штаты. Такая поддержка вполне вписывается в логику новой Стратегии национальной безопасности США, согласно которой годна из главных задач Белого дома - борьба с экономическими и торговыми конкурентами, главным из которых является, помимо Китая, Германия. Поскольку для Берлина внешняя линия его экономической обороны – это еврозона и Евросоюз, то Брекзит рассматривается Трампом как своеобразный таран, который имеет целью разрушить европейский проект, в центре которого находится официальный Берлин. «В данном случае союзнические отношения, унаследованные от эпохи холодной войны, отошли на второй план. Более того, отношения в рамках НАТО будут использоваться Вашингтоном для того, чтобы заставлять союзников покупать ненужные американские вооружения и обеспечивать реиндустриализацию США.

А.Крамаренко считает, что личность премьер-министра имела большое значение для исхода выборов. «В Великобритании мажоритарная избирательная система. Поэтому почти 44%, полученные на выборах, вполне достаточны для того, чтобы получить огромное большинство и устойчивую ситуацию в парламенте для правительства», - заметил он. Согласно позиции дипломата, современный западный мир вступил в эпоху кардинальных перемен. В этих условиях востребованы такие личности, как Джонсон и Трамп, которые способны говорить с электоратом на одном языке и разделяют его убеждения, хотя они и могут расходиться с позицией большинства западных элит. Правящие элиты обеих стран будут обновляться за счет политиков нового типа. «В Консервативной партии Великобритании всегда существовало евроскептическое крыло. То же самое можно сказать и о Республиканской партии США. Эти настроения совпали с позицией молчаливого большинства, которому вдруг дали проголосовать», - подчеркнул А.Крамаренко.

 

Политические институты Великобритании после Brexit

Первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Ковалев отметил, что новому правительству Великобритании предстоит определиться с вариантом выхода из ЕС: либо по сделке, заключённой ещё Т.Мэй, которую отказываются пересматривать в Брюсселе, либо без нее, быстро и радикально меняя собственное законодательство. «Жесткий вариант предполагает большие потери для обеих сторон. К тому же Великобритания выходит из Евросоюза, но не из Европы, сохраняя значительные экономические, финансовые и торговые интересы на континенте», - подчеркнул эксперт.

В свою очередь, в Шотландии сохраняется абсолютное доминирование националистов, которые не хотят выходить из ЕС и настойчиво требуют второго референдума. Согласие на такой шаг может дать только парламент в Вестминстере, который должен принять соответствующий закон. Но вряд ли подобное произойдет. Наконец, дала о себе знать и проблема Ирландии, которой Борис Джонсон готов был в определенный момент пожертвовать, проведя границу по морю, что де-факто означало утрату Лондоном суверенитета над северной частью «зеленого острова».

Не все ладно и в партийно-политической системе Соединенного Королевства. Налицо кризис именно тех политических движений, которые до недавнего времени казались весьма перспективными. Все партии переживают раскол, не исключая и самих тори. Важным фактором выборов стала и Партия Брекзит, возглавляемая Найджелом Фараджем. Несмотря на то, что Борис Джонсон отказался блокироваться с ним, тот фактически оказал консерваторам помощь: не выставлял своих кандидатов в тех округах, где тори очевидно могли победить. «Великобритании требуется перенастройка ключевых политических институтов, вступающих в диссонанс с современными реалиями», - заключил И.Ковалев.

По словам Е.Ананьевой, «брекзитеров» и «римейнеров» в Великобритании примерно поровну. Конечно, благодаря убедительной победе консерваторов, в парламенте Борис Джонсон может рассчитывать на большинство. Однако не стоит забывать о том, что в развернувшейся политической борьбы «за» и «против» выхода из Евросоюза, приримают активное участие активисты, которые стали обращаться в суд. Широкую известность получил иск инвестиционного менеджера Джины Миллер, которая не согласилась с инициативой премьер-министра о приостановке работы парламента. «Согласно статье 50 Лиссабонского договора правительство не имеет права по своему усмотрению отправлять в ЕС уведомление о выходе из его рядов без санкции высшего законодательного органа. Верховный суд согласился с этой позицией», - подчеркнула Е.Ананьева. По словам эксперта, политикам придется в ближайшее время учитывать не только расклад в Палате общин, но и позицию «улицы», дополнительно осложняющую ситуацию в стране.

В свою очередь А.Крамаренко отметил, что в Эдинбурге вряд ли будет торопиться с новым референдумом. « Шотландская национальная партия вряд ли в состоянии в полной мере судить о преобладающих настроениях среди самих шотландцев, которые довольно прагматичны. Скорее всего, они будут следить за тем, что будет происходить в самом Соединенном Королевстве и на континенте. В 2020 году предстоит глобальная рецессия, которая уже затронула Германию и понемногу распространяется на другие страны Европы. Предпринимать в это время резкие шаги было бы недальновидно», - заметил дипломат.

 

Российско-британские контакты: изменений не предвидится

В то же время эксперты считают, что победа консерваторов на выборах в британский парламент не окажет существенного воздействия на взаимоотношения Лондона и Москвы. В частности, Е.Ананьева отметила, что Великобритания, по сложившейся традиции, будет оглядываться в этом вопросе на позицию Вашингтона. Антироссийский тренд проявляется не только в риторике и санкциях, но и в военном строительстве.

Эксперт пояснила, что на Даунинг-стрит невозможно будет объяснить своим избирателям внезапное потепление отношений с Москвой после долгих лет антироссийской пропаганды. «Достаточно напомнить о деле Скрипалей. В Лондоне обвинили Россию в том, что она впервые со Второй мировой войны применила боевое отравляющее вещество в Европе. Обвинения не подтвердились, но и не дезавуированы. Позиция Великобритании по Крыму и Минским соглашениям также хорошо известна. Поэтому вряд ли можно надеяться на многое. Если и будет сотрудничество, то неочевидное всем и, скорее всего, в экономике», - отметила Е.Ананьева.

С коллегой согласился первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ И.Ковалев. «Отношения между нашими странами находятся на таком низком уровне, что, даже если бы в Кабинете министров и решили изменить их в позитивную сторону, это заняло бы слишком много времени», - отметил он.

Кроме того, Россия и Великобритания исторически являются соперниками. «Разумеется, никто не забывает об опыте союзнических отношений в двух мировых войнах, однако это были критические моменты, когда другого варианта не было. К тому же имперское сознание в Лондоне никуда не делось. Их нынешняя внешнеполитическая концепция так и называется – «Глобальная Британия». Нас там оценивают как конкурентов, почти по всем направлениям отношения заморожены», - подчеркнул И.Ковалев.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати