За последнее время Соединенные Штаты неоднократно выражали беспокойство наращиванием объемов сотрудничества между Китаем и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Неоднократно в объективы экспертного сообщества попадала Мьянма – одно из беднейших государств Юго-Восточной Азии (ЮВА), старающееся заручиться экономической поддержкой Пекина.
Мьянма остается крайне нестабильным государством и в политическом отношении. В 2012 г. запад страны погрузился в пучину межконфессионального противостояния. Буддисты конфликтовали с мусульманами-представителями народа рохинджа. Последним пришлось скрываться от преследований в соседней Бирме и Таиланде (1). Эти события привлекли внимание западных СМИ, поэтому в интересах властей Мьянмы добиться скорейших результатов в экономическом секторе с тем, чтобы обеспечить население необходимым минимумом социальных благ.
Для Пекина Мьянма представляет интерес и как государство, богатое природными ресурсами (газ, нефть, медь, олово, лес) и обладающее важным стратегическим положением в Бенгальском заливе. Мьянма имеет морскую границу с Индией и сухопутную – с Таиландом. Мьянма – близкий сосед Вьетнама, что для Китая немаловажно, поскольку Индия, Таиланд и Вьетнам наращивают темпы сотрудничества с Вашингтоном.
Непосредственно с Мьянмой граничит китайская провинция Юнань – не самая густонаселенная административная единица КНР, но насчитывающая более 45 млн. жителей. Существенной проблемой для Пекина является обеспечение экономического баланса между «береговым» Китаем, граничащим с сопредельными государствами и имеющим выход в море, и Китаем «материковым» - огромной континентальной массой китайской территории, которая не имеет доступа к морским торговым путям, и живет намного более бедной жизнью. Развитие торговых отношений с Мьянмой служит экономическому развитию 45-миллионной провинции Юнань. В мае 2011 г. между Китаем и Мьянмой был подписан договор о стратегическом экономическом партнерстве.
Немаловажно, что провинция Юнаннь граничит с Тибетским автономным районом – проблемной для Пекина территорией. Регулярные волнения тибетцев заставляют китайские власти быть внимательными, особенно с учетом наличия общей границы между Тибетом и Индией – региональным конкурентом Китая. Тибет – это разделительный рубеж между Индией и Китаем, поэтому китайские власти стараются не допустить усиления в близлежащих странах, в т.ч., в Мьянме, своих геополитических конкурентов.
Но обречена ли Мьянма быть постоянным полигоном американо-китайского соперничества? Некоторые эксперты полагают, что эта страна вполне могла бы стать ареной американо-китайского сотрудничества. Политика КНР в отношении соседних государств включает в себя пять шагов: обеспечение спокойствия на границах, отсутствия перемещения эмигрантов на китайскую территорию, отсутствия американских военных баз, создание благоприятного климата для китайских инвестиций и гарантии дипломатической поддержки со стороны правительств данных государств в международных организациях (ООН, АСЕАН и др.).
Жизнь показала несостоятельность подхода Соединенных Штатов к выстраиванию отношений с азиатскими государствами, когда режимы и правительства делились на «демократические» и «недемократические». Последние зачислялись в изгои, и с ними охотно сотрудничали китайцы. В итоге «изгои» получали от Пекина большую выгоду, чем образцовые «демократы». Желание американцев развивать сотрудничество с Мьянмой является, как раз, итогом пересмотра прежней концепции, и готовностью закрыть глаза на «недемократические» поступки правительств государств ЮВА.
Потеплению отношений США со странами ЮВА способствует увеличение доли китайских эмигрантов в общем количестве населения. По приблизительным оценкам, в Мьянме нелегально проживает более 2 млн. китайцев вдобавок к тем 3%, которые являются гражданами страны с более чем 55-миллионным населением. Это вызывает некоторую настороженность Мьянмы, поскольку КНР до разрешения спора о демаркации границ в 1960 г. считала северную часть Бирмы (тогдашнее название Мьянмы) китайской территорией (2).
Мьянма – многонациональное государство, и национальный вопрос там далек от разрешения. Периодически в стране происходят всплески недовольства нацменьшинств действиями центральных властей. Вашингтон неоднократно давал понять, что сотрудничество с Нейпьидо возможно только при разрешении национальных конфликтов с учетом интересов всех сторон, и на «демократической» основе. В истории Мьянмы неоднократно случалось так, что США и КНР поддерживали повстанческие группировки, поэтому руководство страны болезненно воспринимает любые попытки иностранных держав подключиться к разрешению межнациональных споров. Нейпьидо приходится искать гармоничный баланс между Вашингтоном и Пекином, стараясь извлечь пользу от обоих.
Соединенным Штатам важно не отталкивать Китай, не доводить негласное противостояние за контроль над Мировым океаном и его «береговыми зонами» до острой конфликтной фазы, а сработать более тонко, вовлекая Китай в совместные экономические и политические проекты в ЮВА. Открытая холодная война окончательно истощит ресурсы Вашингтона, и осложнит экономический рост Пекина. Целесообразней найти платформу для сотрудничества, в т.ч., на спорных территориях, например, в Мьянме, и тесно увязать интересы Китая с интересами Соединенных Штатов. Это будет гарантией более предсказуемого (для американцев) поведения Пекина, с учетом пожеланий и взглядов Вашингтона.
Мьянма, действительно, представляет собой удобную площадку для реализации совместных американо-китайских проектов. Государство входит в т.н. «Золотой треугольник», и проблема распространения наркотиков здесь актуальна. Противодействие этому злу – в интересах и Вашингтона, и Пекина. Как и общие усилия в иных направлениях – спасательные операции в чрезвычайных ситуациях, обсуждение насущных политических проблем в рамках трио США – Китай - Мьянма. Будущее последней зависит от того, удастся ли Вашингтону и Пекину сдержать свои амбиции, и настроиться на взаимовыгодный диалог, а не молчаливое противостояние, эхо которого пронесется по всей ЮВА.
1) «Ethnic Cleansing of Muslim Minority in Myanmar?» (Inter Press Service, 05.12..2013)
2) «Myanmar-China-US: The Potential for Triangular Cooperation» (The International Relations and Security Network, 27.11.2013)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs