Уважаемые коллеги, друзья,
Прежде всего хотел бы приветствовать новых членов Совета, вошедших в его состав от федеральных округов и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации на 2013-2014 гг.. Желаю вам плодотворной работы в составе этого органа.
По традиции предлагаю начать с обзора выполнения рекомендаций предыдущего апрельского заседания. Тогда мы предметно обсудили вопросы развития международных и внешнеэкономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Прошедший период показал, что большинство субъектов Российской Федерации активно развивает многопрофильные контакты с партнерами из АТР с акцентом на инновационную и научно-технологическую составляющие. Этому во многом способствуют особые экономические зоны, действующие в восточной части страны – в республиках Бурятия и Алтай, Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Томской и Иркутской областях.
Региональные администрации уделяли особое внимание вопросам улучшения делового климата. Принимали целевые программы по повышению инвестиционной привлекательности регионов, внедряли новые механизмы сопровождения бизнес-проектов. Власти субъектов Российской Федерации содействуют созданию инновационно-индустриальных парков, на базе которых реализуются совместные проекты в сфере высоких технологий.
Представители регионов активно подключаются к работе в рамках различных форматов по развитию двусторонних отношений с отдельными государствами. Например, в заседаниях межправкомиссий с Японией и Таиландом приняли участие главы и представители Камчатского и Приморского краев, Амурской, Свердловской, Ярославской областей. Будем и впредь приветствовать такую практику. Считаем ее очень полезной.
Отмечаем хорошую динамику делегационного обмена. С целью расширения делового сотрудничества Камчатский и Приморский края, Москва, Сахалинская, Челябинская, Курская, Тульская области провели, в том числе на базе Российских центров науки и культуры в Китае и Республике Корея, целый ряд презентаций и семинаров.
Восточные регионы России стремятся творчески использовать европейский опыт налаживания приграничных связей, накопленный, в том числе, по линии Совета Европы. Нам представляется перспективным проект создания по типу еврорегиона трансграничного объединения «Большой Алтай» с участием Республики Алтай, Алтайского края и приграничных территорий Казахстана, Монголии и Китая.
Министерство иностранных дел продолжало работу со странами АТР в целях облегчения визового режима. В октябре нынешнего года вступило в силу межправсоглашение с Японией об упрощении процедуры взаимной выдачи виз. В ноябре подписано соглашение об отмене визовых требований с Республикой Корея. Увеличили до 30 дней срок безвизового пребывания для российских граждан на Филиппинах. Готовится соглашение с Сингапуром об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов.
Отрадно, что улучшается информационное взаимодействие между МИД и субъектами Российской Федерации. Паспорта регионов регулярно обновляются на сайте Министерства, российские загранучреждения распространяют информацию об их инвестиционном потенциале.
Активно способствуем задействованию инфраструктуры острова Русский для организации международных мероприятий. В 2013 г. там прошли четыре крупных форума, в том числе «саммит» региональных администраций стран Северо-Восточной Азии, принявший совместную декларацию о конкретных направлениях развития туризма в регионе. Рассчитываем, что ее реализация будет способствовать расширению контактов между людьми в АТР.
Это касалось выполнения решений нашего прошлого заседания. Сегодня нам предстоит обсудить тематику приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза. В нашем диалоге с Брюсселем и странами-членами ЕС считаем важным последовательно расширять региональную составляющую. Исходим из того, что развитие связей на уровне регионов – важный фактор укрепления доверия и взаимопонимания между Россией и Евросоюза.
Ключевым механизмом такого взаимодействия на сегодняшний день являются пять программ приграничного сотрудничества с участием регионов России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Латвии, Эстонии, Литвы и Польши. Общий бюджет этого масштабного российско-есовского проекта, который реализуется на основе принципов равноправия и софинансирования, составил 437 млн. евро на период 2009-2013 гг., 103 млн. из которых – средства федерального бюджета России.
Программы предусматривают наращивание взаимодействия, в том числе по таким темам, как экология, обустройство территорий, социально-экономическое развитие регионов, туризм, контакты между людьми, культурные обмены, наука, образование, здравоохранение, народные промыслы. Составной частью программ является реализация крупномасштабных проектов по обустройству границ, строительству инфраструктурных объектов в интересах регионов.
В связи с тем, что в ближайшее время действие программ завершается, нам предстоит внимательно проанализировать итоги пятилетнего периода и сделать соответствующие выводы на будущее. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что их реализация приносит ощутимую практическую отдачу на местах, гармонично дополняет региональные стратегии социально-экономического развития, в целом содействует продвижению модернизационной повестки дня в отношениях Россия-ЕС.
Существуют вопросы, над которыми предстоит дополнительно работать. В первую очередь это отсутствие в России достаточной нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества. Необходимость принятия соответствующего федерального закона назрела давно. Полагаем, что настало время предпринять более активные шаги для продвижения известного законопроекта. Считаем также важным активизировать работу по ратификации протокола №3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, регулирующего деятельность еврорегионов. Этот документ, который Россия подписала в июне 2012 г., полностью совместим с соответствующим регламентом ЕС и создает солидную, современную правовую базу для наращивания приграничных связей с нашими европейскими партнерами. На стыке с ЕС сейчас действуют семь еврорегионов с российским участием – «Балтика», «Сауле», «Неман», «Псков-Левония», «Шешупе», «Лына-Лава», «Карелия».
Готовы и далее оказывать необходимую поддержку Министерству регионального развития России как головному ведомству в сфере приграничного сотрудничества. Рассчитываем, что заинтересованные субъекты Российской Федерации будут более активны в проектной деятельности, а также в вопросе о размещении в перспективе на своей территории совместных управляющих органов программ. Пока такие органы работают лишь на территории стран ЕС, и было бы важно, чтобы мы двигались в сторону паритета. Полезно подумать и о возможных формах планирования вклада региональных властей в софинансирование проектов.
В настоящее время МИД совместно с Минрегионом России прорабатывает с Еврокомиссией и властями заинтересованных стран-членов ЕС модальности программ приграничного взаимодействия на период
2014-2020 гг. При этом исходим из необходимости уточнения нормативной базы сотрудничества таким образом, чтобы в рамках каждой программы – а их будет семь – были учтены требования российского законодательства, созданы условия для максимальной реализации потребностей и планов развития наших регионов. Рассчитываем, что субъекты Российской Федерации внесут весомый вклад в их подготовку и реализацию. В частности, регионам следует четко сформулировать свои интересы и ориентировать программы на решение собственных задач, в том числе в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 г.
Продолжаем диалог с Евросоюзом о присоединении на приемлемых для нас условиях к Программе приграничного сотрудничества «Регион Балтийского моря». Прорабатывается возможность российского участия в отдельных проектах программы «Северная периферия и Арктика» в целях выполнения Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 г. Предлагаю подумать о налаживании аналогичного трансграничного взаимодействия на уровне регионов в Черноморском бассейне.
Продолжаем работу с Еврокомиссией с целью скорейшего выхода на отмену виз для краткосрочных поездок граждан. В этом контексте было бы полезно, чтобы представители местных властей в контактах с партнерами из ЕС на конкретных примерах демонстрировали сдерживающее влияние визовых барьеров для расширения межрегиональных связей. Такие примеры есть, и мы о них знаем.
В диалоге с Еврокомиссией и странами-членами Евросоюза будем и впредь уделять должное внимание тематике приграничного сотрудничества, которое должно развиваться на равноправной основе, с учетом взаимных интересов, а также потребностей наших регионов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs