Уважаемые дамы и господа,
Мы с моим коллегой Ж. Ассельборном провели переговоры, рассмотрели вопросы двусторонней повестки дня, международные проблемы.
Отношения России и Люксембурга динамично развиваются. Активизировались политические контакты, укреплена договорно-правовая база, расширяются торгово-экономические и культурные связи. Мы ценимдиалог с Люксембургом, который находился у истоков общеевропейских интеграционных процессов и продолжает играть активную роль на континенте.
В прошлом году товарооборот между нашими странами увеличился почти на 20 %. Люксембург занимает третье место по объему накопленных инвестиций в Российскую Федерацию, что составляет около 50 млрд.долл. Наши показатели скромнее – в Люксембурге около 7 млрд.долл. российских инвестиций. Думаю, что все еще впереди.
Наше взаимодействие развивается на модернизационном треке (соответствующее Совместное заявление о партнерстве для модернизации было подписано в 2011 г.), которое осуществляется в формате контактов по линии бизнес-сообществ. Прорабатываются вопросы укрепления связей между нашими людьми, которому способствовало бы возобновление регулярного воздушного сообщения. Эта тема также обсуждается.
Мы традиционно взаимодействуем с Люксембургом по международной повестке дня. Сейчас это взаимодействие будет иметь еще одну дополнительную площадку – Люксембург стал непостоянным членом СБ ООН. Сегодня мы обсудили актуальные темы, стоящие на повестке дня этого центрального органа ООН в марте, когда Люксембург будет председательствовать в Совбезе.
Рассмотрели состояние и перспективы отношений между Россией и ЕС. Здесь у нас традиционные приоритеты – энергодиалог, визовая либерализация, подготовка нового базового соглашения. Мы обсудили предложенную Президентом России В.В.Путиным инициативу обозначить цель продвижения к общему экономическому и гуманитарному пространству от Лиссабона до Владивостока. В качестве первого шага Президент В.В.Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе предложил договориться о начале работы над созданием к 2020 г. Зоны свободной торговли между ЕС и Евразийским экономическим союзом, который начнет функционировать уже через год. Наши европейские партнеры взяли эту идею в проработку. Исходим из того, что задействование таким образом огромного потенциала сотрудничества России и ЕС было бы во благо всех стран и народов Европейского континента. Безусловно, это помогло бы вовлечь в сотрудничество и диалог страны, которые не являются членами ЕС или не входят в формируемый Евразийский экономический союз. Это касается и Украины.
Говорили сегодня о событиях в этом государстве. У нас обоюдная глубокая озабоченность тем, что процессы продолжают развиваться не всегда в конструктивном русле. Подтвердили принципиальную позицию России о невмешательстве во внутренние дела Украины. Рассчитываем, что все будут придерживаться схожей логики и использовать контакты с различными украинскими политическими силами, чтобы воздействовать на них в плане успокоения обстановки, не пытаться достигать неких конъюнктурных, односторонних преимуществ на этапе, когда требуется национальный диалог и возвращение ситуации в правовое русло.
Согласны с люксембургскими партнерами в том, что опасно и контрпродуктивно пытаться навязывать Украине выбор по принципу «либо с нами, либо против нас». Мы заинтересованы в том, чтобы Украина была частью общеевропейской семьи во всех смыслах этого слова.
Обсудили ситуацию на Ближнем Востоке. Люксембург был одним из соавторов недавно принятой СБ ООН резолюции, посвященной задачам облегчения гуманитарной ситуации в Сирии. Ценим работу, проделанную соавторами работу, которые учли наши принципиальные поправки и позволили принять эту резолюцию консенсусом.
Мы обменялись мнениями о других аспектах ситуации в регионе - обсудили иранскую ядерную программу, вопросы Афганистана, которые будут рассматриваться в СБ ООН в марте, ситуацию в Центральноафриканской Республике, другие конфликты на Африканском континенте, которые также вынесены на рассмотрение СБ ООН в марте с.г..
Доволен итогами переговоров, которые подтвердили наш взаимный настрой на дальнейшее наращивание взаимовыгодного сотрудничества.
Вопрос: Украинская сторона предлагает провести некую «конференцию доноров» с целью стабилизации ситуации в стране. Некоторые мировые СМИ сообщают, что ЕС не против этой идеи. Готова ли Россия участвовать в данной конференции?
С.В.Лавров: Руководство Российской Федерации в лице Председателя Правительства Д.А.Медведева и Министра финансов А.Г.Силуанова уже неоднократно высказывалось относительно «конференции доноров» и в принципе нашего отношения к реализации согласованного между Россией и Украиной финансового пакета. Мы хотим понять, кто войдет в новое формирующееся буквально в эти дни правительство Украины, и какова будет его программа, в том числе по стабилизации экономики. На данном этапе очень важно обеспечить условия для нормального экономического восстановления и развития, что требует немедленного прекращения любого насилия, восстановления правопорядка и национального примирения. Хотели бы понять отношение правительства, которое будет сформировано, к этим ключевым задачам, стоящим на данном этапе перед нашими украинскими соседями.
Несмотря ни на что, важно придерживаться принципов, зафиксированных в подписанном 21 февраля соглашении об урегулировании кризиса на Украине. В нем идет речь о том, что полиция должна уйти с улиц, что и было сделано. Больше ничего из этого соглашения не выполнено. Боевики не освобождают здания, а наоборот, выполняют в Киеве функции поддержания правопорядка. В соглашении записано, что для нормализации обстановки необходимо не только вернуться к Конституции 2004 г. (что уже сделано – Верховная Рада приняла соответствующий закон, хотя я оставляю в стороне то, насколько это было сделано в соответствии с процедурами), но и сразу после этого начать конституционную реформу, которая должна устранить ситуацию, когда после каждых выборов на Украине меняется Конституция.
Для обеспечения устойчивых правовых рамок развития украинского государства необходимо, чтобы данная конституционная реформа обеспечивала участие всех без исключения политических сил и регионов страны, чтобы интересы всех украинцев были учтены. Соглашение от 21 февраля предусматривает, что такую реформу нужно провести до сентября, и только после этого до конца года должны состояться президентские выборы.
Пока мы услышали только решение тех, кто сейчас принимает законы в Верховной Раде, о том, что президентские выборы состоятся 25 мая. Это уже означает отход от договоренностей. Мы хотели бы понять что происходит с конституционной реформой и процессом, который должен примирить украинцев, чтобы ни один регион и ни один гражданин этой страны не чувствовал и себя ущемленными. Мы очень хотим получить ответ на этот вопрос, тем более, что сейчас радикалы грозят «походом» на те регионы страны, которые высказывают несогласие с используемыми оппозицией методами.
Наша главная задача – помочь братскому украинскому народу. Мы ждем формирования нового правительства и его программу. Помимо политической, есть еще и чисто финансовая составляющая. Мы хотим, чтобы средства пошли на пользу реальным реформам на Украине.
Вопрос: В последнее время на фоне общего ухудшения обстановки на Украине обострилась и ситуация с преследованием некоторых представителей СМИ – как украинских, так и иностранных, которые неугодны пришедшим сейчас к власти силам на Украине. Не является ли это несоответствием европейским стандартам демократии, прав человека, свободы прессы?
С.В.Лавров: Нас очень тревожит многое, из того, что сейчас предпринимает Верховная Рада. Одним из первых принятых ею решений стала отмена Закона о языках, принятого в свое время в результате долгих терзаний на Украине в соответствии с требованиями Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, который предоставлял право национальным меньшинствам жить и работать на своем родном языке. При этом он касался не только русских, но и поляков, румын и других проживающих на Украине национальностей. Этот закон отменен. В связи с этим Россия выразила свою озабоченность. Уверен, что в ЕС также существуют подобные озабоченности.
Вызывает тревогу происходящее вокруг СМИ. Мы знаем, что произошло на днях на телеканале «Интер». Нам известно о предложении запретить вещание на территории Украины компаниям стран, которые не являются участниками Европейской конвенции о трансграничном телевидении. Россия не является участником данной конвенции, но это не мешает нам вещать на всю Европу. Нам не создают подобных проблем ни в одной стране Евросоюза. Принятие такого решения на Украине будет серьезным нарушением свободы слова. Не зря представитель ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович намеревается приехать на Украину, чтобы разобраться с этой ситуацией.
В целом, мы заинтересованы в том, чтобы не допустить влияния радикалов и националистов, которые сейчас явно пытаются играть первую скрипку и на волне революции принимать решения, которые будут наносить ущерб значительной части украинского государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs