В последние годы отношения между Россией и странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) довольно активно развиваются во всех областях – в политической, торгово-экономической, научной, военно-технической. Чаще стали происходить культурные контакты, растут туристические связи, расширяется народная дипломатия. Более подробно на эти темы мы беседуем в МИД России с директором Латиноамериканского департамента Александром Щетининым.
- Александр Валентинович, как бы вы охарактеризовали нынешний этап взаимодействия нашей страны с государствами ЛАКБ?
- Отношения между Россией и Латинской Америкой развиваются весьма динамично, причем по очень большому числу направлений. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последнего десятилетия. Что важно отметить - этот динамичный характер российско-латиноамериканского сотрудничества стал уже константой, превратившись в необходимость для наших стран. Это – естественный процесс, который углубляется. Он характеризуется тем, что мы все больше переходим от взаимных констатаций близости позиций по международным вопросам или возможностей развития торгово-экономического сотрудничества к предметной, очень тесной работе по конкретной международной проблематике, если мы говорим о внешней политике, или по конкретным торгово-экономическим проектам, которые реализуются нами как на территории Латинской Америки, так и в Российской Федерации.
Очень активно развивается политический диалог. В июле этого года мы принимали в Москве президентов Венесуэлы и Боливии, участвовавших в саммите Форума стран-экспортеров газа, состоялись их переговоры с Президентом России Владимиром Путиным. В феврале Председатель Правительства России Дмитрий Медведев посетил Бразилию и Кубу.
Позитивная динамика наблюдается в развитии контактов на уровне министров иностранных дел. «На полях» общеполитической дискуссии на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке также прошли встречи Сергея Лаврова с латиноамериканскими партнерами из Никарагуа, Парагвая, Мексикой, Бразилией, Кубой.
Развиваются также связи по линии других федеральных органов исполнительной власти как экономического и научно-технологического блоков, так и блоков культурного и гуманитарного. Это тоже важная специфика, которая характеризует нынешний этап нашего сотрудничества.
Продолжает расширяться безвизовая зона для взаимных поездок граждан наших государств. По итогам беседы нашего министра со своим коллегой из Парагвая Эладио Лоисагой в сентябре с.г. в Нью-Йорке такое соглашение подписано теперь с Асунсьоном. Сейчас, если не учитывать некоторые карибские и центральноамериканские республики, которые имеют свою специфику, то легче назвать государства, с которыми у нас пока нет соглашений о безвизовых поездок, чем те, с которыми такие соглашения заключены и вступили в силу. Безусловно, безвизовый режим способствует развитию двусторонних контактов, взаимных поездок, туристических обменов молодежными и спортивными делегациями. Это – очень важный фактор нашего взаимодействия.
К сожалению, обратной стороной безвизового режима стали более активные контакты криминальных элементов, рост транснациональной преступности. Поэтому для нас очень важно то сотрудничество, которое развивается по линии правоохранительных органов, особенно в том, что касается борьбы с международным терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, оружием и людьми.
Под это подводится соответствующая договорно-правовая база. И мы стремимся делать все необходимое, чтобы сотрудничество между Россией и государствами ЛКА шло во благо, а не во вред нашим народам.
Если говорить о торгово-экономическом сотрудничестве, то его объем в прошлом году достиг 16,5 миллиарда долларов «на круг».
С одном стороны, наблюдается рост по сравнению с предыдущим периодом (о прогнозах на текущий год говорить пока не буду).
С другой, конечно же, объема в 16,5 миллиарда долларов явно недостаточно. Однако важно то, что в структуре нашего взаимодействия все большее место занимают серьезные, долгосрочные торгово-экономические проекты. В качестве примера могу привести серьезную проработку и осуществление проекта по строительству гидроэлектростанции «Тоачи-Пилатон» в Эквадоре. Или закупку большой партии наших самолетов «Сухой Суперджет» Мексикой. Мог бы еще привести и другие примеры – конкретные инвестиционные проекты, осуществляемые Россией совместно с бразильскими партнерами.
Другими словами, есть поле взаимных интересов, есть конкретные сферы взаимного приложения капиталов на основе очень важного принципа – взаимодополняемости наших экономик. Мы в значительной степени не выступаем как конкуренты. Наши экономики взаимодополняемы, и это дает нам существенные плюсы, новые «окна возможностей» для двусторонних связей.
Латинская Америка все чаще становится центром притяжения для российских туристов. Таких особенно привлекательных, массовых точек они облюбовали там пока четыре: это Пунта Кана в Доминиканской Республике, Канкун в Мексике, Варадеро на Кубе и набирающий популярность курорт Монтего Бей на Ямайке. Безусловно, все это влечет за собой и организацию прямого воздушного сообщения. Видим, что Латинская Америка становится все более привлекательной, по крайней мере, для изысканного российского туриста.
Так что, действительно, отношения развиваются динамично. И они приносят свои бесспорные плюсы, приносят и проблемы, которые вызваны созданием широкой сети двусторонних и многосторонних контактов.
- Александр Валентинович, хотелось бы поговорить с вами на горячую сегодня сирийскую тему. Как страны Латинской Америки относятся к ситуации внутри этой страны и вокруг нее?
- В своем подавляющем большинстве латиноамериканцы выступают за мирное решение внутреннего конфликта в Сирии и против вмешательства во внутренние дела этой страны извне, против агрессии. Они за нахождение дипломатических путей урегулирования той сложной ситуации, которая складывается в этой стране и, что особенно важно, - имеет очевидную проекцию на другие регионы Ближнего Востока.
Эта совместная позиция латиноамериканцев нашла свое воплощение как в индивидуальном порядке в соответствующих заявлениях правительств и министерств иностранных дел, так и в их совместных документах. В этой связи отмечу заявление Союза южноамериканских наций (УНАСУР), заявление, принятое Боливарианским альянсом для народов нашей Америки (АЛБА) и заявление Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Это – совместная позиция. Она согласована всеми государствами. Важно то, что в этих документах высказано твердое намерение содействовать дипломатическим путям решения конфликта.
Без преувеличения, все государства региона поддержали российско-американские шаги, нацеленные на ликвидацию химоружия в Сирии. Все подчеркнули решающую роль российской дипломатии в достижении соответствующих договоренностей, получивших единогласную поддержку Исполкома ОСХО и Совета Безопасности ООН.
Разумеется, в позициях сторон есть нюансы. И мы их видим. Но важно, что все ключевые государства региона и регион в своем подавляющем большинстве в этом плане достаточно последовательны в общей оценке ситуации в Сирии и в оценке последних российских инициатив и российско-американских шагов по установлению контроля над сирийским химическим оружием.
- Теперь задам вам вопрос иного рода. У нас в стране и за ее пределами широко известен научно-исследовательский Институт Латинской Америки Российской Академии Наук (ИЛА РАН). Его знают как один из отечественных и мировых центров латиноамериканистики. Парламент принял закон о реформе РАН, который вызвал дискуссии в российском обществе. Как, по-вашему, реформа может повлиять на деятельность ИЛА, на развитие российской латиноамериканистики?
- Мне не хотелось бы предугадывать, каким образом принятие закона о реформировании РАН в конкретном проявлении отразится на деятельности Института Латинской Америки. Я хотел бы подойти к этому вопросу с другой стороны. Институт Латинской Америки – это важный институт нашего научного сообщества, имеющий большой авторитет в академических кругах как нашей страны, так и за рубежом. В ИЛА работает высокопрофессиональный коллектив, во главе которого стоит член-корреспондент РАН Владимир Михайлович Давыдов. И, безусловно, очень важно сохранение этого коллектива, очень важно сохранение института как центра российской латиноамериканистики. Кроме того, мы прекрасно видим, что здание Института Латинской Америки уже давно стало не просто академическим центром, это – место проведения многих важных встреч, конференций, заседаний, собраний, на которые приглашаются как российские участники, так и наши гости из Латинской Америки. Это – важная площадка для многосторонних и двусторонних встреч, площадка неформальная, дискуссионная, творческая. Для нас очень важно, что такая площадка существует. И мы в том, что касается МИД, безусловно, заинтересованы, чтобы такая неформальная площадка обсуждения текущих вопросов жизни региона, развития нашего сотрудничества, его перспектив сохранялась и работала на наше общее благо. На этот счет не может быть никаких сомнений. И мы весьма признательны этому академическому институту за ту работу, которую он проводит в продвижении сотрудничества между Россией и Латинской Америкой.
- И последний вопрос, традиционно устремленный в будущее. Александр Валентинович, какие перспективы у наших отношений с латиноамериканскими и карибскими странами? До сих пор среди предпринимателей в России бытует мнение, что этот регион находится далеко и сотрудничать с ним невыгодно, что в Латинской Америке мы слишком проигрываем США, а теперь и Китаю, который имеет товарооборот с ЛАКБ на порядок выше нашего. Что вы думаете об этом?
- Мы, конечно, не американцы и не китайцы. И возможности у нас другие. Да и подходы у нас иные. Это не плюсы, не минусы, а просто констатация объективных фактов. Безусловно, Россия и Латинская Америка смотрят на сотрудничество между собой через призму взаимных интересов. По мере того, как наши страны будут в большей степени нуждаться друг в друге в плане политического взаимодействия, в плане экономического сотрудничества, то будут и крепнуть отношения в целом. Какими-то административными решениями эту проблему решить трудно, да, наверно, и не нужно. Необходимо быть реалистами.
Конечно, Латинская Америка – это континент, находящийся в другом полушарии. Но это абсолютно не значит, что у нас некая ограниченная сфера интересов. Отнюдь. У нас широкое поле совпадения взаимных связей – и в политике, и в экономике, и в культуре, и в гуманитарном сотрудничестве. И нам нужно эти возможности использовать. То, в какой степени нам удастся это сделать, в значительной степени зависит от того, как идут дела у нас дома. Идут хорошо - будут активнее развиваться и связи между Россией и Латинской Америкой.
В том, что касается необходимой инфраструктуры этих связей, то она уже создана, и она достаточно широкая. При этом имеется взаимный интерес к углублению и расширению контактов. Примером послужит предстоящее открытие в Москве еще одного латиноамериканского посольства – Республики Гондурас.
Думаю, что решения в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, которая принята и которая реализуется, создают для этого хорошую, добрую основу. Безусловно, будут укрепляться связи по линии БРИКС, будут укрепляться отношения по линии «двадцатки», по линии других международных механизмов. Важно укрепление наших связей с латиноамериканцами и в рамках Всемирной Торговой Организации, которую теперь возглавляет представитель этого региона – из Бразилии.
Другими словами, я смотрю на наши контакты с Латинской Америкой с оптимизмом. Иначе и заниматься этим не надо было бы. Убежден, что у них, действительно, хорошее, конструктивное и взаимовыгодное будущее.
- Спасибо вам, Александр Валентинович, за интересную беседу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs