Владимир Чижов о 32-ом саммите Россия-Евросоюз

19:45 25.01.2014 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В преддверии 32-го саммита Россия-ЕС, который состоится 28 января в столице Бельгии, Постпред Российской Федерации при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что российская сторона ждет подтверждения приверженности сторон углублению стратегического партнерства. «Партнерство России и Евросоюза в целом развивается поступательно, и общая картина более позитивна, чем ее рисуют некоторые СМИ, как в Евросоюзе, так и, увы, некоторые СМИ в нашей стране», - отметил высокопоставленный дипломат. Он принял участие в пресс-конференции в формате мультимедийного моста Москва-Брюссель, который состоялся 24 января в РИА Новости. По словам Владимира Чижова, в повестке дня саммита будут обсуждены двусторонние отношения России и ЕС, глобальные сюжеты и международные текущие дела.

Украинский вопрос

Отвечая на многочисленные вопросы журналистов по событиям в Киеве, Владимир Чижов сказал, что тема Украины не станет главным на саммите РФ-ЕС: «Потому что это не саммит про Украину, а про стратегическое партнерство России и ЕС». Однако Постпред отметил, что тема не может не вызывать озабоченности, так как в Евросоюзе болезненно восприняли развитие событий в минувшем ноябре вокруг вильнюсского саммита «Восточное партнерство». Напомним, тогда незадолго до саммита украинское руководство решило отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Комментируя появление видных политиков ЕС на Майдане для поддержки сторонников оппозиции, Владимир Чижов отметил: «Что касается Евросоюза, то, я думаю, у наших партнеров хватит здравого смысла не пытаться мирить тех, кто сегодня бросает бутылки с зажигательной смесью в милиционеров, мирить их с властями. Потому что это совсем другая публика. Что касается контактов с теми, кто претендует на роль лидеров оппозиции (Украины), я именно так бы сформулировал, потому что на сегодняшний день не очень заметно, чтобы эти люди кого-то кроме себя контролировали, то эти контакты Евросоюз намерен продолжать. И для этого Фюле (член Еврокомиссии) вылетел в Киев, и для этого, очевидно, туда направится Эштон (верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности)». Предвосхищая вопрос о совместных действиях и решениях России и ЕС в отношении ситуации на Украине, Постпред подчеркнул: «Россия и ЕС не должны предпринимать какие-то решения по Украине вместо украинского руководства или за спиной украинского народа».

По мнению Владимира Чижова, задача тех, кто реально заботится о стабильности и развитии демократии на Украине ли или в любой другой стране, - «не вмешиваться и не пугать санкциями, а, наверное,  оказывать политическую поддержку этим странам».

Визы: Евросоюзу не достает политической воли  

Визовый вопрос в повестке саммита Россия-ЕС, по словам Владимира Чижова, включает в себя два сюжета – «переговоры об отмене виз» и «судьба соглашения об адаптации действующего документа от 2006 года о визовых упрощениях». Эти темы обсуждались неделю назад в Москве на заседании Постоянного Совета партнерства России и Евросоюза по свободе безопасности и правосудию. «Вывод, который мы сделали по итогам этого мероприятия, - Евросоюз на сегодняшний день не готов к политическим решениям по обоим этим сюжетам», - заявил Постпред России в ЕС. «Мы, откровенно говоря, не очень рассчитывали, что на этом саммите вообще будут отменены визы, но то, что Евросоюз оказался не готов даже к подписанию уже согласованного и готового соглашения о визовых упрощениях, – это, конечно, не может не разочаровывать», - сказал, закрывая вопрос о визовом режиме, Владимир Чижов.   

Энергетика в отношениях России и ЕС – больше, чем энергетика

Согласно высказанному тезису, ответ Постпреда на вопрос об энергетических отношениях России и ЕС был наиболее развернутым. В энергетической проблематике Владимир Чижов выделил три основных блока. Два из них касаются газовой отрасли и третий - электроэнергии. В первую очередь газовая тема предполагает обсуждение договоренностей по газопроводу OPAL – эта аббревиатура, попросту говоря, означает продолжение «Северного потока» на территории ФРГ. Проблема заключается в  том, что Газпрому, в связи с ограничениями, связанными с «Третьим энергетическим пакетом» (1), в настоящее время разрешено использовать не более 50% мощностей газопровода, однако он добивается права на использование 100%. И у российского энерго локомотива есть на это все основания. Как пояснил журналистам Постпред РФ при ЕС, газопровод OPAL мощностью 36 миллиардов кубометров проходит по Германии, соединяя новую трансбалтийскую магистраль «Северный поток» с существующими газотранспортными сетями. Россия и ФРГ хотели добиться для газопровода исключений из норм «Третьего энергопакета» ЕС, который позволяет «Газпрому» заполнять трубу не более чем наполовину. Для этого осенью 2012 года была создана Рабочая группа. Она выработала взаимоприемлемое решение, которое сейчас находится на стадии окончательного оформления. Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил, что Россия предлагает выставлять на аукцион свободные мощности OPAL, что позволит вывести его из-под действия «Третьего энергопакета» ЕС. Также ранее Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов отмечал, что «Газпром» может получить право на 100% заполнить газом OPAL, предоставив определенную часть «голубого топлива» для реализации на открытом рынке.

Второй сюжет энергетической проблематики предстоящего саммита – судьба «Южного потока». Как пояснил Владимир Чижов, в прошлые годы, начиная с 2008-го, Россия подписала ряд межправительственных соглашений с  теми странами, через территорию которых газопровод «Южный поток» должен пройти. Среди них есть страны не члены ЕС, такие как Сербия, и страны-члены Евросоюза, которых шесть. Со всеми этими странами у России были подписаны соглашения. И этот факт не был засекречен, напротив, СМИ, особенно специализированные, широко освещали эту тему. Еврокомиссия же делала вид, что ей ничего об этом неизвестно, но когда в силу существующих в ЕС порядков тексты этих соглашений были представлены в Еврокомиссию, странам, подписавшим соглашения с Россией по газопроводу «Южный поток», было заявлено, что эти соглашения не соответствуют положениям «Третьего энергопакета» ЕС. Как уточнил Владимир Чижов, этот энергопакет по хронологии появился позже, чем были подписаны эти шесть соглашений. Возникла коллизия: Еврокомиссия стала грозить странам–членам ЕС судебными разбирательствами. Однако, как уточнил Постпред, в представлении авторов «Третьего энергетического пакета» компания не может быть одновременно производителем, поставщиком и оператором газопроводной сети. «Несмотря на благие цели, которые ставит перед собой Еврокомиссия, в том числе связанные с развитием конкуренции, либерализацией внутренних энергорынков Евросоюза, на практике все эти требования оборачиваются проблемами не только для самих европейцев, но и для третьих стран», - предостерег Владимир Чижов.

«Россия, если бы формально подходила к этому вопросу, могла бы сказать: Это ваши проблемы, вы их и решайте», - прокомментировал ситуацию Постпред. – «Но Россия – ответственный партнер. Тем более речь идет о крупном трансграничном и инфраструктурном проекте, в который вкладываются немалые инвестиции, в  том числе Газпромом», - отметил Владимир Чижов. Поэтому когда шесть стран обратились к ЕС выступать от их имени в диалоге с Москвой, Россия с этим вариантом согласилась и на заседании Совета Постоянного партнерства, который состоялся неделю назад в Москве, была достигнута договоренность о создании  Рабочей группы и по этому сюжету. Так что первое заседание этой группы состоялось  23 января в Брюсселе. Как отметил Владимир Чижов на пресс-конференции: «Стороны условились о модальностях и о графике дальнейшей работы».

Третий сюжет энергетической проблематики саммита – электрический. Он касается проблемы, которая исходит от трех прибалтийских республик. Они входят в единую энергетическую сеть СНГ со времен Советского Союза. «И хотят в силу причин, о которых можно только догадываться, войти в европейскую энергосистему», - отметил Владимир Чижов. – «На наш взгляд – это сугубо политическое решение. Речь пойдет о неподъемной для этих стран сумме. Здесь в Брюсселе я не заметил энтузиазма по этому поводу», - прокомментировал ситуацию Постпред. Высокопоставленный дипломат рассказал о российском предложении, которое заключалось в том, чтобы вести работу в направлении синхронизации двух энергосистем. «Это решило бы не только данную конкретную проблему, но и сделало бы сотрудничество России и Евросоюза в сфере электроэнергетики более надежным и в итоге укрепило бы безопасность нашего объединения», - подытожил Владимир Чижов.

Транспортный диалог скорее «буксует», чем продвигается

Касаясь транспортной сферы, которая станет предметом обсуждения на саммите, Владимир Чижов отметил: «Транспортный диалог скорее «буксует», чем продвигается, за исключением темы авиационной. По остальным сюжетам есть соответствующие механизмы, но хотелось бы, чтобы дело продвигалось быстрее и эффективнее». Из экономических Владимир Чижов отметил вопросы, связанные с членством России в ВТО. Пока идет процесс адаптации, есть ряд взаимопретензий. Претензии России Евросоюзу сводились к энерго корректировкам. Владимир Чижов пояснил, что это такое. При расчете стоимости товара для определения наличия или отсутствия демпинга Евросоюз берет в качестве основы цены на энергоносители в третьих странах - Канаде, Норвегии. Поскольку внутренние цены на энергоносители в России ниже, чем в этих странах, то на этом основании делается вывод о наличии демпинговой составляющей и в металлах, и в удобрениях, которые экспортируются из России в ЕС. Владимир Чижов напомнил, что во взаимоотношениях России и ЕС было несколько антидемпинговых расследований. В разные годы количество их доходило до 12-ти, а на сегодняшний день – пять, что тоже не мало.

 

Базовое соглашение Россия-ЕС и  общеевропейские ценности

 

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь» о новом базовом договоре между Россией и Евросоюзом, подписание которого осложняется такими вызовами, как легализация легких наркотиков в странах ЕС, однополые браки, ювенальная юстиция, обсуждение возможности детской эвтаназии в Брюсселе и т.п., Владимир Чижов сказал: «Когда мы говорим о реактивизации переговорного процесса, мы имеем в виду, что это будет по всем разделам. И тогда я предвижу оживленные дискуссии и по вопросам однополых браков. Откровенно говоря, надеюсь, что до детской эвтаназии мы не дойдем, потому что это пока что в одной стране, а проблема существует. Но будем говорить. Мы готовы обсуждать любые темы, но это не значит, что мы готовы сходу включать какие-то обязывающие положения в будущее соглашение. Оно будет соответствовать российским национальным интересам – в этом я могу вас заверить».

Напомним, новый договор о сотрудничестве и партнерстве между Россией и ЕС призван заменить соглашение, срок действия которого истек в конце 2007 года, и которое было автоматически продлено. Старт переговорному процессу, который долгое время сдерживали «вето» Польши, затем Литвы, был дан 4 июля 2008 года в Брюсселе, а проведение второго раунда было запланировано в бельгийской столице на 16 сентября. Однако лидеры ЕС в ходе экстренного саммита по Грузии 1 сентября того же года в Брюсселе решили в качестве меры поддержки грузинской стороны приостановить переговоры с Россией, дав поручение Еврокомиссии провести широкомасштабный «аудит» состояния отношений с Россией. Более подробную историю работы над соглашением рассказал в ходе пресс-конференции Владимир Чижов. «Когда я говорил о паузе в нашем переговорном процессе, эта пауза была инициирована нашими европейскими партнерами из-за того, что не было ясности с экономическим разделом будущего соглашения, конкретно с торгово-инвестиционным блоком. В первый год этой паузы мы ждали завершения переговоров о вступлении России в ВТО. До этого наши партнеры предлагали разработать два варианта соглашения: вариант А и вариант Б. Вариант А – Россия вступает в ВТО и Вариант Б – Россия не вступает в ВТО, и будем параллельно создавать текст договора. Дождались: Россия вступила в ВТО. Вариант Б отпал. Над вариантом А мы работаем. Это не просто».

По словам Владимира Чижова, 20 января 2014 года в Брюсселе побывала большая российская экономическая делегация, которая вела консультации по соответствующему блоку вопросов. «Именно ЕС предложил тогда заморозить обсуждение остальных разделов Соглашения. А таковыми являются и политические, включая внешнеполитический блок, и то, о чем Вы сказали – это вопросы юстиции и внутренних дел, и даже науку, образование и культуру. Нам такое решение не виделось оптимальным. Но как говорится, «для этого танка нужны двое», поэтому мы не проводили обсуждение этих разделов. Сейчас мы к этому вернемся», - уточнил Постпред РФ при Евросоюзе.

Казалось бы, ответ удовлетворителен, но журналистов интересовало все-таки, что может Европа предложить взамен тех ценностей, которые формировались веками и от которых она же сама уходит сегодня? Как видится дальнейший диалог между Россией и Европейском союзом? Владимир Чижов не стал торопиться с ответом и предложил поразмышлять о том, что из себя представляют общеевропейские ценности? «Я иногда прошу моих собеседников из ЕС дать мне список общеевропейских ценностей. Никто мне такого списка не дает. Легализация однополых браков – это общеевропейская ценность или нет? Если общеевропейская, то, что думают об этом в глубоко католических европейских странах? В Ватикане, например? Является ли частью наших демократических ценностей наличие наследственной палаты лордов в одной из европейских стран? - Эти вопросы пока остаются без ответа», - сказал Постпред. Он напомнил, что в конце мая должны состояться выборы в Европарламент, состав которого, по мнению Поспреда, будет значительно более пестрым, чем в нынешней палате. Основное отличие от предыдущего состава Европарламента будет заключаться в том, что в его ряды вольются евроскептики, считает Владимир Чижов.

Завершая раунд ответов и вопросов в мульиимедийной студии РИА Новости, Постпред Российской Федерации при ЕС оптимистично отметил: «Проблемы есть, но ни одна из них не является непреодолимой. Объективная заинтересованность тоже есть. Вокруг нас – бурно эволюционирующий мир. Задача России и Евросоюза, как двух из трех опор евроатлантической и евразийской цивилизации, взаимодействовать и искать те моменты, которые нас объединяют, а не разъединяют».

 

(1) «Третий энергетический пакет» - законодательная инициатива Европейской комиссии, содержащая предложения по преодолению трудностей, возникших на европейском энергетическом рынке в процессе его либерализации. Основные положения пакета подразумевают имущественно-правовое разъединение вертикально интегрированных энергетических компаний и ограничение инвестиций из третьих стран.

Ключевые слова: РИА-Новости

Версия для печати