На протяжении двух с половиной месяцев российское экспертное сообщество, политологи, экономисты и просто заинтересованные люди наблюдают за событиями, разворачивающимися на Украине, где своего пика достиг политический кризис. События Евромайдана, начавшегося 21 ноября 2013 года в ответ на приостановку украинским правительством процесса подготовки к подписанию соглашения между Украиной и Евросоюзом. После завершения 29 ноября того же года Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» акция стала принимать резко антипрезидентский и антиправительственный характер. Пик противостояния наступил после принятия Верховной Радой 16 января 2014 года законов, ужесточающих санкции за организацию и участие в массовых выступлениях. Об экономической и политической подоплеке происходящих на Украине событий и перспективе их мирного разрешения «Международная жизнь» беседует с ведущим научным сотрудником Центра постсоветских исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО(У) МИД России Ксенией Петровной Боришполец.
Международная жизнь: При анализе сложившейся на Украине политической и экономической ситуации приходишь к выводу, что украинские олигархи обладают устойчивыми связями как в правительственных, так и в оппозиционных структурах, что усиливает их лоббистские возможности, но одновременно делает страну зависимой от финансовых и сырьевых ресурсов, поступающих извне. От подобной ресурсной «подпитки», зависит бизнес крупнейших украинских миллиардеров: и «энергетика» Д. Фирташа, и «металлурга» Д. Ахметова, и стоящего относительно особняком по своей специализации владельца инвестиционно-консалтинговой компании EastOne В. Пинчука.
Стоит ли кто-то из видных представителей бизнес-элиты и финансовых кругов Украины за событиями, происходящими в Киеве и за его пределами?
К.П.Боришполец: Персонально – да, но внешнему наблюдателю трудно ткнуть пальцем в какого-то конкретного представителя. Сходятся, видимо, энергетическое лобби и те олигархи, которые стоят за СМИ и руководят информационной политикой и информационным освещением сложившейся в стране ситуации. Но мне хотелось бы немного по-другому развернуть линию наших рассуждений. Мне кажется, что политический кризис на Украине очень многослойный. Иносказательно всю ситуацию можно назвать «стоянием на Днепре», по аналогии с известным «стоянием на Угре», когда силы двух участников конфликта располагались на противоположных берегах, а между ними на лодках сновали переговорщики. Запал для конфликта дал отказ руководства Украины от подписания пакета договоренностей о евроинтеграции в те сроки, в которые настоятельно предлагали это сделать европейские партнеры. Проблема в том, что перед Украиной стоит очень жесткий вопрос о проведении экономических реформ.
Та система собственности, которая контролируется крупными олигархическими группировками, не позволяет провести эту реформу в более динамичных и рациональных формах. Поэтому оказалось, что им придется терять какие-то позиции, активы. Двадцать лет подряд экономическая политика Украины была другой, и, конечно, ко всей остроте экономического положения страна бы не пришла. Наступил своего рода дедлайн, и ресурсы даже не для модернизации, а для функционирования украинской экономики невозможно было взять с западного направления. Команда Януковича отказалась от подписания пакета не потому, что на нее давила Россия, а потому что сотрудничество в тех форматах, которые продвигали европейские партнеры, не давала властям экономических рычагов для решения насущных задач страны, и здесь было столкновение интересов. Но в ряде украинских СМИ, в выступлениях оппозиционных политиков пошли разговоры, что Украину ждет «возвращение в СССР», потеря суверенитета. Поэтому визуальный образ горящих шин преобладает в освещении ситуации. А ситуация в общем улучшается, пик кризиса, с моей точки зрения пройден, несмотря на то что оппозиция отказалась принять предложенные правительством условия. И, как путь разблокирования ситуации, - это более взвешенная позиция со стороны Европы: со стороны ПАСЕ, со стороны европейских партнеров.
К.П. Боришполец
Международная жизнь: Одним из важнейших факторов политической жизни Украины является регионализм. В настоящее время применительно к исполнительной власти мы наблюдаем усиление восточной, или так называемой донецкой группировки. Однако одновременно с подобным усилением произошло существенного ограничение присутствия во власти столичного (киевского) сегмента и численности выходцев из западных украинских областей. Кроме того, существует конкуренция между кланами «донецких» и «днепропетровских», которые ориентируются на различные олигархические группы. Каким образом Украина могла бы преодолеть тот региональный дисбаланс, который в ней существует на сегодняшний день?
К.П.Боришполец: В один скачок этот дисбаланс не преодолеть. Причем, все упирают на какие-то цивилизационные, языковые, культурные аспекты, исторические традиции, но подо всем этим тоже есть материальная основа: диспропорция вклада в бюджет восточных и западных регионов. Наверное, предстоит решение вопроса финансирования западных регионов, создания благоприятного инвестиционного климата для внутренних инвестиций, для привлечения западных инвестиций, но пока реальных проектов подобного рода не просматривается, потому что на сегодняшний день боевиков призывают в столицу. Реальных точек приложения для рычагов экономического развития западных регионов пока не просматривается. Видимо, этими задачами озаботится новое правительство.
Международная жизнь: Возможно ли в ближайшее время потепление отношений между Россией и Украиной, учитывая, что риторика Евромайдана довольно агрессивна в отношении Москвы? Последнее время в ряде Украинских источников активизировались разговоры о вводе российских войск на территорию страны и прочие панические выступления. Какие меры в ближайшее время выберет украинский правящий класс для стабилизации отношений на восточном и западном направлении?
К.П.Боришполец: Нет, это именно риторика, и если мы внимательно посмотрим на заявления и, главное, на те дела, шаги, которые были сделаны Россией в последние месяцы и в последние дни - Президентом, Советом Федерации, премьер-министром, первым вице-премьером, то мы убедимся, что, во-первых, политика России очень взвешенная, ни о каком вмешательстве речи не идет. Напротив, речь идет о поддержке даже не конкретной команды в правящих кругах, а идет поддержка украинской государственности. И снижение цены на газ, и благожелательное отношение к отсрочке выплат задолженностей, и тот транш из 15 млрд. рублей, который мы дали, и из которого 3 млрд. были потрачены на социальные выплаты населению Украины. Сейчас украинцы ждут второй транш. Разумеется, было указание президента о том, чтобы не сворачивать и продолжать программы экономического сотрудничества между Россией и Украиной на двусторонней основе, которые были согласованы в последнее время. Такая политическая линия выгодно оттеняет попытки давления на Украину и ограничения ее суверенитета и суверенитета украинского народа, которые можно наблюдать со стороны Запада.
Международная жизнь: К тому же свои геополитические интересы на Украине имеют и соседние с ней страны…
К.П.Боришполец: Проблема в том, что участие европейских партнеров, те формы, форматы присутствия в драматических украинских событиях воспринимаются общественностью как забвение проблем самой Украины, и попытка превращения этой страны в фактор постоянного давления на Россию. Нельзя вести диалог из-за спин радикальных националистов.
Международная жизнь: Сможет ли нынешний президент Украины Виктор Янукович просидеть на своем посту оставшийся до новых выборов срок?
К.П.Боришполец: Думаю, на данный момент нет явных признаков того, что он это сделать не сможет. Паники в его команде нет. Единства в лагере оппозиции нет, ее позиция оказалась зависимой от радикальных националистов, и такие партии как «Батькивщина», «Удар» не могут от них отмежеваться, боятся отойти от них. С другой стороны, с таким багажом участвовать в ответственном правительстве просто невозможно. Наконец, к президенту меняется отношение международной среды, которое ранее было отчетливо враждебным. Администрация президента США Б.Обамы заявила, что она не будет поддерживать насильственные действия на Украине. Если раньше это говорилось и адресовалось только применительно к правительству, то теперь это имеет смысл отнести и к боевикам, которые находятся в центре Киева, захватили правительственные здания в Киеве. Нынешнюю ситуацию В.Януковича можно назвать состоянием стратегической рокировки. Временно исполняющим обязанности премьер-министра назначен близкий президенту человек – С.Г.Арбузов. Возможно, предложение возглавить правительство будет сделано крупному олигарху П.Порошенко, возможно, такие предложения будут сделаны В.Кличко, но не ему лично, а той группировке, которая его поддерживает. Во всяком случае, у президента есть возможность выбирать инструменты управления, и в течение года, до следующих выборов он сможет преодолеть наиболее болезненные последствия попытки государственного переворота руками боевиков, составляющих крайний фланг украинских националистов. Тогда и можно будет вести речь о реальной программе экономической модернизации и вообще о будущем Украины.
Беседу провел Андрей Торин, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs