В. Матвиенко: российской экономике необходим закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

13:44 21.02.2014 Елена Шашкина, редактор-консультант журнала «Международная жизнь»


В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные формированию правовых основ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынок.

Открывая парламентские слушания, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что перед Россией стоит важнейшая задача перехода от экономики, основанной на экспорте сырья, к инновационной модели развития. «По существу речь идет о создании условий для развития в нашей стране новых высокотехнологичных отраслей и производств. А развитие это возможно только в случае, если товары и услуги будут конкурентоспособны, обеспечены стабильным спросом, а спрос не появляется сам по себе. Его, особенно в условиях ВТО, надо последовательно формировать. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования спроса является выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность. К положительным моментам можно отнести и то, что больше средств из бюджета стало выделяться на поддержку выставок за рубежом, и то, что растет число выставочных комплексов и соответственно мероприятий международного и межрегионального уровня. В текущем году на эти цели предусмотрено более миллиарда рублей».

В настоящее время принимаются практические шаги по упорядочению выставочной деятельности, отметила Председатель СФ: «При Министерстве промышленности и торговли работает межведомственная комиссия, рассматривающая планы зарубежных мероприятий. Торгово-промышленная палата России патронирует порядка 130–150 выставок в год. Вмарте 2013 года была утверждена Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». Ведется активная работа над проектом Концепции развития этой сферы экономики. Активизировался и процесс формирования нормативных основ на региональном уровне».

В этой сфере у страны есть хороший потенциал для роста, подчеркнула Валентина Матвиенко. «На Петербургском экономическом форуме в прошлом году было подписано 102 соглашения на сумму 10 триллионов рублей. Это превысило результат предыдущего форума более чем в 30 раз. Большая часть соглашений была достигнута в нефтегазовом секторе, а также в сферах машиностроения, нефтехимии, энергетики, транспорта, высоких технологий и фармацевтики. Содействие продвижению отечественных товаров на внешний рынок – одна из основных задач федерального уровня власти. Однако существующие механизмы финансирования российских экспозиций с частичным финансированием из средств федерального бюджета требуют обновления. Нынешний порядок финансирования выставок препятствует продвижению российской экспортной продукции за рубеж, поскольку никак не учитывает специфику выставочной деятельности», – заявила Валентина Матвиенко. Она отметила также, что состояние и темпы развития выставочной индустрии пока не отвечают ни потенциалу, ни запросам социально-экономического развития страны. «Причины известны, - обратила внимание присутствующих В.Матвиенко, - ведомственная разобщенность, неразвитость федеральной и региональной выставочной инфраструктуры, недооценка потенциала выставок со стороны органов власти, недостаток квалифицированных специалистов».

Особое внимание Валентина Ивановна уделила законодательному регулированию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. «Следует предельно внимательно отнестись к предложению о разработке проекта федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Важная миссия отводится и закону о государственно-частном партнерстве. Разработанный Правительством РФ,  закон почти год назад был принят в первом чтении. Стоит подумать, как ускорить прохождение этого важного для отрасли документа. Необходимо также предусмотреть особые условия исчисления и уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и арендной платы за землю».

На выставочных площадках мира заключаются большие объемы сделок купли-продажи товаров, услуг и технологий. Например, ежегодный объем контрактов на ежегодной Кантонской ярмарке в Китае достигает 70 миллиардов долларов, что соразмерно 5% объема делового экспорта страны. Сумма сделок на машиностроительной выставке EMO (ЭМО) в Ганновере оценивается в 5 миллиардов долларов. Сумма контрактов прошедшего в 2013 году МАКСа в Жуковском превысила 20 миллиардов долларов. По данным зарубежных источников суммарные доходы от проведения мероприятия на выставочной площадке Messe (Мессе) Франкфурт в Германии ежегодно приносит в казну города порядка трех миллиардов евро.

Особое значение выставочно-ярмарочная деятельность приобретает в связи с развитием интеграционных процессов на Евразийском пространстве. В нашей стране накоплен немалый опыт проведения выставочных мероприятий самого различного формата, есть собственные авторитетные площадки для проведения выставочных мероприятий самого высокого уровня, например, московский «Крокус Эспо», который уже почти 10 лет успешно работает в данной сфере.

В России ежегодно проводится 1700 выставок на площади в 2.6 миллионов квадратных метров. В них принимают участие около 140 000 российских и 20 000 зарубежных компаний и фирм. По экспертным оценкам, оборот выставочного рынка России составляет 800 миллионов долларов, что соответствует 7-му месту в мире. Однако на Россию приходится всего 2% суммарной площади выставочных центров мира, что крайне мало, учитывая масштабы нашей страны (в США этот показатель достигает 20%, В КНР - 15%, в Германии - 10%). По количеству международных конгрессных мероприятий Россия занимает 41-е место в мире. При этом международные конгрессные мероприятия являются одними из самых эффективных инструментов развития крупных городов, регионов и их инвестиционной привлекательности, а также роста и престижа государства. Во многих странах такие виды деятельности занимают достаточно высокую долю ВВП. В настоящее время на мировом рынке действуют более 1300 крупных выставочных центров с закрытой выставочной площадью в 33 миллиона квадратных метров. При этом в нашей стране общая площадь выставочных центров сопоставима лишь с площадью одной только Ганноверской ярмарки.

Во время проведения Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума в 2012 году состоялась выставка-презентация регионов Сибири и Дальнего Востока. Важно отметить роль Международного инвестиционного форума «Сочи» в привлечении капиталов для развития региона. По некоторым оценкам, соглашения Сочинского форума разных лет принесли Кубани более 250 миллиардов рублей инвестиций.

 

В Российской Федерации в данной сфере работает 91 торгово-промышленная палата, которая проводит в течение года до 700 выставок. В российских регионах сосредоточенно только 27 % всех выставочных площадей страны (остальные находятся в Москве и Санкт-Петербурге). Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин считает, что в условиях членства России в ВТО, усиления конкуренции на большинстве отраслевых рынков и развития процессов глобализации экономики выставочно-конгрессная деятельность является одним из важнейших инструментов экономической политики государства.

«Выставочная сфера должна восприниматься не только с точки зрения доходности выставочных компаний, а прежде всего оцениваться, насколько полно на каждый затраченный экспонентом рубль предоставляются услуги, способные приблизить продвигаемую продукцию к потребителю. Даже в кризисные годы прирост выставочных площадей составлял не менее двух-трех процентов. Интерес к выставочным мероприятиям проявляют около 260 миллионов посетителей в год по всему миру. У нас в стране объем продаж выставочного рынка увеличился в прошлом году на семь процентов, несмотря на снижение темпов развития экономики. Требует пересмотра система государственной поддержки. Пока она в целевом порядке распространяется на организацию выставок за рубежом, в то время как вся система поддержки должна быть продумана, четко структурирована как на федеральном уровне, так и на местах. Регламент ВТО это позволяет, чем надо пользоваться в интересах развития экономики регионов», - подчеркнул Сергей Николаевич Катырин. Глава ТПП также обратил внимание на ряд нерешенных проблем, которые носят системный характер: «Отсутствие необходимой координации, недостаточная поддержка выставочных мероприятий и слабое материально-техническое обеспечение отрасли во многом объясняются несовершенством нормативно-правовой базы. В нашей огромной стране общая площадь выставочных центров сопоставима с одной лишь Ганноверской ярмаркой».

Основой системы правового регулирования отрасли должен стать Федеральный закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»,- уверен президент ТПП. Принятие этого закона позволило бы четко определить порядок взаимоотношений всех участников выставочного процесса, разрешить многие накопившиеся проблемы.

По итогам проведенного Торгово-промышленной палатой опроса, 48 глав регионов подтвердили свою заинтересованность в развитии выставочной инфраструктуры.  Инициатива Торгово-промышленной палаты – разработать новую концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности была поддержана руководством страны.

В ходе слушаний выступили председатель Комитета СФ по экономической политике Юрий Неелов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, заместитель Министра регионального развития РФ Светлана Иванова, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Беднов и другие участники.

Участники слушаний одобрили рекомендации, направленные на обеспечение соответствия темпов развития выставочной индустрии потребностям отечественной экономики в условиях глобализации и обострения конкуренции на мировых рынках. Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано разработать программы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и изучить возможность введения налоговых льгот для организаций, работающих в этой сфере.

Ключевые слова: экономика В.И.Матвиенко выставочно-ярмарочная деятельность Совет Федерации конкуренция рынок спрос

Версия для печати