Сноуден VS Обама. О причинах реформирования АНБ США

17:02 21.01.2014 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»


Президент США Барак Обама 17 января огласил основные положения реформы Агентства национальной безопасности (АНБ) США. В частности, президент Б.Обама объявил о запрете спецслужбам осуществлять слежку за лидерами дружественных Соединенным Штатам государств. В области слежки за рядовыми гражданами Б.Обама распорядился обязать спецслужбы получать судебное предписание на «прослушку» прежде чем начинать какой-либо сбор информации, а также расширил права телекоммуникационных компаний по преданию огласке фактов запросов данных со стороны спецслужб. Президент также заявил, что при слежке за террористическими организациями отныне будут просматриваться звонки, которые только на два шага, а не на три, отстоят от телефонных номеров, связанных с террористами. Обама также пообещал, что правительство США будет ежегодно определять приоритеты разведки, в том числе, уточнять объекты сбора информации. Не должны также спецслужбы США и осуществлять слежку за руководством союзных им государств.

Объявленная в выступлении президента США реформа Агентства национальной безопасности не была спонтанной, а явилась результатом шумного международного скандала, который был вызван разоблачениями бывшего системного администратора Центрального разведывательного управления и Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена, сделавшего достоянием международной общественности многочисленные факты незаконной деятельности США, а также государств – их традиционных союзников в информационном пространстве.

Что же такого важного обнародовал бежавший в июне 2013 года из США сначала в Гонконг, а затем получивший временное убежище в России Эдвард Сноуден?

США по существу создали глобальную систему электронного шпионажа, перехвата и обработки личных данных пользователей разных стран мира: телефонных разговоров, СМС-сообщений, переписки в социальных сетях и электронной почте. В рамках проекта «Boundless Informant» АНБ в марте 2013 г. собрало около 97 млрд. файлов информации о звонках иностранных граждан по всему миру.[i] Для сбора информации АНБ тесно взаимодействовала с иностранными разведками, особенно британской. США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия вошли в секретное союзное объединение «Пять глаз», в рамках которого спецслужбы этих стран осуществляют обмен разведанной информацией, в том числе о гражданах своих государств. 

Э.Сноуден предал гласности содержание широкомасштабного проекта «Prism», в рамках которого АНБ и британская штаб-квартира правительственной связи (ШКПС) наладили сотрудничество с основными мировыми IT-компаниями, такими как «Microsoft», «Yahoo», «Google», «Facebook», «PalTalk», «AOL», «Skype», «YouTube» и «Apple» для сбора и обмена разведданными.[ii] Эта «кооперация» позволяла спецслужбам прочитывать интернет-историю, электронные письма пользователей и отслеживать передачу файлов, как на территории США, так и за ее пределами.

Благодаря разоблачениям Э.Сноудена выяснилось, что американские и британские спецслужбы следили не только за рядовыми пользователями, но и за лидерами государств и иностранными дипломатами. Так АНБ прослушивало телефонные разговоры 35 глав различных государств. Контактные данные агентство получало от сотрудников различных ведомств, в том числе Белого дома, Госдепартамента и Пентагона.[iii]. Американские спецслужбы отслеживали переговоры канцлера Германии А.Меркель с 2002 года, в том числе и до ее избрания на этот пост.. АНБ прослушивало телефонные разговоры членов правительства Испании[iv] и перехватывало интернет-трафик и телефонные переговоры президента Бразилии Д.Руссефф и президента Мексики Энрике Пенья Ньето. Электронную почту последнего американские спецслужбы начали вскрывать еще за месяц до его избрания на пост президента[v]. Британская ШКПС прослушивала телефонные разговоры и просматривала рабочие компьютеры министра финансов Турции и 15 членов турецкой делегации, а также других участников саммита «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 г., в том числе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева[vi].

Э.Сноуден довел до сведения общественности факты незаконной деятельности со стороны США и Великобритания по взлому практически всех используемых в настоящее время в сети Интернет стандартов криптографии. В результате американские и британские спецслужбы получили доступ к информации, содержащей коммерческую тайну компаний по всему миру, и другим зашифрованным данным.

Для взлома шифров АНБ использует имеющиеся у него суперкомпьютеры, а также прибегает к услугам высококвалифицированных хакеров. Ежегодно США тратят более 250 млн.дол. на разработку методов дешифрования[vii].

Стало известно, что в 2011 г. американские спецслужбы совершили 231 наступательную операцию в информационном пространстве. Три четверти этих операций были направлены против Ирана, России, Китая и Северной Кореи. К концу 2013 г. планировалось поставить под американский контроль 85 000 стратегически отобранных компьютеров по всему миру, для их последующего вывода из строя[viii]. Всего же АНБ выделило 61 000 целей для проведения наступательных киберопераций по всему миру[ix]. А в апреле 2013года АНБ создало тайный список своих основных «мишеней». Среди них оказались Китай, Россия, Иран, Пакистан, Северная Корея, Афганистан, Германия и другие страны, а также Европейский Союз. Все страны оцениваются по шкале от 1 до 5, где 1 – приоритет для АНБ. По этой шкале из всех европейских государств Германия представляет наибольший интерес для американских спецслужб.

Э.Сноуден поведал мировой общественности также о том, что американская программа «XKeyscore» позволяет отследить практически все действия индивидуальных пользователей в сети Интернет и собирать все сведения о них, вплоть до содержания электронных писем и переписки в социальных сетях. В 2012 г. в течение месяца при помощи этой программы было получено около 41 млрд. записей. «XKeyscore» выявляет гражданство иностранцев, анализируя язык, используемый в сообщениях электронной почты, перехваченной в странах Латинской Америки, особенно в Колумбии, Эквадоре, Венесуэле и Мексике[x].

И это только лишь небольшая часть переданной для СМИ Эдвардом Сноуденом информации. Результатом обнародования такой информации стал крупнейший за последние годы международный скандал.

Реакция международной общественности, международного сообщества была крайне негативной. 2 августа 2013 года, Германия расторгла соглашения с США и Великобританией, заключённые в 1968 и 1969 годах и позволявшие спецслужбам этих государств заниматься на территории Германии электронной разведкой. Германия начала заниматься подготовкой нового договора с США, запрещающего взаимный шпионаж. Испания потребовала от США разъяснений по поводу перехвата телефонных и интернет-сообщений на её территории. С таким же требованием выступила и Бразилия. Бразилия и Германия представили в ООН проект резолюции о недопустимости электронного шпионажа. 12 июля 2013 года верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила, что «дело Сноудена свидетельствует о необходимости защищать лиц, которые раскрыли информацию по вопросам, имеющим последствия для прав человека, а также по вопросам, имеющим важность для обеспечения уважения права на частную жизнь»[xi]. «Люди должны быть уверены в том, что их частная переписка не будет неоправданно просматриваться государством», - заявила Верховный комиссар. А 26 августа пресс-секретарь ООН Фархан Хак сообщил журналистам, что ООН намерена связаться с властями США по поводу прослушивания Агентством национальной безопасности штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, что является нарушением дипломатической неприкосновенности международных организаций.

Помимо возмущенной мировой общественности не остались в стороне от скандала и крупнейшие мировые интернет-компании, тем более что почти все они базируются в США. В начале декабря прошлого года Google, Apple, Facebook, Twitter, AOL, Microsoft, LinkedIn и Yahoo объединились и направили открытое письмо президенту США и Конгрессу с требованием провести масштабные изменения в системе работы государственных спецслужб. Компании предложили ряд пунктов, которые должны быть положены в основу программы реформирования. В первую очередь, государство по их мнению должно быть ограничено в возможности собирать данные случайных пользователей. А наблюдению могут подвергаться только субъекты, которые подозреваются в совершении преступлений и данные которых необходимы в юридических целях. Спецслужбы должны руководствоваться существующим законодательством и быть готовы отчитываться о предпринимаемых мерах наблюдения перед независимыми наблюдательными органами. Одним из главных принципов их работы должна стать прозрачность, что подразумевает право компаний публиковать информацию о запросах государства на предоставление пользовательских данных. Впрочем, как считает эта  группа компаний, государство и само должно информировать общественность о подобных действиях. Компании опасаются, что действия спецслужб могут подорвать веру людей в технологии, что может привести к тому, что они перестанут ими пользоваться, что в результате (об этом они не написали) может привести  к резкому снижению их прибылей (а в США это многое значит!).

Надо сказать, что администрация Б.Обамы прекрасно представляла весомость ущерба, нанесенного разоблачениями Э.Сноуденом международному престижу США, а также влияние этих разоблачений на общественное мнение внутри Соединенных Штатов, вызвавшее падение рейтинга президента. Был предпринят с точки зрения американского руководства важный и необходимый шаг: 12 августа 2013 года президент США инициировал создание  Обзорной группы по вопросам разведки и коммуникаций. В состав группы вошли бывший советник администрации президента США Клинтона по кибербезопасности и специалист по борьбе с терроризмом Ричард Кларк, бывший первый заместитель директора Центрального разведывательного управления Майкл Морелл, профессор права чикагского университета Джеффри Стоун, бывшие сотрудники администрации президента Б.Обамы Кэсс Санстайн и Питер Суайр. Б.Обама провел 27 августа заседание комиссии, на котором потребовал подготовить промежуточный отчет в течение 60 дней и окончательный отчет и рекомендации к середине сентября 2013г. Целью работы комиссии стало разработка конкретных рекомендаций для повышения общественного доверия к программам сбора данных спецслужбами США.

Комиссия начала работу, но лишь 13 декабря 2913 года президенту США был представлены соответствующие рекомендации в 300-страничном докладе «Свобода и безопасность в меняющемся мире». Содержащиеся в докладе 46 рекомендаций легли в основу программы реформ анонсированной президентом США 17 января. Скорее всего программа реформы американской разведки, которая представлена президентом США Бараком Обамой будет в ряде направлений осуществлена благодаря деятельности Обзорной группы по вопросам разведки и коммуникаций, которая и подготовила рекомендации для Белого дома по вопросу о реорганизации Агентства национальной безопасности.

Путь реформы еще далеко не ясен. Еще до обращения президента, некоторые предложения по реформированию АНБ уже вызывали явное сопротивление на Капитолийском холме. Б.Обама стремиться парировать вопросы относительно растущей озабоченности в отношении права неприкосновенности личной жизни, и, будет неоднократно апеллировать к Конгрессу США с тем, чтобы конгрессмены оказали помощь в решении острых вопросов несовпадения гражданских свобод и требований национальной безопасности.  Эти вопросы уже до выступления президента были в предварительном порядке обсуждены 14 января с.г., когда члены Обзорной группой по вопросам разведки и коммуникационных технологий представляли свои рекомендации на встрече с сенатским комитетом.

Однако единогласия нет и среди членов Конгресса. Сенатор-демократ Патрик Лихи говорит, что реформы необходимы: «Мы действительно обсуждаем фундаментальные вопросы отношений американцев с их собственным правительством… Правительство существует для американцев, не наоборот»[xii]. В то же время сенатор-республиканец Чак Грассли предупредил, что разведывательные реформы не должны вернуть федеральным агентствам существовавший «до 11 сентября 2001 года» менталитет.  «Некоторые из рекомендаций, содержащихся в докладе, могут сделать расследование в отношении террориста с более усложненным различными процедурами, чем в отношении обычного преступника», - сказал он. «Некоторые из рекомендаций доклада могут вновь восстановить стену между нашей правоприменительной практикой и службами национальной безопасности, которая существовала до 11 сентября 2001 года»[xiii]. В любом случае, по мнению американских обозревателей, АНБ, да и другим американским спецслужбам придется пережить не лучшие времена «эпохи реформирования»…

И так президент США Барак Обама можно сказать поиграл Эдварду Сноудену. Проиграл видимо крупно. Мог ли быть другой исход в этом виртуальном противостоянии руководителя крупнейшей державы мира и простого бывшего системного администратора? Нет, поскольку разоблачения Э.Сноудена вызвали у широких масс населения, как в США, так и в других странах, осознание реальных границ допустимого вмешательства со стороны государства и его специальных органов в личную жизнь граждан, даже под внешне благовидными предлогами.

 

 


[i] The Guardian от 11 июня 2013 г.

[ii] The Guardian от 7 июня 2013 г.

[iii] The Guardian от 24 октября 2013 г.

[iv] El Pais от 25 октября 2013 г.

[v] TV Globo от 2 сентября 2013 г.

[vi] The Guardian от 17 июня 2013 г.

[vii] The Guardian от 6 августа 2013 г.

[viii] The Washington Post от 31 августа 2013 г.

[ix] The South China Morning Post от 11 сентября 2013 г.

[x] O Globo от 6 июля 2013 г.

[xi] http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19872#.Ut5MZdyGgdV

Ключевые слова: США

Версия для печати