Завершились насыщенные и полезные переговоры с Министром иностранных дел Алжира Р.Ламамрой, ставшие продолжением наших встреч «на полях» 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2013 г. и на открытии Международной конференции по Сирии в Монтрё в январе текущего года.
Исходим из того, что в соответствии с подписанной в 2001 г. Декларацией, являющейся надежной основой дальнейшего углубления нашего взаимодействия, двусторонние отношения носят характер стратегического партнерства. Сегодня мы обменялись мнениями о том, что данное взаимодействие обретает новые качества, и это, я уверен, найдет отражение в наших дальнейших планах по углублению партнерства между Россией и Алжиром.
Мы весьма подробно обсудили двусторонние отношения. Условились поддерживать усилия по линии Смешанной межправительственной Российско-Алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, нацеленные на придание большей динамики двусторонним связям в области энергетики, военно-технического сотрудничества, а также с целью расширения нашего практического взаимодействия и его распространения на другие сферы. Упоминали поддержку российских и алжирских экономических операторов по продвижению совместных проектов, в том числе в сфере жилищного и городского строительства, производства подвижного состава для железных дорог и ряде других областей. Условились развивать сотрудничество в гуманитарной сфере, культурные контакты, образовательное взаимодействие - все это отвечает интересам двух стран. Поддерживаем подготовку к очередному заседанию Межправкомиссии, которое запланировано на этот год в Москве, а также работу Российско-алжирского делового совета, в рамках которого обсуждаются интересные инициативы.
Мы близки, а по большинству вопросов имеем совпадающие позиции в том, что касается глобальных и региональных проблем. Двусторонние контакты, тесное взаимодействие, регулярные консультации по данным проблемам базируются на основополагающих принципах международного права при центральной роли ООН. Наши подходы также основываются на необходимости продвижения коллективных поисков ответов на различные вызовы и угрозы. Мы привержены уважению права народов самостоятельно определять свое будущее без вмешательства извне.
С этих прочных совпадающих позиций мы оцениваем ситуацию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Особое внимание уделили положению в Сирии, рассмотрели ситуацию в других странах региона. Эта обстановка испытывает серьезные перегрузки, в том числе в связи с последствиями событий, которые произошли и продолжают происходить в рамках так называемой «арабской весны».
Мы приветствуем проведение конференции «Женева-2». Вчера начался её второй раунд. Рассчитываем, что он будет полезным, и стороны смогут продвинуться к согласию, которое должно быть обоюдным и охватывать все аспекты ситуации в Сирии и вокруг нее, включая необходимость не допустить разрастания террористической угрозы, положить конец бесконтрольному и незаконному перемещению через границы оружия и боевиков, активизировать конкретную работу по разблокированию целого ряда населенных пунктов для доставки гуманитарной помощи, продвижение идеи т.н. «локальных перемирий», согласование других вопросов, обозначенных для тем общесирийского диалога в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г. Безусловно, нужно уважать требования резолюции СБ ООН 2118, в которой содержится призыв обеспечить по-настоящему представительный характер межсирийского диалога с тем, чтобы весь спектр сирийского общества принимал в нем участие.
У нас очень близкие подходы к ближневосточному урегулированию. Выступаем за достижение приемлемых для палестинцев и израильтян договоренностей по всем проблемам окончательного статуса на имеющейся международно-правовой основе.
Обсуждали обстановку в Магрибе, Сахаро-Сахельском регионе, западносахарское урегулирование. Россия подтверждает необходимость продолжения поиска политического решения, которое соответствовало бы резолюциям СБ ООН. Будем способствовать продвижению к согласию между сторонами именно на такой основе.
В целом считаю переговоры продуктивными. Мы нацелены на углубление стратегического партнерства во всех областях на благо наших стран. Благодарю моего коллегу и друга.
Вопрос (обоим министрам): Насколько близки позиции России и Алжира по сирийскому конфликту, есть ли какие-то расхождения?
С.В.Лавров (отвечает первым): Откровенно говоря, я не почувствовал расхождений. У нас точно есть много общих подходов в том, что касается принципиальных аспектов сирийского урегулирования, которые, прежде всего, зафиксированы в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года. Этот документ нацелен на то, чтобы прекратить насилие, не допустить разрастания террористической угрозы и развала государства – как это произошло после вторжения в Ирак и интервенции в Ливии, – обеспечить преемственность государственных институтов, решение гуманитарных проблем, равные права для всех этнических и конфессиональных меньшинств и договориться обо всех деталях переходного периода от кровопролитного конфликта к мирной жизни. Все это должно быть сделано на основе общего согласия между Правительством САР и оппозицией, которая должна представлять весь спектр оппонентов режима. Только такой комплексный подход должен лежать в основе женевского процесса. Открывшийся вчера второй раунд «Женевы-2» будет посвящен решению всех вопросов, которые поставлены в Женевском коммюнике.
Критерий общего согласия является ключевым. Повторю, что в качестве первого шага необходимо обеспечить выполнение требования Женевского коммюнике и резолюции Совета Безопасности ООН 2118, о том, чтобы в межсирийском диалоге было обеспечено участие всего спектра сирийского общества. Пока до этого еще далеко.
Применительно к Женевскому коммюнике хотел бы прокомментировать еще один момент, который считаю очень важным. Предпринимаются попытки представить дело так, что «Женева-2» слишком медленно разворачивается и будет обречена на провал из-за нежелания правительства и т.д. Говорят даже, что власти якобы отказываются от Женевского коммюнике в принципе. Это – неправда, если не сказать более определенно, это – ложь. Правительство в лице главы делегации Министра иностранных дел В.Муаллема после первого раунда женевских переговоров заявило, что готово обсуждать пункт за пунктом все без исключения положения Женевского коммюнике. Это – единственный верный подход.
Из этого коммюнике нельзя «вырвать» что-то одно, как это пытаются сделать сторонники смены режима. К примеру, они ссылаются на то, что в тексте упомянута задача создания переходных структур. Это так, но в там идет речь и о многом другом. Прежде всего, там сказано, что делегация оппозиции должна быть представительной. Мы об этом говорили с лидером «Национальной коалиции сил сирийской революции» А.Джарбой, когда он был в Москве на прошлой неделе. Он признал, что в его делегации оппозиционные силы пока представлены далеко не полностью. Мы это обсуждали с американцами, а также нашими партнерами по созыву «Женевы 2», американцами, с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и его спецпредставителем Л.Брахими. Все они согласны, что нужно обеспечить представительный характер женевского процесса. Мы считаем контрпродуктивным «ставить телегу впереди лошади». Еще раз подчеркну – что Женевское коммюнике содержит комплексный подход, и именно им и нужно руководствоваться.
Когда мы слышим даже иногда панические призывы ускорить процесс урегулирования, а также то, что Женевское коммюнике якобы тормозится, мы напоминаем нашим партнерам, что в конце июня 2012 г., когда Этот документ был принят, Россия предложила в Совете Безопасности ООН одобрить его в том виде, в каком текст был согласован. Мы предложили, чтобы Группа действий, которая собралась 30 июня 2012 г. в Женеве, стала по-настоящему эффективной, чтобы она постепенно собиралась и работала и с Правительством и оппозицией с целью скорейшего выполнения договоренностей, содержащихся в Женевском коммюнике.
Наши западные партнеры, прежде всего американцы – моя тогдашняя коллега Госсекретарь США Х.Клинтон – не испытывали никакого энтузиазма по поводу выполнения в практическом плане этого документа, несмотря на то, что мы на этом настаивали. Наши партнеры на Западе и в регионе совсем не торопились с этим, потому что в то время (и все это прекрасно знают) режим на поле боя отступал. Когда же Дамаск согласился с Женевским коммюнике, нам объясняли это тем, что Правительство Сирии чувствовало, что его дни сочтены и цеплялось «за соломинку».
С тех пор прошло полтора года. Ситуация на поле боя изменилась, режим достаточно успешно отвоевывает позиции. Тем не менее, он не только не отказывается от приверженности Женевскому коммюнике, но и готов участвовать в его полном выполнении – пункт за пунктом. В то же время, чтобы уговорить оппозицию на участие в «Женеве 2» нашим партнерам потребовалось, как я уже сказал, практически полтора года. Это произошло только потому, что они как раз почувствовали изменения на поле боя.
Их расчет был прост: пусть остается Женевское коммюнике, а мы поддержим тех, кто хочет свалить режим. При этом игнорировалось, что в рядах этих «персонажей» все больше доминировали желающие не сохранять сирийское государство, как того требует Женевское коммюнике, а создать шариатское общество. Такое заигрывание с экстремистами по принципу «кем бы они ни были, но если они против режима, то мы будем их поддерживать» – крайне опасная игра, в которую уже играли и в Ираке, и в Ливии, и ни к чему хорошему это не привело.
Я прошу прощения, что несколько вышел за рамки Вашего вопроса, но мне показалось важным обозначить эти, факторы, влияющие ситуацию.
Вопрос: Нужна ли, на Ваш взгляд, новая резолюция СБ ООН по Сирии с требованием о предоставлении гуманитарных коридоров? Соответствует ли действительности информация западных СМИ о том, что Россия и Китай готовятся заблокировать резолюцию, которую готовят некоторые страны Запада и ряд арабских государств?
С.В.Лавров: Если западные СМИ об этом пишут, то конфиденциальность процесса уже подорвана. Могу подтвердить, что к нам обращались западные партнеры по СБ ООН с предложением сотрудничать в разработке резолюции. Идеи, которыми они с нами поделились, абсолютно односторонни, оторваны от фактов и сваливают всю вину за гуманитарный кризис на правительство. В них игнорируются усилия по доставке гуманитарной помощи, а также оценки международных гуманитарных агентств, работающих в Сирии, как будто нет убедительных свидетельств, что, по сведениям тех же гуманитарных агентств, основные препятствия при транспортировке гуманитарной помощи чинят группы боевиков – как это было при согласовании гуманитарной операции в отношении старого города Хомса и доставки гуманитарной помощи в лагерь палестинских беженцев «Ярмук».
Однако, несмотря на все провокации как в Хомсе, так и в «Ярмуке», гуманитарная помощь поступает. Россия вместе с ооновцами, Правительством САР и Сирийской Организацией Красного Полумесяца (СОКП) активно этому содействуют. Для улучшения гуманитарной ситуации (если все мы реально этого хотим) нужно кропотливо и повседневно работать с Правительством и оппозицией – чтобы таких примеров было больше – для разблокирования других населенных пунктов, прежде всего, тех, которые сейчас окружены и захвачены боевиками – Нубуль, Захра, Хасеке и др. Несмотря на наши неоднократные предложения, западные коллеги почему-то не проявили особого энтузиазма согласовать операцию наподобие той, что была реализована в Хомсе, для вышеперечисленных населенных пунктов. Вместо того, чтобы ежедневно, терпеливо добиваться практических развязок вопросов, препятствующих доставке гуманитарной помощи, они видят в качестве простенького решения принятие очередной резолюции.
Я озвучил идеи, которыми с нами поделились инициаторы данного процесса, и которые являются абсолютно неприемлемыми. В них содержится ультиматум Правительству САР: если через пару недель все вопросы не будут решены, то автоматически будут введены санкции. Это несерьезно и навредит репутации Совбеза ООН, отвечающего за вопросы урегулирования конфликтов и кризисов, что возможно только на основе общего согласия, путем переговоров. Именно это зафиксировано в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г., которое было полностью, без всяких изменений, одобрено резолюцией СБ ООН 2118. И этим нужно руководствоваться, а не пытаться снова переиграть ситуацию в пользу одной из сторон, что, как мы видим, происходит с момента принятия Коммюнике.
У желающих смены режима не получилось записать эту задачу в Женевское коммюнике. Несмотря на консенсус, которым одобрялся данный документ без какой-либо увязки со сменой режима и упоминания этой задачи, продолжаются попытки его интерпретировать именно подобным образом. Так не бывает. Если о чем-то договорились, согласившись с текстом, необходимо уважительно относиться к такой договоренности и добиваться, чтобы стороны не диктовали повестку дня, а садились за стол и достигали согласия, как об этом и условлено.
Создается впечатление, что сейчас гуманитарную тему, так же, как недавно и тематику химического оружия, пытаются использовать для подрыва политического процесса, обвинения во всем Дамаска и создания предлогов для возвращения к военному сценарию с целью смены режима. Считаем это абсолютно контрпродуктивным. Рассчитываем, что все сконцентрируются на поддержке «Женевы-2». Если же западные СМИ написали, что к внесению в Совет Безопасности ООН планируется такая резолюция, а Россия и Китай выступают против, значит авторы этой затеи дали утечку в СМИ, чтобы оказать на Россию и Китай давление путем создания соответствующего напряжения в общественном мнении. Это понятная и легко просчитываемая «двухходовка», и ее провокационный характер также очевиден.
Убеждены, что гуманитарный кризис является серьезной проблемой, но решать ее необходимо на основе принципов международного гуманитарного права. Эта задача была подтверждена в единогласно одобренном заявлении СБ ООН от 2 октября 2013 г. Заявление развернутое (порядка пяти страниц) и содержит все практические рамки, необходимые для обеспечения доставки гуманитарных грузов. Россия не сможет поддержать подход, позволяющий выход за эти рамки, только потому, что кто-то требует доставки помощи в нарушение принципов международного гуманитарного права, абсолютно игнорируя позицию суверенного государства-члена ООН в отношении маршрутов и другие факторы.
Не хотим превращать гуманитарный кризис в сферу спекуляций, политизированных попыток снова перевернуть все «с ног на голову» и вернуться к силовому сценарию. Если наши партнеры убеждены, что новая резолюция необходима, если они всерьез озабочены не подрывом женевского процесса и односторонними обвинениями в адрес режима, а стремлением улучшить гуманитарную ситуацию, то мы будем готовы рассмотреть такого рода текст (который должен мало чем отличаться от заявления Председателя СБ ООН от 2 октября 2013 г.).
Считаем, что Совбезу пора обратить внимание на не менее страшный аспект сирийского кризиса – разрастание в Сирии терроризма в связи с происходящим там конфликтом. Пришла пора не просто реагировать на отдельные террористические проявления. СБ ООН далеко не всегда осуждает теракты в Сирии. Наши западные партнеры порой уходят от реакции, объясняя это тем, что терроризм не может быть ничем оправдан, но сделать они ничего не могут, пока Президент САР Б.Асад остается у власти. Такой подход – стремление оправдать терроризм, что полностью противоречит позиции ООН о недопустимости каких-либо оправданий этого зла.
Если уж заниматься различными аспектами сирийского кризиса (мы одобрили Женевское коммюнике, заявление по гуманитарным аспектам и готовы подтвердить все зафиксированные в нем принципы), то пришла пора высказаться принципиально и по террористической угрозе, подойти к этой проблеме системно тем более, что для этого у нас есть хорошая почва. Напомню, что лидеры стран-участниц «Группы восьми» на саммите в Лох-Эрне в июне 2013 г. в итоговой Декларации единодушно призвали Правительство САР и оппозицию объединить усилия для искоренения терроризма с сирийской земли. Все подписавшиеся под этим заявлением лидеры восьми стран и руководство ЕС могли бы активно посотрудничать для перевода этой задачи в русло резолюции СБ ООН. Полагаю, это вполне своевременно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs