ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Ирака Х.Зибари, г. Багдад, 20 февраля 2014 года

12:15 21.02.2014 •

Уважаемые дамы и господа,

Сегодня состоялись очень полезные переговоры с Премьер-министром Ирака Н.Малики и Министром иностранных дел Х.Зибари. Мы подтвердили наш обоюдный настрой на взаимодействие во всех областях, на укрепление сотрудничества и добрых связей между нашими народами, которые насчитывают десятилетия и имеют богатые традиции. В целом удовлетворены тем, как развиваются наши отношения.

В самое ближайшее время состоится церемония пуска первой нефти на месторождении «Западная Курна-2», где работает «Лукойл». Другие российские компании также имеют конкретные планы совместного взаимодействия с иракскими партнерами. Мы это приветствуем и поддерживаем. Договорились ускорить завершение подготовки к очередной сессии Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая рассмотрит состояние дел и планы развития двустороннего взаимодействия.

Хорошо продвигаются гуманитарные связи, контакты в сфере культуры, науки, образования. Ежегодно Россия предоставляет иракским студентам 340 стипендий на обучение в наших ВУЗах. Нам приятно, что иракцы охотно едут учиться в Россию. Ценим интерес к преподаванию русского языка в самом Ираке, и сегодня обсудили перспективы поддержки с нашей стороны кафедры русского языка в Багдадском университете.

Достигнутые в ходе визита Н.Малики в Россию договоренности в сфере военно-технического сотрудничества в полной мере выполняются. Сегодня мы условились сделать особый упор на те виды продукции, которые остро необходимы нашим иракским коллегам в борьбе с терроризмом.

Нас сильно тревожит террористическая угроза, она расползается по региону, в том числе в связи с событиями в Сирии. Едины с нашими иракскими партнерами в том, что бороться с ней необходимо на основе одобренных Советом Безопасности ООН принципов, а именно - у терроризма нет ни национальности, ни религии, и любым террористическим проявлениям нет и не может никакого оправдания.

Выражая твердую солидарность с иракским народом в борьбе с терроризмом, мы твердо поддерживаем линию руководства Ирака на продвижение мер, необходимых для укрепления стабильности в стране, национального согласия. И в этой связи отмечаем значение предстоящих парламентских выборов.

Мы также едины в необходимости исключительно политического урегулирования сирийского кризиса, ситуации вокруг иранской ядерной программы. Приветствуем шаги, которые делаются на этих направлениях. В целом по другим проблемам Ближнего Востока и Северной Африки мы выступаем за то, чтобы народы стран региона сами определяли свою судьбу, в конституционном поле, без вмешательства извне и без попыток навязывать какие-то рецепты.

Искренне признательны руководству Ирака за решение всех технических и правовых вопросов, необходимых для начала строительства в Багдаде нового комплекса российского посольства. Уверен, что это позволит нашим дипломатам функционировать более эффективно и обеспечивать сопровождение российско-иракских связей по всем направлениям в соответствии с договоренностями на высшем уровне.

Благодарю моего коллегу и друга Х.Зибари за гостеприимство и в следующий раз надеюсь увидеть его в Москве.

Вопрос: Каковы Ваши оценки завершившегося раунда переговоров между Ираном и «шестеркой»?

С.В.Лавров (перевод с английского): Что касается прошедшего в Вене раунда переговоров между «шестеркой» и Ираном, то у нас сложилось впечатление, что стороны заинтересованы в серьезном и прагматичном подходе. Опыт выполнения договоренностей, достигнутых в Женеве в ноябре прошлого года, показывает, что они соблюдаются, и иранская сторона добросовестно подходит к сотрудничеству с партнерами.

У нас нет оснований полагать, что следующий раунд будет сопряжен с какими-либо трудностями, при условии, что все участники будут действовать на основе принципов доброй воли, используя факты, взаимоуважительно, принимая во внимание оправданные озабоченности, имеющиеся у сторон, без всякой политизации.

Вопрос: Вы обсуждали сирийский кризис, который является одной из самых злободневных тем международной повестки дня. Совет Безопасности ООН уже около года пытается принять резолюцию для обеспечения гуманитарной помощью голодающих в Сирии. Россия заявила, что будет выступать против этой резолюции. Если Правительство Сирии не одобрит проход гуманитарных конвоев, удастся ли, по Вашему мнению, достичь компромисса по данному вопросу, и каков он будет?

С.В.Лавров (перевод с английского): Если быть точным, Совбез ООН обсуждает эту резолюцию около двух недель, а не год. В то же время гуманитарная ситуация в Сирии действительно является предметом обеспокоенности Совета Безопасности. В октябре прошлого года было принято развернутое заявление Председателя Совбеза, в котором четко прописаны шаги, которые должны быть предприняты всеми сторонами для оказания содействия в доставке гуманитарной помощи. Наш подход к вопросу доставки гуманитарных грузов не диктуется стремлением понравиться тому или иному иностранному правительству, будь то сирийскому или какому-либо еще. Он основан на нормах и принципах международного гуманитарного права. Мы хотели бы, чтобы поставки гуманитарных грузов, о которых говорится в проекте резолюции, осуществлялись в рамках этого права, а не в его нарушение. В заявлении от октября прошлого года четко говорится, что трансграничные поставки должны осуществляться в рамках международного гуманитарного права. Я не понимаю, почему этот принцип не может лечь в основу нынешнего проекта, поскольку мы знаем много примеров, когда через границу, без какого-либо разрешения, поставляются не лекарства и продовольствие, а оружие и другое оборудование для боевиков. Если так важно поставлять гуманитарную помощь именно таким способом, то они могли бы использовать уже существующие маршруты, по которым поставляется оружие.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать введение США санкций в отношении украинских чиновников, а также требование ЕС провести на Украине досрочные президентские выборы? Не кажется ли Вам, что в последнее время развернута информационная война, а в СМИ постоянно появляются вбросы о вовлеченности России в украинские события?

С.В.Лавров: Что касается обвинений в адрес России, то у нас есть известная поговорка, разъясняющая, на ком обычно «горит шапка». Мы самым глубоким образом обеспокоены происходящим на Украине и, в частности, тем, как эту ситуацию комментируют и пытаются на нее повлиять в столицах западных стран. В СМИ информация подается в крайне извращенном виде, вдалбливаются простые формулы, например: Запад призывает Правительство не трогать Майдан. При этом предпочитают не говорить о том, что собой представляет этот Майдан. Ни поджоги машин, ни забрасывание сотрудников полиции «коктейлями Молотова», ни убийства в захваченном экстремистами помещении «Партии регионов» не комментируются и не разъясняются зрителям. Замалчиваются случаи насилия над губернаторами в различных регионах Украины, факты, связанные с «удачными» попытками захвата оружейных складов. Призывают исключительно правительственную сторону прекратить насилие над «очевидно мирными демонстрантами».

Правительство и Президент Украины уже не раз проявляли добрую волю, предлагали пойти на компромисс, договаривались, в частности, об освобождении задержанных на Майдане в обмен на освобождение правительственных зданий. Правительство свою часть договоренности выполнило, а оппозиция ее - сорвала. В репортажах западных СМИ с места событий вы едва ли найдете упоминание о такой организации, как «Правый сектор», члены которого открыто заявили, что не будут сотрудничать ни с Правительством, ни с оппозицией и будут действовать, как сочтут нужным. При этом действуют они радикальными, экстремистскими методами, включая регулярное применение силы.

Оппозиция не может или не хочет отмежеваться от экстремистов, а наши западные партнеры в Европе и Соединенных Штатах всю вину возлагают на власти Украины и не квалифицируют подобающим образом действия экстремистов. Эта ситуация нас тревожит, так как здесь налицо двойные стандарты. Вместо этого угрожают санкциями, а американцы уже ввели их в отношении некоторых представителей украинского руководства, создавая таким образом дополнительные стимулы для оппозиции быть неуступчивыми, и косвенно, если не напрямую, поощряя боевиков на продолжение беспредела. Евросоюз также собирается обсуждать введение санкций против руководства Украины, делая это параллельно с направлением в Киев очередной «неприглашенной» миссии. Как можно рассчитывать, что твои услуги будут востребованы, если угроза санкций делает эту операцию похожей на шантаж?

Нас удивляет, что сегодня звучит из Вашингтона. В частности, некий анонимный источник заявляет, что Вашингтону не удается дозвониться до украинских силовиков. Еще одно разочарование, которое высказывают американские представители, заключается в том, что они, дескать, не понимают позицию России и не знают, о чем Россия говорит с украинскими представителями. Наша позиция предельно ясна. Мы заявляем ее публично и не говорим нашим украинским коллегам ничего, что с ней расходится. Она заключается в том, что украинцы должны разбираться сами, в рамках своего конституционного поля, без навязчивых предложений принять ту или иную миссию, которые чаще всего приезжают вообще без приглашения. Наша позиция состоит также и в том, что все внешние игроки, равно как и украинская оппозиция должны решительно и срочно отмежеваться от экстремистов, прочих радикалов и антисемитов. Это нужно сделать недвусмысленно и подкрепить свои слова конкретными делами.

России скрывать нечего. Но мы, наверное, хотели бы знать больше о том, что ежедневно делают на Украине представители западных стран, включая уважаемую мной Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности К.Эштон. Всем известен случай, когда в конце января с.г. в ходе своего очередного посещения Киева она встречалась с журналистами, куда не пустили запросившихся представителей российских СМИ.

Еще один важный момент – пора наконец перестать вести дело к тому, чтобы использовать Украину как разменную монету в геополитической игре, выдвигать различные призывы к украинскому руководству, сформулированные в русле «или с нами, или против нас». Вы, наверняка, слышали, как неоднократно из западноевропейских столиц звучали требования обеспечить украинскому народу свободу выбора, добавляя, что это выбор - в пользу Евросоюза. Цель навязать такой выбор украинскому руководству заметна и в выдвигаемых сейчас инициативах, и требованиях провести досрочные парламентские и президентские выборы, сформировать коалиционное правительство. Все пытаются решать за Украину. Из Вашингтона сегодня прозвучали заявления, что все эти перемены должны привести к тому, чтобы Украина была полностью интегрирована в мировое сообщество. Это кажется странным, потому что Украина является полноправным членом ООН, к тому же одним из ее основателей, а также участником Совета Европы и ОБСЕ. Какую еще более полную интеграцию в мировое сообщество можно навязывать этой стране? Интеграцию в Евросоюз или НАТО? Если это и есть настоящее мировое сообщество в глазах наших западных партнеров, то мы с этим согласиться не можем.

Мы против разделительных линий и выступаем за то, чтобы никогда не продвигать свои интересы в ущерб интересам партнеров. Мы за то, чтобы украинская власть и оппозиция в конституционном и правовом поле договорились, как преодолеть нынешний кризис, и объединили свои усилия против экстремистов, пытающихся спровоцировать гражданскую войну.

Вопрос: Есть ли у России планы внести на обсуждение СБ ООН проект резолюции о преследовании государств, поддерживающих терроризм?

С.В.Лавров: Мы представили в Совет Безопасности ООН свои предложения по проекту резолюции, осуждающей терроризм во всех его проявлениях в контексте сирийского кризиса и активизации там бандитов всех мастей. Но не только в этом контексте, но и в принципе по проблемам региона и терроризма как угрозы миропорядку, где бы он ни проявлялся. Исходим из того, что этот документ изучается нашими партнерами. У некоторых из них есть искушение оправдывать террористическую угрозу в Сирии тем, что режим никак не хочет исчезнуть. Мы с этим не согласны.

Совет Безопасности уже высказывал свою позицию, что терроризм ничем не может быть оправдан. Сейчас, когда обсуждается резолюция по гуманитарному кризису, в нее инкорпорированы многие наши предложения о решимости Совета Безопасности не допускать дальнейшего разрастания террористической угрозы, а также о том, что внутри Сирии и правительство, и оппозиция должны объединить усилия для борьбы с этим злом.

Вопрос: Ирак в настоящее время ведет борьбу с терроризмом. Похоже, поставки российского оружия, которое могло бы оказать помощь в этом деле, задерживаются. Обсуждался ли этот вопрос сегодня, и какие виды оружия Россия может поставить Ираку для борьбы с терроризмом?

С.В.Лавров (отвечает после Х.Зибари): Поставки средств военного назначения не задерживаютсяОни осуществляются в полном соответствии с имеющимися контрактами. Другое дело, что наши иракские коллеги, учитывая остроту проблемы терроризма, хотели бы ускорить получение некоторых видов продукции. Они обратились с такой просьбой. Мы будем стараться ее удовлетворить.

Вопрос: В свое время Вашингтон ввел войска в Афганистан и Ирак под предлогом борьбы с терроризмом. Почему он этого не делает в случае с Сирией, почему не борется с терроризмом в этой стране? Почему он называет власти Сирии частью проблемы, а не частью ее решения? Почему в Совете Безопасности ООН не принимаются решения, направленные на борьбу с терроризмом в Сирии?

С.В.Лавров: У нас с американцами есть целый набор механизмов, в рамках которых мы взаимодействуем по многим острым международным проблемам, в том числе и в борьбе с терроризмом. К сожалению, в этом взаимодействии иногда проявляются двойные стандарты. Это происходит и в Сирии, примирительно к которой американские партнеры говорят, что там терроризм не победить, пока Б.Асад остается у власти. Подобная позиция, по сути дела, означает поощрение экстремистов, поощрение тех, кто их финансирует и снабжает оружием, и, в конечном счете, еще больше усугубляет сирийский кризис. При этом в частных беседах, когда никто не подслушивает, американские коллеги признают, что главной угрозой для Сирии является именно терроризм, а не режим Б.Асада. Такое понимание проявилось в июне прошлого года на саммите «восьмерки» в Северной Ирландии, когда председательствующий Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон предложил записать в итоговую декларацию призыв к Правительству Сирии и оппозиции объединить усилия и искоренить терроризм на сирийской земле. Именно этого мы сейчас и добиваемся от наших партнеров, чтобы очень решительные слова, произнесенные на высшем уровне, не расходились с практическими действиями.

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати