Интервью предоставлено для печати ИТАР-ТАСС.
Чем примечателен предстоящий юбилей в историческом плане и какое значение придается этой дате сегодня?
Дмитрий Любинский: Как и большинство юбилейных дат, 200-летняя годовщина установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией - это, прежде всего, хороший повод оглянуться на пройденный нашими странами путь, вспомнить общее историческое прошлое и постараться осмыслить его уроки. Юбилей призван стать своеобразным рубежом в наших отношениях, отталкиваясь от которого мы сможем подвести промежуточные итоги сотрудничества в самых различных областях и наметить планы на перспективу. Юбилейный год служит хорошим стимулом для продолжения активных политических контактов, над согласованием графика которых мы сейчас работаем. Важно, что в будущее российско-швейцарских отношений и мы, и наши партнеры смотрим с большим оптимизмом.
Чем были наполнены эти два столетия двусторонних отношений?
Д.Любинский: 22 февраля 1814 года (по новому летоисчислению - 6 марта) состоялось вручение верительных грамот видным российским дипломатом, действительным статским советником графом Иваном Антоновичем Каподистрией в качестве Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра при Швейцарской Республике. От этой даты мы ведем отсчет наших дипломатических отношений.
Следует отметить, что И.А.Каподистрия лично участвовал в работе над проектом Конституции Конфедерации и заключительными документами Венского конгресса 1815 года, провозгласившими Российскую империю одним из гарантов швейцарского нейтралитета. Таким образом, Россия оказалась непосредственно причастной к «главной константе» швейцарской государственности, благодаря которой Конфедерацию обошли стороной разрушительные войны XIX и XX веков.
Нельзя сказать, что в наших отношениях все всегда было гладко. Убийство советского дипломата В.В.Воровского в Лозанне в 1923 году и последующее оправдание убийцы судом присяжных привело к разрыву дипломатических отношений, которые были восстановлены только в марте 1946 года. С тех пор двустороннее сотрудничество развивалось по нарастающей. В декабре 1991 года швейцарское правительство одним из первых официально признало Россию в качестве государства - продолжателя бывшего СССР. Сегодня в лице швейцарцев мы имеем надежных и перспективных партнеров, о какой бы сфере сотрудничества ни шла речь.
Что отличает Швейцарию от других европейских государств? В чем специфика двусторонних отношений между Россией и Швейцарией в области политики, экономики и культуры?
Д.Любинский: Отличительными чертами Швейцарии, помимо упомянутой политики нейтралитета, является эффективно работающая система прямой демократии. Для нас также представляет интерес швейцарский опыт успешного построения национальной модели экономики: не обладая богатыми природными ресурсами, страна удерживает мировое лидерство по показателям конкурентоспособности.
У нас много объединяющих факторов. Мы разделяем общие цивилизационные ценности, политическое устройство наших стран основано на принципах федерализма, близки подходы в международных делах. Нам удалось создать прочный фундамент политических, торгово-экономических, научных, культурных и межчеловеческих связей, характеризующихся принципами взаимного уважения и равноправного партнерства.
В последние годы российско-швейцарские отношения вышли на качественно новый уровень. Знаковым событием стал первый в истории государственный визит Президента Российской Федерации в Швейцарию в сентябре 2009 года, придавший дополнительный импульс углублению сотрудничества по всем направлениям, включая сферу высоких технологий и инноваций. Свидетельством последовательного расширения и укрепления наших связей служит разветвленная, постоянно совершенствующаяся договорно-правовая база. Интенсивно развиваются межпарламентские и межведомственные связи.
Как никогда активны контакты по линии внешнеполитических ведомств. Наши ведомства в 2007 году заключили совместный Меморандум о содействии развитию двустороннего сотрудничества, положения которого позволяют нам проводить консультации по самому широкому спектру международных и двусторонних вопросов. Только в 2013 году состоялось более 20 таких встреч на уровне руководства МИД и директоров профильных департаментов. Апробированным форматом взаимодействия являются регулярные встречи координаторов двустороннего сотрудничества - первого заместителя министра иностранных дел России В.Г.Титова и статс-секретаря ФДИД Швейцарии И.Росье. Ежегодно, в том числе «на полях» различных международных мероприятий, проводятся встречи министров иностранных дел.
В последние годы достаточно регулярным стало и проведение российско-швейцарских саммитов.
В нынешнем году Швейцария председательствует в ОБСЕ. Какие ожидания в России связывают с этим председательством?
Д.Любинский: Россия настроена на конструктивное сотрудничество с Берном в ходе председательства Швейцарии в ОБСЕ. Исходим из того, что швейцарские коллеги будут проводить взвешенный и сбалансированный курс. В наших общих интересах - укрепление роли ОБСЕ, повышение авторитета и востребованности Организации в международных делах. Считаем, что повышенное внимание должно уделяться проблемам, связанным с транснациональными угрозами, защите нацменьшинств, противодействию экстремизму, реформе ОБСЕ. Важно активнее продвигать процесс «Хельсинки плюс 40» с целью выйти к юбилею хельсинкского Заключительного акта в 2015 году на концептуальный стратегический документ, подтверждающий и развивающий принципы сотрудничества и безопасности на европейском континенте.
Швейцария представляет интересы России в Грузии. В чем выражается эта роль и почему выбор пал именно на Швейцарию?
Д.Любинский: В 2008 году после трагических событий, которые повлекла за собой агрессия режима М.Саакашвили против Южной Осетии, Швейцария в условиях разрыва дипломатических отношений грузинской стороной предложила свои услуги по представительству российских интересов в Грузии и грузинских в России. Мы откликнулись на это предложение, не сомневаясь в объективности и беспристрастности швейцарских партнеров, имеющих богатый опыт международного посредничества. Были подписаны соответствующие соглашения, и Россия открыла секцию своих интересов при посольстве Швейцарии в Тбилиси. Мы благодарны Конфедерации за продуктивное сотрудничество, позволяющее эффективно решать насущные консульские и гуманитарные проблемы, возникающие в Грузии у российских граждан. Не менее значимым является предоставление площадки для Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. На сегодня это единственный международный формат прямого равноправного диалога Абхазии и Южной Осетии с Грузией.
Российская часть программы перекрестных культурных сезонов представлена достаточно подробно. Швейцарцы пока своих козырей не раскрывают. Что вам известно об их программе?
Д.Любинский: Программа юбилейных мероприятий - это живой документ, который постоянно пополняется за счет включения все новых мероприятий. Насколько нам известно, помимо названных вами пунктов, в планах партнеров организация в России крупного инновационного форума, выступления швейцарских творческих коллективов, мероприятия культурного фонда «Про Гельвеция», спортивные соревнования, выставка исторических документов, презентация архитектурных проектов и даже дегустация швейцарских вин и произведений кулинарного искусства.
Структурно юбилейные мероприятия можно разделить на три основных блока: помимо Сезонов культуры, это мероприятия, организуемые по межпарламентской линии и, разумеется, во взаимодействии МИД двух стран. К 6 марта этого года - дню открытия юбилейного года был приурочен обмен поздравительными посланиями министров иностранных дел, а также проведение торжественных приемов в посольствах Швейцарии в Москве и России в Берне. В ближайших планах - организация историко-документальными службами выставки архивных документов, посвященных истории наших отношений, дискуссий с участием представителей научного сообщества и дипломатов двух стран, публикации в прессе России и Швейцарии, другие совместные акции.
Известно, что в Швейцарии сфера культуры не относится к ведению правительства. С кем и как сотрудничать, каждый кантон решает самостоятельно. По этой причине организовать в стране общенациональный культурный проект почти невозможно. Вам же это удалось сделать?
Д.Любинский: Нам не так важно, какой формальный статус в Швейцарии будут иметь мероприятия в рамках проводимых Сезонов культуры - общенациональный или региональный. Гораздо важнее обеспечить максимально широкий охват, познакомить как можно большее число швейцарских граждан с многообразием российской культуры и, если взять шире, с Россией как таковой - ее традициями и обычаями, реальным положением дел в стране, позицией по основным вопросам внутренней и международной политики. Все-таки образ России в преломлении швейцарских СМИ пока еще далек от объективности. Столь масштабные события, как юбилейный год или завершившиеся недавно Олимпийские зимние игры в Сочи, позволяют преодолеть рамки навязываемых общественности предвзятых и однобоких впечатлений о России.
Программу юбилейных мероприятий прорабатываем в тесном контакте с Министерством культуры России и «группами дружбы» Государственной Думы и Совета Федерации. Общей координацией и решением практических вопросов со швейцарскими партнерами занимается наше посольство в Берне. Так что, возвращаясь к вопросу, все можно организовать, если в этом заинтересованы обе стороны.
Что вы можете сказать об участии швейцарцев в зимней Олимпиаде в Сочи?
Д.Любинский: Швейцария приняла активное участие в Олимпийских зимних играх в Сочи: честь страны отстаивали 163 спортсмена - рекордное для швейцарцев количество атлетов на зимней олимпиаде. Многие из них добились превосходных результатов, завоевали медали разного достоинства.
Президент Швейцарии Дидье Буркхальтер приезжал на открытие Олимпиады, а Президент Российской Федерации В.В.Путин и министр иностранных дел России С.В.Лавров посетили расположенный в самом центре сочинского Олимпийского парка «Швейцарский дом». На протяжении Игр в «Швейцарском доме» побывали более 100 тыс. человек, которые смогли по достоинству оценить развернутую там выставку, посвященную значительному инновационному потенциалу Конфедерации.
Швейцарские компании участвовали в создании олимпийской инфраструктуры, проектировании автомобильных и железнодорожных тоннелей, спортивных объектов, включая Ледовый дворец и Центральный олимпийский стадион. Надеемся, что позитивный опыт этого сотрудничества будет использован и в дальнейшем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs