«Международная жизнь»: - Уважаемый Николай Андреевич, на протяжении последних лет пяти идет активная дискуссия о недостаточном уровне развития торгово-экономических отношений между Россией и Мексикой, не отвечающем месту и роли наших экономик на мировой арене. Как экономист с многолетним стажем, экономический советник посольства России в Мексике, поделитесь пожалуйста с нашими читателями, какие основные вызовы стоят в настоящее время перед нашими странами, чего не хватает для активного развития торгово-экономических отношений между Москвой и Мехико?
Н.А.Школяр: - В этой связи хотелось бы отметить следующее. В ноябре прошлого года Мексику посетила с визитом деловая миссия компаний из города Томска. Несмотря на успех состоявшегося визита, прошедших в его рамках переговоров и достигнутых договоренностей, одной из главных проблем, с которой сталкиваются наши предприниматели, оказывается отсутствие как таковой национальной стратегии защиты российского экспорта. Начну с небольшого исторического экскурса. После присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) заметно повысилось внимание государственных экономических ведомств к вопросам содействия экспортно-ориентированным предприятиям. Увеличилось предложение банковских услуг по кредитованию экспортных операций, а недавно созданное Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) приступило к выдаче страховых полисов экспортерам. В прошлом году начала осуществляться Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», одной из задач которой является формирование механизмов поддержки экспорта. Однако существующий порядок, практика и формы государственного содействия национальным экспортно-ориентированным компаниям пока не до конца соответствуют требованиям времени и весьма далеки от уровня организации этой деятельности в ведущих странах - членах ВТО.
- В чем же заключается основная проблема? И как, по Вашему мнению, необходимо ее решать?
- В настоящее время в России на федеральном уровне создаются лишь общие условия деятельности участников внешнеторговых операций, а непосредственной организацией мероприятий государственной поддержки экспорта малых и средних предприятий (МСП) призваны заниматься региональные власти. Примеры заметной поддержки экспортеров на региональном уровне немногочисленны — это, например, та же Томская область, Республика Татарстан, Республика Карелия, Ростовская область. Исходя из этого, с научной и практической точки зрения представляется актуальным и значимым рассмотрение состояния организации поддержки экспортно-ориентированных предприятий на уровне субъекта федерации, а также выработка концептуальных и программных предложений. Думаю для анализа целесообразно остановиться на российской столице, учитывая, что через Москву проходит основной поток внешнеторгового оборота страны. Москва играет решающую роль в развитии российского экспорта, исполняя миссию федерального центра формирования и проведения государственной политики поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Расположенные в столице банки и кредитные институты обеспечивают финансирование значительной доли экспортных операций страны. Ее транспортная инфраструктура является крупнейшим логистическим центром для перемещения экспортных грузов. Выставочные комплексы столицы стали основной площадкой представления экспортных российских товаров. Расположенные в Москве офисы большинства отечественных и зарубежных компаний организуют основной поток внешнеторговых операций страны. Например, в первом полугодии 2013 года на Москву приходилось 40,7% всего экспорта России - 103,4 млрд долларов и 43,4% импорта - 65,4 млрд долларов. Высокая вовлеченность Москвы во внешнюю торговлю обуславливается ее большим экономическим потенциалом, ролью в структуре экономики страны, географическим положением, финансовой устойчивостью, наличием подготовленного и активного человеческого ресурса. Такие высокотехнологичные отрасли как космическая промышленность, микроэлектроника и приборостроение, ядерные технологии, авиация, получили широкое развитие в черте города еще в советскую эпоху. Традиционно они были связаны с образовательными и научно-исследовательскими организациями, что создавало синергетический эффект, давало импульс развитию науки и производства.
- А какая складывается ситуация на сегодняшний день? Какие конкретные шаги должны быть предприняты или уже осуществляются Москвой в этом направлении?
- В последние годы под влиянием вступления России в ВТО правительством Российской Федерации и руководством города Москвы уже принят определенный ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и созданию институтов государственной поддержки экспортно-ориентированной деятельности организаций промышленности. Содействие предприятиям города в продвижении их продукции на экспорт оказывает Московская торгово-промышленная палата и образованное ею Агентство поддержки экспорта и инвестиций, а также созданный в прошлом году специализированный Центр поддержки экспорта города Москвы. Наличие этих институтов свидетельствует о начале формирования системы содействия экспортно-ориентированным промышленным предприятиям, которой пока что недостает несколько ключевых элементов, в первую очередь Национального агентства поддержки экспорта и инвестиций, способного осуществлять исполнение государственной политики поддержки экспорта, разрабатываемой министерствами и утверждаемой Правительством Российской Федерации. Несоответствие между функциями разработки национальной политики поддержки промышленного экспорта и функциями ее исполнения, а также недостроенная федеральная система содействия экспортно-ориентированным предприятиям является одной из основных причин падения продаж за рубеж российской машинно-технической продукции. Деятельность существующих федеральных и региональных институтов поддержки экспорта пока не обеспечивает промышленные организации города Москвы всем комплексом современных механизмов и инструментов помощи экспортерам продукции, которые предоставляются компаниям в странах членах ВТО. Целенаправленные финансовые средства на организацию государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий только начали выделяться в 2013 году в рамках Государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности». Аналогичная программа регионального масштаба для города Москвы пока не разработана. Размеры выделяемых средств на поддержку экспортной деятельности незначительны, а порядок их выделения не регламентирован, что приводит к случаям их неиспользования и возврата в бюджет города. Одновременно внутри самих компаний зачастую отсутствует четкая экспортная стратегия, соответствующие отделы либо не сформированы, либо располагают недостаточными ресурсами. В настоящее время на государственном уровне необходимо выявить наиболее перспективные экспортно-ориентированные компании, способные стать лидерами в формировании отраслевых экспортных консорциумов, локомотивами освоения внешних рынков. Организация предоставления помощи экспортно-ориентированным компаниям по отдельным группам позволит сконцентрировать ресурсы в адресном направлении, отработать в экспериментальном режиме механизмы воздействия, подготовить материалы и мероприятия, которые могут в последующем распространяться в открытом доступе виртуальной среды для общедоступного пользования другими заинтересованным в организации экспорта компаниями. Выбор приоритетов государственной поддержки экспортно-ориентированных компаний определяется отраслевыми и географическими факторами. Отраслевые приоритеты устанавливаются на основе сложившейся структуры промышленности Москвы, наличия имеющихся и потенциальных конкурентных экспортных преимуществ, возможности концентрации этих преимуществ в форме организации, экспортного консорциума, способных воспринимать комплексную государственную поддержку для освоения ими внешних рынков и продвижения их продукции.
- Какие товары Вы бы выделили как наиболее приоритетные с точки зрения поддержки экспорта из столичного региона?
- Промышленность Москвы в основном представлена обрабатывающими производствами, среди которых выделяются пищевое, химическое, нефтеперерабатывающее, производство транспортных средств, электронного и оптического оборудования. В последние годы в обрабатывающей промышленности города в группе растущих отраслей сосредоточены высокотехнологичные производства, а в группе отраслей со снижающимися объемами производства – производства, ориентированные на выпуск потребительских товаров. Это свидетельствует об идущей в промышленности города структурной перестройке – снижении доли производств, основанных на традиционных технологиях, в пользу секторов, активно использующих инновационные технологии. Динамика экспорта важнейших товаров московских предприятий за последнее десятилетие указывает на рост продаж по ряду позиций. Это, например, электрические машины и оборудование, химическая продукция, инструменты и оптические аппараты, пластмасса и изделия из нее, изделия из черных металлов и прочие. Сформировавшаяся структура промышленности Москвы дает основание выделить, в качестве приоритетных отраслей, для государственной поддержки экспорта на среднесрочную перспективу: машиностроение и металлообработку, производство электрических машин и оптического оборудования, химическую и пищевую промышленность. К вышеотмеченному перечню следует добавить московские предприятия выпускающие легковые и грузовые автомобили, пневматические шины, изделия из алюминия и меди, некоторые виды продовольствия и напитки, которые традиционно находят своих покупателей за рубежом и при соответствующей государственной поддержке могут нарастить размеры экспорта.
- От чего необходимо отталкиваться России для успешного продвижения отечественной продукции за рубеж?
- Успех и результативность государственной поддержки экспортно-ориентированных промышленных организаций зависит от соблюдения ряда принципов, на основании которых следует строить концепцию, стратегию и программы организации и осуществления этого вида деятельности. Во-первых, целенаправленность и адресность предоставления государственной помощи экспортерам для увеличения объемов и диверсификации, путем проведения программ поддержки и продвижения для приоритетных отраслей, отобранных групп конкурентоспособных предприятий, ориентированных на конкретные рынки. Системность организации государственной поддержки путем укрепления действующих и формирования новых институтов и механизмов содействия внешнеэкономической деятельности, а также самоорганизующихся экспортных консорциумов. Открытость и доступность информационных ресурсов внешнеторгового характера, способствующих формированию кадрового корпуса экспертов ВЭД, а также экспортной культуры, необходимых знаний и навыков у сотрудников промышленных экспортно-ориентированных организаций города Москвы. Планирование и прогнозирование предоставления государственной помощи экспортно-ориентированным промышленным предприятиям, путем разработки и проведения «Региональной программы поддержки промышленного экспорта». Согласованность и дополняемость федеральных и региональных программ поддержки промышленного экспорта, обеспечивающих синергию оказания поддержки экспортно-ориентированным предприятиям и исключающих дублирование мероприятий федерального и регионального уровней. Прозрачность и информированность предоставляемой государством помощи экспортно-ориентированным предприятиям путем открытых конкурсов на реализацию проектов поддержки. Финансовое обеспечение и отчетность региональной программы поддержки промышленного экспорта и реализуемых в ее рамках проектов, гарантирующих реалистичность поставленных целей и выполнение задач поддержки экспортно-ориентированных организаций промышленности.
- Какие географические направления Вам представляются как наиболее перспективные для продвижения и поддержки российского экспорта?
- Одной из приоритетных групп стран, для освоения которых целесообразно оказание государственной помощи экспортно-ориентированным промышленным организациям, наряду с нашими традиционными партнерами я бы выделил крупные быстроразвивающиеся экономики: Китай, Турция, Бразилия, Индия, Индонезия, Малайзия, а также Мексика, которые представляют собой потенциально емкие рынки для российской машинно-технической продукции. Определение приоритетных стран позволит сконцентрировать усилия экспортно-ориентированных московских компаний по освоению их рынков, создать региональные торговые дома Москвы, совместные торговые палаты, другие организационные структуры, обеспечивающие устойчивые внешнеторговые потоки. Учитывая необходимость освоения новых рынков для продукции московских промышленных организаций целесообразно предусмотреть активное использование форм технического содействия и интернационализации московских компаний на этих рынках.
- Если говорить про Мексику, какие виды товаров можно было бы экспортировать сюда? Какая продукция способна вызвать особый интерес и составить достойную конкуренцию? Удалось ли отдельным российским компаниям занять какие-то свои ниши в этой стране?
- Из московского региона в Мексику можно было бы организовать экспорт отдельных видов продукции машиностроения, электрических машин, оптического оборудования, химической и пищевой промышленности. Местный рынок довольно динамичен, на нем найдется достойное место для ликероводочной и кондитерской продукции московских предприятий, но при соответствующей государственной поддержке в части их продвижения, так как свободных ниш уже, к сожалению, нет. По нашим оценкам, в России около 15 тысяч малых и средних предприятий из неторгового и несырьевого сектора имеют шансы продавать свою продукцию за рубеж. Это компании из высокотехнологичных отраслей, ИТ-услуг, разработки программного обеспечения, медицины, биотехнологии, микроэлектроники, связи и телекоммуникаций. Многие из них производят продукцию высокого качества, но не имеют достаточно опыта и возможностей организовать самостоятельно экспортную деятельность в другие страны. Для Мексики было бы своевременным предложение различного типа нефтегазового оборудования и технологий, так как в настоящее время с этой стране началась энергетическая реформа, открывающая возможности для частного и иностранного капитала, меняющая структуру и каналы поставщиков и подрядчиков. Активное предложение и продвижение продукции российского производства на этот рынок могло бы способствовать диверсификации двустороннего товарооборота, который в последние годы растет более высокими темпами, чем с другими латиноамериканскими странами. Наиболее признанным направлением российско-мексиканского сотрудничества является энергетика. При участии российской компании ОАО «Силовые машины» были построены две гидроэлектростанции в мексиканском штате Наярит. Мексика стала первой и пока единственной страной, в которой эксплуатируются российские самолеты «Сухой Суперджет 100», поставляемые по контракту местной авиакомпании «Интерджет». Широкое поле двустороннего сотрудничества ожидается в ближайшие годы в нефтегазовой сфере, начало которому положено подписанием соглашения между ОАО «Лукойл» и мексиканской государственной компанией «Пемекс» во время Международного экономического форума в Давосе.
- Николай Андреевич, подводя итог нашей беседе, хотели бы Вы еще что-то добавить?
- Да, хотелось бы отдельно подчеркнуть, что построение системы государственной поддержки экспортно-ориентированных организаций промышленности Москвы необходимо проводить путем реализации региональной программы «Поддержка промышленного экспорта города Москвы» с учетом следующих пяти направлений, представляющих собой основу соответствующих подпрограмм. Во-первых, это помощь в развитии существующего и инновационного производства на промышленных предприятиях Москвы в целях увеличения объемов, диверсификации, повышения качества и конкурентоспособности предлагаемых ими на экспорт продукции. В рамках этого направления государственные организации могут оказать содействия предприятиям в получении информационной, технической и иной поддержки для модернизации производства, приобретения за рубежом прогрессивных технологий, необходимого сырья, компонентов и современного промышленного оборудования, способного обеспечить производство конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Главным образом это относится к производству высокотехнологичной продукции точного и электронного машиностроения, медицинской техники, электротехники и электроники, химической, фармацевтической и пищевой промышленности. Целесообразно оказание методической и практической помощи предприятиям в получении международных сертификатов на экспортно-ориентируемую продукцию, в том числе при подготовке технической документации на продукцию, производимую субъектами малого и среднего предпринимательства, на соответствие требованиям Международной организации по стандартизации (ИСО). Полезными могут оказаться проекты содействия экспортно-ориентированным промышленным предприятиям в разработке современных упаковок производимой продукции на экспорт, ее рекламных компаний, международного имиджа. Значительным стимулом экспортной деятельности могло бы стать учреждение торгового знака «Made in Moscow» и организация продвижения его за рубежом, для лучших продуктов, произведенных на промышленных предприятиях города Москвы. Во-вторых, необходимо информационно-аналитическое содействие экспортно-ориентированным организациям промышленности в целях обеспечения их открытой, качественной, актуальной информацией по всему спектру внешнеэкономических вопросов, а также аналитическими исследованиями приоритетных страновых и отраслевых рынков, наличие которых должно способствовать принятию правильных решений внешнеторгового характера. В-третьих, важна реорганизация системы подготовки и повышения квалификации внешнеторговых работников путем внедрения открытого и дистанционного обучения и современных программ с целью обеспечение квалифицированными кадрами промышленных предприятий Москвы, способных эффективно осуществлять весь процесс, связанный с экспортом промышленной продукции. В-четвертых, целесообразно оказывать содействие интернационализации московских промышленных компаний, продвижению и финансированию экспорта промышленной продукции путем отраслевой кооперации по освоению приоритетных зарубежных рынков, обеспечению широкого доступа к механизмам государственного страхования и кредитования экспорта. И наконец, необходима актуализация нормативно-правовой базы и организационной структуры города Москвы в целях формирования современной правовой базы, соответствующей условиям участия России в ВТО, и в тоже время стимулирующей экспортную деятельность московских промышленных организаций, а также ресурсного укрепления институтов поддержки экспорта, таких как Московского агентства поддержки экспорта и инвестиций. Хотелось бы также подчеркнуть важность грамотного распределения обязанности по выполнению пунктов программы между соответствующими уровнями исполнительной и законодательной власти, что позволит наладить эффективную работу в области экспорта отечественной продукции в ближайшее время.
- Спасибо Вам за интересную беседу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs